Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ресурсы родительской компетентности в реабилитации ребенка-инвалида

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-168-199

Аннотация

Введение. В условиях проявляющегося противоречия между потребностью участия родителей в реабилитации детей с инвалидностью и низким уровнем их компетентности, ограничивающим такое участие, актуальность приобретают исследования факторов, определяющих родительскую компетентность в достижении результативности реабилитации. Цель исследования – в рамках теории социального капитала проанализировать ресурсы родительской компетентности, обеспечивающие достижение результативности реабилитации ребенка-инвалида. Методология, методы и методики. Выборочная совокупность исследования, составила 500 респондентов. Исследование проходило в 2022–2024 гг. на базе Областного центра реабилитации инвалидов Свердловской области. Проведен анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Применялись также качественные методы сбора эмпирических данных, наблюдение, оценочные и проективные методики для выделения уровней и индикаторов семейного капитала (доверие, поддержка, внимание, близость в отношениях родителей и детей), определения типов родительских позиций во взаимоотношениях с ребенком (партнерская, наставническая, доминантная, отвергающая), направленности родительской активности в период реабилитационных мероприятий в специализированном учреждении, оценки результативности реабилитации ребенка. Результаты и научная новизна. На основе факторного анализа установлено, что уровень социального капитала родителей (семейные и внесемейные ресурсы) непосредственно определяет уровень родительской компетентности; уровень дохода прямо коррелирует с типом родительской позиции в отношениях с ребенком, а результативность реабилитации непосредственно зависит от включенности родителя в реабилитационные мероприятия. Большинство родителей c доминантной и отвергающей позицией характеризуются низким уровнем социального капитала и соответствующим уровнем   компетентности. Высоким уровнем ресурсов располагают родители с партнерской позицией и частично с наставнической, ресурсы остальных родителей относятся к среднему уровню. Практическая значимость. Результаты могут использоваться для разработки мер усиления ресурсной обеспеченности родителей, в частности образовательного ресурса, посредством расширения для них услуг и формирования эко-реабилитационной среды.

 

Об авторах

А. В. Старшинова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Старшинова Алевтина Викторовна – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы и управления персоналом департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института; ведущий научный сотрудник факультета социологии



Е. В. Шестакова
ГАУ «Областной центр реабилитации инвалидов Свердловской области»
Россия

Шестакова Елена Васильевна – директор 



Список литературы

1. Загоруйченко А.А., Карпова О. Б., Башкуева Е. Ю. Анализ динамических изменений инвалидности детского населения в Российской Федерации. Дальневосточный медицинский журнал. 2022;3:68–71. doi:10.35177/1994-5191-2022-3-11

2. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции. Современные исследования социальных проблем. 2015;9 (53):627–643. doi:10.12731/2218-7405-2015-9-48

3. Замараева М.В., Берлизов А.А. Коммуникативная компетентность как предмет социологического исследования. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;7:55–60. doi:10.24158/spp.2020.7.8

4. Родина Е.Н., Чекушкина Е.Н. Социальная компетентность как условие формирования социальной адаптации. Педагогический журнал. 2022; 12 (3А): 646–652. doi:10.34670/AR.2022.20.45.068

5. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию. Вестник РГГУ. 2010;17(61/10):214–224. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20220313105714/https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik-17_2010.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

6. Хитрюк В.В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования. Специальное образование: материалы XII междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2016 г. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016;1:249–253. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentnost-kak-obekt-vnimaniya-pedagoga-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения:: 23.05.2024).

7. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования. Вестник русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки 2020;1(1):44–50. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46192838_36737649.PDF (дата обращения: 15.05.2024).

8. Гагай В.В., Берестовая А.Ф. Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(5). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/23PS-MN521.pdf (дата обращения:: 28.09.2024).

9. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета; 2018. 126 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36836239 (дата обращения: 28.06.2024).

10. Майер А.А., Гришина Г.Н., Зеленкова Т.В. Компетентностное родительство: от теории к практике. Орехово-Зуево: ГГПУ; 2021. 52 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47932029 (дата обращения: 15.05.2024).

11. Гурко Т.А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе. 2022;4:3–14. doi:10.21064/WinRS.2022.4.1

12. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019;2:48–65. doi:10.15593/2224-9354/2019.2.4

13. Холодкова О.Г., Кабанченко Е.А. Развитие психологической компетентности родителей в условиях детского образовательного центра психологической помощи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018;4(37):86–88. Режим доступа: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/1136/1072 (дата обращения: 08.11.2024).

14. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи. Перспективы науки и образования. 2020;4(46):111–125. doi:10.32744/pse.2020.4.7

15. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе. Вестник Псковского государственного университета. Психолого-педагогические науки. 2017;6:67–75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yxcaue (дата обращения: 02.06.2024).

16. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион; 2019. 122 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tvsrbr (дата обращения: 16.03.2024).

17. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации как фактор развития базовых компетенций педагогов и родителей. Казань: Изд-во Казан. ун-та; 2019. 302 с. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1851365545/Veretennikova_monografiya_Gotova.pdf (дата обращения: 26.05.2024).

18. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development. American Psychologist. 1977;32(7):513–531. doi:10.1037/0003-066X.32.7.513

19. Thurston W.E., Vissandjee B. An ecological model for understanding culture as a determinant of women’s health. Critical Public Health. 2005;3:229–242. doi:10.1080/09581590500372121

20. Woodcock J. The social work assessment of parenting: an exploration. British Journal of Social Work. 2003;33:87–106. doi:10.1093/bjsw/33.1.87

21. Berger M. L’échec de la protection de l’enfance. Paris: Dunod; 2003. 304 p. Accessed June 07, 2024. https://typeset.io/authors/maurice-berger-tr19x240c6

22. Cheetham G., Chivers G. Professing, Competence, and Informal Learning. Cheltenham UK: Edward Elgar Publishing Limited; 2005. 360 р. Accessed May 09, 2024. https://www.e-elgar.com/shop/gbp/professions-competence-and-informal-learning-9781843764083.htm

23. Miller L. Professions, competence and informal learning – Graham Cheetham and Geoff Chivers. International Journal of Training and Development. 2006;10(2):175–177. doi:10.1111/j.1468-2419.2006.00251.x

24. Mansfield B. Competence in transition. Journal of European Industrial Training. 2004;28(2,3,4):296– 309. doi:10.1108/03090590410527672

25. Бурдьё П. Формы капитала. В книге: Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. Москва: Российская политическая энциклопедия; 2004. С. 519–536. Режим доступа: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002557018 (дата обращения: 01.11.2024).

26. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Режим доступа: http://www.jstor.org/discover/10.2307/2780243?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21102278535341 (дата обращения: 01.11.2024).

27. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. Москва: «Ad Marginem»; 1996. 288 с. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/2382587/ (дата обращения: 08.11.2024).

28. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва: Аспект-пресс; 1996. 414 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001735505 (дата обращения: 01.11.2024).

29. Durlauf S.N., Fafchamps M., Aghion P. Social Capital. In: Durlauf S. (ed.) Handbook of Economic Growth. Elsevier; 2005;1b:1639–1699. Accessed October 14, 2024. https://econpapers.repec.org/bookchap/eeegrochp/1-26.htm

30. Cox J., Simmons O.E.Y., Graham B., Greenhill G., Lintott A., Meriton R. Networking: An empirical study of the relationship between social capital and charity among online volunteers. Non-Profit and Voluntary Sector. 2019;48(2l):151–173. Accessed October 09, 2024. https://research.manchester.ac.uk/en/publications/getting-connected-an-empirical-investigation-of-the-relationship-

31. Xu Z., Zhang W., Zhang X., Wang Y., Chen Q. Gao B. Multi-level social capital and subjective wellbeing among the elderly: understanding the effect of family, workplace, community, and society social capital. Frontiers in Public Health. 2022;10:772601. doi:10.3389/fpubh.2022.772601

32. Klocke A., Stadtmüller S. Social capital in the health development of children. Child Indicators Research. 2019;12:1167–1185. doi:10.1007/s12187-018-9583-y

33. Tuominen M., Haanpää L. Young people’s well-being and the association with social capital, i.e. social networks, trust and reciprocity. Social Indicators Research. 2022;159:617–645. doi:10.1007/s11205-021-02762-z

34. Ashton K., Davies A.R., Hughes K., Ford K., Cotter-Roberts A., Bellis M. A. Adult support during childhood: a retrospective study of trusted adult relationships, sources of personal adult support and their association with childhood resilience resources. BMC Psychology. 2021;9:1–11. doi:10.1186/s40359-021-00601-x

35. Hosoda C., Yun Feng Z., Watanabe J., Maruya K., Tabuchi R., Hosokawa K., Matsuhashi T. The importance of childhood social capitals in the future well-being of children. Frontiers in Psychology. 2024;15:1389269. doi:10.3389/fpsyg.2024.1389269

36. Lean R.E., Paul R.A., Smyser C.D., Rogers C.E. Maternal intelligence quotient (Iq) predicts Iq and language in very preterm children at age 5 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018;59:150–159. doi:10.1111/jcpp.12810

37. Helliwell J., Putnam R. Education and social capital. Eastern Economic Journal. 2007;33(1):116. Accessed November 02, 2024. https://ssrn.com/abstract=165129

38. Chen J., Liu Sh., Xiaoming Zh., Zhou X. Building social trust through education. China Economic Review. 2023;82(C):45. doi:10.1016/j.chieco.2023.102048

39. Андрейченко Н.В., Несоленая О.В., Демиденко Т.И. Институциональное доверие как основа формирования социального капитала современной России. Финансовые исследования. 2017;1(54):21–26. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnoe-do-verie-kak-osnova-formirovaniya-sotsialnogo-kapitala-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.11.2024).

40. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016;4:99–111. Режим доступа: https://sociology-journal.spbu.ru/article/view/1304 (дата обращения: 21.10.2024).

41. Игумнов О.А. Социально-экономический смысл концепта «социальный капитал». Вестник Евразийской науки. 2019;1. Режим доступа: https://esj.today/PDF/19ECVN119.pdf. (дата обращения: 01.11.2024).

42. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология. 2002;3(4):20–32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kapitala-formy-kapitalov-i-ih-konvertatsiya/viewer (дата обращения: 05.08.2024).

43. Татарко А.Н. Исследования социального капитала в поликультурном обществе: теоретико-методологические проблемы и важнейшие результаты. Социальная психология и общество. 2021;12(4):34–52. doi:10.17759/sps.2021120403

44. Borodkina O.I., Sibirev V.A. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment. The Journal of Social Policy Studies. 2021;19(1):129–142. doi:10.17323/727-0634-2021-19-1-129-142

45. Севостьянов Д.А. Социальный капитал и современное образование: иерархия и инверсия. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3674–3681. doi:10.15372/PEMW20200204

46. Натхов Т.В. Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований). Вопросы экономики. 2010;8:112–122. Режим доступа: https://www.vopreco.ru/jour/article/view/1063 (дата обращения: 02.11.2024).

47. Натхов Т.В. Социальный капитал и образование. Вопросы образования. 2012;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-i-obrazovanie (дата обращения: 08.11.2024).

48. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. Вопросы психологии. 1997;1:55–62. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971055.htm (дата обращения: 02.11.2024).

49. Галасюк И.Н. Анализ типов родительского позиционирования в семье ребенка с ментальными нарушениями: на пути к «солнечной стороне» родительства (Часть 2). Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016;1(41):93–103/ Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26599263_57656991.pdf (дата обращения: 04.11.2024).

50. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка. Клиническая и специальная психология. 2017;6(2):109–129. doi:10.17759/cpse.2017060209

51. Саитгалиева Г.Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей-инвалидов в инклюзивном образовании. Медико-фармацевтический журнал. 2016;18(2):788–793. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 02.10.2024).

52. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Паттерны взаимодействия российских граждан с НКО в условиях институциональных изменений третьего сектора. Journal of Institutional Studies. 2022;14(4):42–55. doi:10.17835/2076-6297.2022.14.4.042-055


Рецензия

Для цитирования:


Старшинова А.В., Шестакова Е.В. Ресурсы родительской компетентности в реабилитации ребенка-инвалида. Образование и наука. 2025;27(1):168-199. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-168-199

For citation:


Starshinova A.V., Shestakova E.V. Resources for enhancing parental competence in the rehabilitation of a child with disabilities. The Education and science journal. 2025;27(1):168-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-168-199

Просмотров: 199


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)