Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Аргументационный ресурс в научной педагогике как объект исследования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-9-32

Аннотация

Введение. Практика анализа используемой учеными-педагогами в последние годы аргументации проявляет случаи некритичного отношения к мнениям научных авторитетов, искажения при формулировке определений, некорректности при теоретических и эмпирических обоснованиях выводов, что свидетельствует о попытках методологического «вмешательства» в аргументационное поле науки об образовании. Целью данной статьи является выявление специфики научной аргументации в педагогике и разделение критериев ее соответствия методологической рамке на две части: тезирование «жестких» и «мягких» требований. Методология, методы и методики. Методами исследования стали анализ записей научных диалогов, текстов статей, монографий и диссертаций по педагогике на предмет аргументационной корректности; анализ методологической литературы по проблемам аргументации в различных областях знания; метод разделения науковедческого аргументационного поля исходя из особенностей предмета исследования педагогики, возможности его дефиницирования и построения теоретических схем. Результатом проведенного исследования является определение требований к научным аргументам в педагогике, опосредованных спецификой ее предметного поля: «жесткие» требования, к соблюдению которых необходимо стремиться; «мягкие» требования, которые можно было бы обозначить «смягчающими обстоятельствами», позволяющими ученым-педагогам ответить на критику, в основе которой лежит сравнение педагогической аргументации с аналогичными процедурами в науках. Научная новизна заключается в обосновании деления аргументационного поля (как компонента методологии педагогики) на «жесткие» и «мягкие» соответствия аргументов научной педагогики методологической норме. Практическая значимость результатов состоит в возможности использования представленного материала в качестве учебного контента для обучающихся по программам педагогического образования как ориентира при выполнении выпускных квалификационных работ.

Об авторах

А. В. Коржуев
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Россия

Коржуев Андрей Вячеславович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
медицинской и биологической физики Института цифрового биодизайна и моделирования живых систем



С. А. Лесничук
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Россия

Лесничук Светлана Анатольевна – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологической химии института Цифрового биодизайна и моделирования живых систем



Н. А. Контаров
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Россия

Контаров Николай Александрович – кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской и биологической физики Института цифрового биодизайна и моделирования живых систем



Ю. Б. Икренникова
Российская государственная академия интеллектуальной собственности
Россия

Икренникова Юлия Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин 



Список литературы

1. Ghanizadeh A., Al-Hoorie A.H., Jahedizadeh S. Higher Order Thinking Skills in the Language Classroom: A Concise Guide. Springer Cham; 2021. 195 p. doi:10.1007/978-3-030-56711-8

2. Šeďová K., Šalamounová Z., Švaříček R., Sedláček M. Getting Dialogic Teaching into Classrooms. Singapore: Springer; 2020. 184 p. doi:10.1007/978-981-15-9243-0

3. Clinton J. Argument as Dialogue Across Difference: Engaging Youth in Public Literacies. New York, London: Routledge; 2017. 178 p. doi:10.4324/9781315619590

4. Schwarz B.B., Baker M.J. Dialogue, Argumentation and Education: History, Theory and Practice. Cambridge, UK: Cambridge University Press; 2017. 294 р. doi:10.1017/9781316493960

5. Morrow R.A. Dialogue, critical thinking, and critical pedagogy. In: Peters M.A., ed. Encyclopedia of Teacher Education. Singapore: Springer; 2022:189–235. doi:10.1007/978-981-13-1179-6_320-1.

6. Ellerton P., Kelly R. Creativity and critical thinking. In: Berry A., Buntting C., Corrigan D., Gunstone R., Jones A., eds. Education in the 21st Century: STEM, Creativity and Critical Thinking. Springer International Publishing; 2021:9–27. doi:10.1007/978-3-030-85300-6_2

7. Marangio K., Carpendale J., Cooper R., et al. Supporting the development of science pre-service teachers’ creativity and critical thinking in secondary science initial teacher education. Research in Science Education. 2024;54:65–81. doi:10.1007/s11165-023-10104-x

8. Spector J.M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation: from artificial intelligence back to human intelligence. Smart Learn. 2019;6(8). doi:10.1186/s40561-019-0088-z

9. Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E., Waddington D.I., Wade C.A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: a meta-analysis. Review of Educational Research. 2015;85(2):275–314. doi:10.3102/0034654314551063

10. Ennis R.H. Critical thinking across the curriculum: a vision. Topoi. 2018;37:165–184. doi:10.1007/s11245-016-9401-4

11. Gronostay D. To argue or not to argue? The role of personality traits, argumentativeness, episte mological beliefs and assigned positions for students’ participation in controversial political classroom discussions. Unterrichtswissenschaft. 2019;47:117–135. doi:10.1007/s42010-018-00033-4

12. Asterhan C.S.C., Schwarz B.B. Argumentation for learning: well-trodden paths and unexplored territories. Educational Psychologist. 2016;51(2):164–187. doi:10.1080/00461520.2016.1155458

13. Rapanta C., Macagno F. Authentic questions as prompts for productive and constructive sequences: A pragmatic approach to classroom dialogue and argumentation. Dialogic Pedagogy: An International Online Journal. 2023;11(3). doi:10.5195/dpj.2023.546

14. Martínez C.J.P., Catasús G.M., Fontanillas R.T. Impact of using learning analytics in asynchronous online discussions in higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020;17:39. doi:10.1186/s41239-020-00217-y

15. Lommi S. Causal and epistemic relevance in appeals to authority. Rivista Italiana di Filosofia Analitica. 2015;6(1). doi:10.13130/2037-4445/4673

16. Rapanta C. Argumentation as critically oriented pedagogical dialogue. Informal Logic. 2019;39(1). doi:10.22329/il.v39i1.5116

17. Kallio H., Virta K., Kallio M. Modelling the components of metacognitive awareness. International Journal of Educational Psychology. 2018;7(2):94–122. doi:10.17583/ijep.2018.2789

18. Zenker F. Introduction: reasoning, argumentation, and critical thinking instruction. Topoi. 2018;37(1):91–92. doi:10.1007/s11245-016-9416-x

19. Snaza N. Aleatory entanglements: (post)humanism, hospitality and attunement – a response to Hugo Letiche. Journal of Curriculum and Pedagogy. 2018;14:256–272. doi:10.1080/15505170.2017.1398700

20. Letiche H. Bewildering pedagogy. Journal of Curriculum and Pedagogy. 2017;14:236–255. doi:10.1080/15505170.2017.1335662

21. Alexander Н.A. What is critical about critical pedagogy? Conflicting conceptions of criticism in the curriculum. Educational Philosophy and Theory. 2016;50(10):903–916. doi:10.1080/00131857.2016.1228519

22. Alexander P.A. Reflection and reflexivity in practice versus in theory: challenges of conceptualization, complexity, and competence. Educational Psychologist. 2017;25(4):307–314. doi:10.1080/00461520.2017.1350181

23. Leś T. The research potential of educational theory: on the specific characteristics of the issues of education. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(14):1428–1440. doi:10.1080/00131857.2017.1313716

24. Koivuniemi M., Järvenoja H., Järvelä S. Teacher education students’ strategic activities in challenging collaborative learning situations. Learning, Culture and Social Interaction. 2018;19:109–123. doi:10.1016/j.lcsi.2018.05.002

25. Kim M.-Y., Wilkinson I.A.G. What is dialogic teaching? Constructing, deconstructing, and reconstructing a pedagogy of classroom talk. Learning, Culture and Social Interaction. 2019;21:70–86. doi:10.1016/j.lcsi.2019.02.003

26. Irawan N., Valentina T.F. The language of argumentation: a book review. Journal of Language and Education. 2021;7(2):274–276. doi:10.17323/jle.2021.12538

27. Boogaart R., Jansen H., van Leeuwen M. The Language of Argumentation. Cham: Springer; 2021. 323 p. doi:10.1007/978-3-030-52907-9

28. Rapanta C., Macagno F. The dimensions of argumentative texts and their assessment. Studia Paedagogica. 2020;24(4):11–44. doi:10.5817/SP2019-4-1

29. Nussbaum M.E., Dove I.J., Putney L.G. Bridging dialogic pedagogy and argumentation theory through critical questions. Dialogic Pedagogy: An International Online Journal. 2023;11(3). doi:10.5195/dpj.2023.548


Рецензия

Для цитирования:


Коржуев А.В., Лесничук С.А., Контаров Н.А., Икренникова Ю.Б. Аргументационный ресурс в научной педагогике как объект исследования. Образование и наука. 2025;27(1):9-32. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-9-32

For citation:


Korzhuev A.V., Lesnichuk S.A., Kontarov N.A., Ikrennikova Yu.B. Argumentation resource in scientific pedagogy as an object of research. The Education and science journal. 2025;27(1):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-9-32

Просмотров: 492


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)