Организационные факторы функционирования интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и региональной образовательной системы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-57-87
Resumen
Введение. На современном этапе развития взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования (РСО) РФ появляется возможность как оценки эффективности действующих моделей совместной деятельности региона и вузов, так и роли внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование данных моделей. Цель исследования – определение наиболее значимых факторов, влияющих на функционирование интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и РСО и их отражение в сознании субъектов данного взаимодействия. Методология, методы и методики. Использованы системный и средовой подходы, в рамках которых взаимодействие рассматривается как процесс и результат динамически развивающихся отношений между сложными и комплексными системами в целях сохранения равновесия и достижения поставленных целей в условиях современной социокультурной образовательной среды. В качестве метода оценки был использован опрос. В исследовании приняли добровольное участие 2335 работников региональных образовательных организаций, органов управления образованием, институтов развития образования и педагогических вузов в возрасте от 20 до 73 лет (средний возраст – 45,6 года, стандартное отклонение – 12,3; 89,8 % – женщины). Результаты. Выявлено несоответствие взглядов сторон на характер взаимодействия, отраженное в мнениях о функционировании моделей взаимодействия педагогического вуза и РСО в сознании представителей организаций разного типа. Для вузовских представителей взаимодействие видится более плодотворным и интенсивным, а репрезентанты РСО воспринимают его в контексте решения задач подготовки будущих педагогов и их вовлечения в решение проблем кадровой нехватки в РСО. Для представителей РСО большей значимостью по отношению к вузовским работникам обладает территориальный фактор. Выявлено, что в выборе содержания программы и образовательных результатов ее освоения отражаются реальные дефициты и потребности взаимодействующих сторон. Научная новизна. Впервые на масштабной выборке представителей РСО и педагогических вузов комплексно изучены мнения сторон о характере взаимодействия педагогического вуза и РСО, факторах, оказывающих на него влияние, выявлены ожидания по отношению к программе повышения квалификации субъектов взаимодействия. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования взаимодействия педагогического вуза и РСО, реализация которого возможна уже на этапе развития профессиональных компетенций, мотиваций и смыслов совместной деятельности в ходе освоения специально разработанной программы повышения квалификации для субъектов взаимодействия.
De los autores
С. ТарасовRussian Federation
Е. Спасская
Russian Federation
Ю. Проект
Russian Federation
Referencias
1. Тарасов С.В., Cпасская Е.Б., Проект Ю.Л. Взаимодействие педагогических вузов и региональных образовательных систем: подходы, практики, решения: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; 2024. 247 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67906036 (дата обращения: 01.10.2024).
2. Arant W., Fornahl D., Grashof N., Hesse K., Söllner C. University-industry collaborations—the key to radical innovations? Review of Regional Research. 2019;39:119–141. doi:10.1007/s10037-019-00133-3
3. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов. Экономика, предпринимательство и право. 2024;14(4):1229–1238. doi:10.18334/epp.14.4.120671
4. Pocol C.B., Stanca L., Dabija D.C., Pop I.D., Mișcoiu S. Knowledge co-creation and sustainable edu cation in the labor market-driven university-business environment. Frontiers in Environmental Science. 2022;10:781075. doi:10.3389/fenvs.2022.781075
5. Rådberg K.K., Löfsten H. The entrepreneurial university and development of large-scale research infrastructure: exploring the emerging university function of collaboration and leadership. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(1):334–366. doi:10.1007/s10961-023-10033-x
6. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2000–2010. doi:10.15372/PEMW20180305
7. Власова И.Н., Худякова М.А. Эффективные механизмы взаимодействия педагогических вузов с региональными системами образования в России. Управление образованием: теория и практика. 2023;13(10-2):218–227. doi:10.25726/o7735-1720-1512-a
8. Яковлева Н.О., Бухтияр Е С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования. Педагогическая перспектива. 2023;3:29–38. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54321395 (дата обращения: 03.10.2024).
9. Коротков А.М., Земляков Д.В., Карпушова О.А. Методика подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сетевом формате в условиях интеграции педагогического вуза с региональной системой образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022;8(171):4–11. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49736313 (дата обращения: 29.09.2024).
10. Репринцева Ю.С. Разработка модели регионального научно-педагогического кластера системы образования Амурской области. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;102:82–84. doi:10.22250/20730284_2023_102_82
11. Кадакин В.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе. Гуманитарные науки и образование. 2017;31(3):56–64. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30016677 (дата обращения: 02.10.2024).
12. Ситяева С.М., Яремчук С.В., Бакина А.В., Готнога А.В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;12(92):263–271. doi:10.24158/spp.2021.12.40
13. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):83–92. doi:10.15826/umpa.2018.01.008
14. Jian X., Du D., Liang D. Scale or effectiveness? The nonlinear impact of talent agglomeration on high-quality economic development in China. Heliyon. 2024;10(9):e30121. doi:10.1016/j.heliyon.2024.e30121
15. McCowan T. Higher Education for and beyond the Sustainable Development Goals. London: Palgrave Macmillan; 2019. 365 p. doi:10.1007/978-3-030-19597-7
16. Попов А.А., Глухов П.П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций. Высшее образование в России. 2020;29(11):75–87. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87
17. Kefelegn H. Theoretical analysis on economic impacts of universities on regional economies. Energy and Environment. 2020;5(5):69–73. doi:10.11648/j.ijeee.20200505.11
18. Pugh R., Soetanto D., Jack S. L., Hamilton E. Developing local entrepreneurial ecosystems through integrated learning initiatives. The Lancaster Case. Small Business Economics. 2019;56(2):2. doi:10.1007/s11187-019-00271-5
19. Burke M.K., Pugh R., Soetanto D., Owusu-Kwarteng A., Jack S.L. The engaged university delivering social innovation. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2056–2079. doi:10.1007/s10961-024-10091-9
20. Schütz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. Co-shaping the future in Quadruple Helix innovation systems: uncovering public preferences toward participatory research and innovation. She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2019;5(2):128–146. doi:10.1016/j.sheji.2019.04.002
21. Belitski M., Sikorski J. Three steps for universities to become entrepreneurial: a case study of entrepreneurial process and dynamic capabilities. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2035– 2055. doi:10.1007/s10961-024-10099-1
22. Galan-Muros V., Davey T. The UBC ecosystem: putting together a comprehensive framework for university-business cooperation. The Journal of Technology Transfer. 2019;44:1311–1346. doi:10.1007/s10961-017-9562-3
23. Коротков А.М., Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение взаимодействия педагогического вуза и региональной системы образования. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023;4(23):58–69. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59994455 (дата обращения: 01.10.2024).
24. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю., Халадов Х.-А.С., Леонова О.И., Вихристюк О.В. Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства. Вестник Мининского университета. 2024;12(2):1. doi:10.26795/2307-1281-2024-12-2-1
25. Тарасов С.В., Гогоберидзе А.Г., Кондракова И.Э., Спасская Е.Б. «Университет, открытый регионам». Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2023. 68 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63506771 (дата обращения: 26.09.2024).
26. Кашаев А.А., Петренко А.А. Методология и технология развития единого образовательного пространства современной школы: монография. Москва: Издательство «КНОРУС; 2024. 528 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54394546 (дата обращения: 11.10.2024).
27. Вертинова А.А. Классификация факторов влияния на университет: взаимовлияние университета и региона. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;2(27):95– 98. doi:10.26140/anie-2019-0802-0022
28. Urban B., Seely D. Academic spin-offs in an African emerging market context. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2023. doi:10.1177/14657503231213308
29. Зиневич О.В., Мелехина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития. Высшее образование в России. 2023;32(3):84–102. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
30. Елохов А.М., Арбузова Т.А. Стратегическое управление портфелем проектов: монография. Пермь: ПГНИУ; 2023. 168 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/Elohov-Arbuzova-Strategicheskoe-upravlenie-portfelem-proektov.pdf (дата обращения: 05.10.2024).
31. Коваленко В.И., Курганский С.И., Соколова О.А. Факторы развития образовательной системы вуза. Современные проблемы науки и образования. 2017;6:12–19. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32390540 (дата обращения: 02.10.2024).
32. Drejer I., Østergaard C.R. Exploring determinants of firms’ collaboration with specific universities: employee-driven relations and geographical proximity. Regional Studies. 2017;51(8):1192–1205. doi:10.1080/00343404.2017.1281389
33. Санникова О.В., Жуйков А.А. Возможности управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических исследований. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020;4(2):156–163. doi:10.35634/2587-9030-2020-4-2-156-163
34. Knight J. Higher education cooperation at the regional level. Journal of International Cooperation in Education. 2024;26(1):101–115. doi:10.1108/JICE-09-2023-0021
35. Jones S.E., Clarke D. Sustainable school-university partnerships: motivators for engagement, enablers, and constraints. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:279–297. doi:10.1007/978-981-99-8838-9_15
36. Clifton J., Jordan K. The role of the school leader in professional experience school–university partnership models. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:413–431. doi:10.1007/978-981-99-8838-9_22
37. Clifford-Swan J., Hudson K., Littlefair D. What makes school-university partnerships effective? An investigation into the relationship between a teacher training school and a university in England. School-University Partnerships. 2022;15(1):1–9. Accessed October 02, 2024. https://eric.ed.gov/?id=EJ1346069
38. Littlefair D., Clifford Swan J., Hudson K. Kinship and collegiality: an exploration of the underpinning characteristics of external partnerships at a university education department. Qualitative Research Journal. 2019;19(4):371–379. doi:10.1108/QRJ-02-2019-0018
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер; 2002. 720 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42490373 (дата обращения: 22.09.2024).
40. Charles D.R. Universities and engagement with cities, regions and local communities. rebalancing the social and economic. In: Duke C., Osborne M., Wilson B., eds. Learning, Partnership and Place. Leicester: NIACE; 2005:148–150. Accessed September 15, 2024. https://pascalobservatory.org/sites/default/files/david_r_charles_-_universities_and_engagement_with_cities_regions_and_local_communities_-_dec_2007_0.pdf
41. Тарасов С.В., Проект Ю.Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности. Science for Education Today. 2023;13(6):121–144. doi:10.15293/2658-6762.2306.06
42. Rahman A., Saodi S., Irfan M., Nasrah N. Education partnerships between local education authorities and universities: A promising strategy but undeveloped. Journal of Innovation in Educational and Cultural Research. 2022;3(2):122–131. doi:10.46843/jiecr.v3i2.85
43. Adams P. Initial teacher education partnership: bureaucracy, policy, and professional agency. In: Prøitz T. S., Aasen P., Wermke W., eds. From Education Policy to Education Practice: Unpacking the Nexus. Cham: Springer International Publishing; 2023:151–171. doi:10.1007/978-3-031-36970-4_2
44. Akkerman S., Bruining T. Multilevel boundary crossing in a professional development school part nership. Journal of the Learning Sciences. 2016;25(2):240–284. doi:10.1080/10508406.2016.1147448
45. Головина И.В. Практика организации взаимодействия педагогических вузов в формировании единого образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования. 2024;82-3:108–111. Режим доступа: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2082%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%203,%202024%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
46. Laman T.T., Flint A.S., Jett P.M., Davis T.R. “Together, I don’t feel so alone”: collaborative teaching as third space in university/school sites. The Teacher Educator. 2024;59(3):326–344. doi:10.1080/08878730.2023.2289880
Recensión
Para cita:
Tarasov S.V., Spasskaya E.B., Proekt Yu.L. Organisational factors influencing the integration model of interaction between a pedagogical university and a regional educational system. The Education and science journal. 2025;27(1):57-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-57-87