Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Академическая честность в структуре устойчивой антикоррупционной позиции студента: опыт социологического анализа

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-131-165

Аннотация

Введение. Процесс формирования устойчивой антикоррупционной позиции студенческой молодежи сталкивается с ситуацией рассогласованности провозглашаемого осуждения коррупции с реальными практиками повседневного поведения.

Цель – провести социологический анализ сформированности устойчивой антикоррупционной позиции студента по трем ключевым параметрам: когнитивному, ценностному, поведенческому.

Методология, методы и методики. Социологический опрос проведен среди студентов вузов Екатеринбурга (n = 572), обучающихся по направлению «Экономика и управление», посредством онлайн-анкетирования на платформе Yandex. Полученные результаты были обработаны с использованием программы для статистической обработки данных SPSS.

Результаты. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с результатами российских и международных эмпирических исследований. У студентов выявлены достаточно высокий уровень сформированности ценностей неприятия коррупции в обществе и одновременно толерантное отношение к нарушению норм академической честности в их образовательной деятельности. Сделан вывод, что нормы академической честности оказываются более устойчивыми в групповом взаимодействии, нежели в индивидуальной обучающей деятельности студента. Обозначена проблема анализа новых возможностей и рисков для академической честности в связи с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в учебной деятельности.

Научная новизна. Проведена диагностика «устойчивой антикоррупционной позиции» студентов вузов, связанной с рациональными, ценностными и поведенческими проявлениями; утверждается, что академическая честность рассматривается как поведенческий индикатор устойчивой антикоррупционной позиции, которую студент демонстрирует в процессе образовательной деятельности.

Практическая значимость. Принятие стандартов академической честности поможет студенту вырабатывать социально приемлемую модель поведения в ситуации, когда возникает искушение нарушить антикоррупционные правила ради собственных интересов. Формирование академической честности студента следует рассматривать как элемент системной антикоррупционной работы в вузе.

Об авторах

Н. Г. Чевтаева
Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Чевтаева Наталия Геннадьевна – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и социологии 

Екатеринбург

ResearcherID ABD-5356-2020,

Scopus Author ID 57199859026,

AuthorID 691511



О. В. Боброва
Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Боброва Ольга Владимировна – кандидат социологических наук, и.о. декана факультета государственного и муниципального управления 

Екатеринбург



Е. Колл
Университет Зайеда
Объединенные Арабские Эмираты

Колл Екатерина – PhD, доцент кафедры маркетинга 

Дубай



Список литературы

1. Kisamore J., Stone T., Jawahar I. Academic integrity: the relationship between individual and situational factors on misconduct contemplations. Journal of Business Ethics. 2007;75:381–394. doi:10.1007/s10551-006-9260-9

2. Алавердов А.Р. Эффективное противодействие коррупции как конкурентное преимущество современного вуза. Современная конкуренция. 2022;16(4):34–48. doi:10.37791/2687-0657-2022-16-4-34-48

3. Schwartz M.A. From the ordinary to corruption in higher education. Journal of Management Inquiry. 2017;26(3):270–279. doi:10.1177/1056492616674828

4. Чевтаева Н.Г. Патримониализм в служебных отношениях российского чиновничества (по материалам дореволюционных эмпирических исследований). Социологические исследования. 2022;6:143–147. doi:10.31857/S013216250019217-1

5. Данилевская Е.Е., Крылова Т.В., Лебедева Т.Е. К вопросу оценки коррупционных рисков в системе высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2023;80(4):93–97.

6. Ивашкин Н.С. Коррупция и ее влияние на качество образования в современной России. Ценности и смыслы. 2022;4(80):142–156. doi:10.24412/2071-6427-2022-4-142-156

7. Резер Т.М., Тургель И.Д., Панзабекова А.Ж. Антикоррупционные механизмы управления университетским образованием. Интеграция образования. 2022;26(3):433–448. doi:10.15507/1991-9468.108.026.202203.433-448

8. Chapman D., Lindner S. Degrees of integrity: the threat of corruption in higher education. Studies in Higher Education. 2016;41(2):247–268. doi:10.1080/03075079.2014.927854

9. Denisova-Schmidt E. The global challenge of academic integrity. International Higher Education. 2016;(87):4–6. doi:10.6017/ihe.2016.87.9494

10. Denisova-Schmidt E. Corruption, the lack of academic integrity and other ethical issues in higher education: what can be done within the Bologna process? In: Curaj A., Deca L., Pricopie R., eds. European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. Cham: Springer; 2018. doi:10.1007/978-3-319-77407-7_5

11. Ефимова Г.З. Трансформация российских университетов и академическое развитие научнопедагогических работников: поиски согласования стратегических приоритетов. Вопросы управления. 2023;5(84):50–66. doi:10.22394/2304-3369-2023-5-50-66

12. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Адаптация студентов в условиях трансформации высшей школы: обоснование управленческих решений. Вопросы управления. 2022;6(79):64–79. doi:10.22394/2304-3369-2022-6-64-79

13. Казанцева О.Л. Антикоррупционное образование в вузах. Российско-азиатский правовой журнал. 2023;3:12–15. doi:10.14258/ralj(2023)3.3

14. Julián M., Bonavia T. Determinants of students’ willingness to engage in corruption in an academic setting: an empirical study. Journal of Academic Ethics. 2020;18:363–375. doi:10.1007/s10805-020-09362-5

15. Hauser C. Fighting against corruption: does anti-corruption training make any difference? Journal of Business Ethics. 2019;159:281–299. doi:10.1007/s10551-018-3808-3

16. Маркинова Е.В. Противодействие коррупции через призму образовательной системы. Бизнес. Образование. Право. 2022;4(61):496–499. doi:10.25683/VOLBI.2022.61.473

17. Carrasco D., Pavón Mediano A. Tolerance of corruption among students in Latin America. In: Treviño E., Carrasco D., Claes E., Kennedy K.J., eds. Good Citizenship for the Next Generation. IEA Research for Education. Vol. 12. Cham: Springer; 2021. doi:10.1007/978-3-030-75746-5_7

18. Kwarteng J.T., Servoh M.W.K. A reasoned action approach to understanding anti-corruption intentions among MBA (accounting) students in Ghana. Heliyon. 2024;10(5):e26752. doi:10.1016/j.heliyon.2024.e26752

19. Arce J.L.Á., Rodríguez-Tejedo I., Erro M.J.V. Exploring the determinants of student attitudes towards corruption in Guatemala: are economics students different? Journal of Academic Ethics. 2024. doi:10.1007/s10805-024-09557-0

20. Alva E., Vivas V., Urcia M. Tolerance of future professionals towards corruption. Analysis through the attitudes of students of Lima’s universities regarding situations related to ethics and morals. Journal of Academic Ethics. 2021;19(2):211–227. doi:10.1007/s10805-019-09351-3

21. Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Вишневская А.В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника. Высшее образование в России. 2020;29(12):33–44. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44

22. Kisamore J.L., Stone T.H., Jawahar I.M. Academic integrity: the relationship between individual and situational factors on misconduct contemplations. Journal of Business Ethics. 2007;75:381–394. doi:10.1007/s10551-006-9260-9

23. Sirca C.L., Billen E. Predicting academic dishonesty: the role of psychopathic traits, perception of academic dishonesty, moral disengagement and motivation. Journal of Academic Ethics. 2024;22:489–503. doi:10.1007/s10805-024-09506-x

24. Okaibedi D. ChatGPT and the rise of generative AI: threat to academic integrity? Journal of Responsible Technology. 2023;13:200060. doi:10.1016/j.jrt.2023.100060

25. Adam L., Anderson V., Spronken-Smith R. It’s not fair: policy discourses and students’ understandings of plagiarism in a New Zealand university. Higher Education. 2017;74(1):17–32. doi:10.1007/s10734-016-0025-9

26. Gama P., Almeida F., Seixas A., Peixoto P., Esteves D. Ethics and academic fraud among higher education engineering students in Portugal. In: 1st International Conference of the Portuguese Society for Engineering Education (CISPEE); Porto, Portugal; 2013. doi:10.1109/CISPEE.2013.6701983

27. Amiri F., Razmjoo S. On Iranian EFL undergraduate students’ perceptions of plagiarism. Journal of Academic Ethics. 2016;14(2):115–131. doi:10.1007/s10805-015-9245-3

28. Ghimire S.N., Bhattarai U., Baral R.K. Academic dishonesty within higher education in Nepal: an examination of students’ exam cheating. Journal of Academic Ethics. 2024;22:303–322. doi:10.1007/s10805-023-09486-4

29. Малошонок Н., Шмелева Е. Факторы, влияющие на академическую недобросовестность среди студентов бакалавриата российских вузов. Journal of Academic Ethics. 2019;17:313–329. doi:10.1007/s10805-019-9324-y

30. Köbis N.C., Van Prooijen J.W., Righetti F., Van Lange P.A. “Who doesn’t?” – The impact of descriptive norms on corruption. PLoS One. 2015;10(6):e0131830. doi:10.1371/journal.pone.0131830

31. Шарин В.И. Коррупция в высшей школе в оценках студентов. Высшее образование в России. 2022;31(4):60–78. doi:10.31992/0869-3617-2022-31-22-4-60-78

32. Gino F., Ayal S., Ariely D. Contagion and differentiation in unethical behavior: the effect of one bad apple on the barrel. Psychological Science. 2009;20:393–398. doi:10.1111/j.1467-9280.2009.02306.x

33. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Отношение молодежи к коррупции как проявление экономического менталитета россиян. Психология и право. 2022;12(2):178–193. doi:10.17759/psylaw.2022120213

34. Максименко А.А., Дейнека О.С., Крылова Д.В., Забелина Е.В., Булгакова Е.А. Этические установки будущих представителей государственного управления и бизнес-сообщества: сравнительный анализ. Образование и наука. 2023;25(2):68–97. doi:10.17853/1994-5639-2023-2-68-97

35. Becker K., Hauser C., Kronthaler F. Fostering management education to deter corruption: What do students know about corruption and its legal consequences? Crime, Law and Social Change. 2013;60(2):227–240. doi:10.1007/s10611-013-9448-8

36. Tanner C., Linder S., Sohn M. Does moral commitment predict resistance to corruption? experimental evidence from a bribery game. PLoS One. 2022;17(1):e0262201. doi:10.1371/journal.pone.0262201

37. Morayta I.A. Los jóvenes y la corrupción: un análisis comparado de las percepciones en Rusia y Argentina. Iberoamerica. 2022;4:162–183. doi:10.37656/s20768400-2022-4-08

38. Chevtaeva N., Kachanova E., Ruchkin A., Kukhar V. Improving communication between citizens and authorities in the process of providing municipal services in urban and rural areas. E3S Web of Conferences. 2021;254(05):10026. doi:10.1051/e3sconf/202125410026

39. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом. Высшее образование в России. 2024;33(2):31–53. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

40. Cebrián-Robles V., Raposo-Rivas M., Cebrián-de-la-Serna M., Sarmiento-Campos J.A. Percepción sobre el plagio académico de estudiantes universitarios españoles. Educación XXI. 2018;21(2):105– 129. doi:10.5944/educXX1.20062

41. Atikuzzaman M., Yesmin S. Authority concerns regarding research students’ academic dishonesty: a case study for promoting academic integrity in a Public University in Bangladesh. Journal of Academic Ethics. 2023;21:591–607. doi:10.1007/s10805-023-09474-8


Рецензия

Для цитирования:


Чевтаева Н.Г., Боброва О.В., Колл Е. Академическая честность в структуре устойчивой антикоррупционной позиции студента: опыт социологического анализа. Образование и наука. 2024;26(10):131-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-131-165

For citation:


Chevtaeva N.G., Bobrova O.V., Koll E. Academic integrity in the framework of a student’s sustainable anti-corruption stance: insights from sociological analysis. The Education and science journal. 2024;26(10):131-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-131-165

Просмотров: 204


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)