О СВЯЗИ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-4-14
Аннотация
Цель публикации – продолжение цикла методологических статей, призванных помочь работе молодых исследователей. Общая неудовлетворенность качеством и результатами исследовательской работы в сфере образования и педагогики в последнее десятилетие во многом обусловлена не только недостаточным уровнем методологической культуры соискателей ученых степеней и исследователей-практиков, но и их неумением выбрать адекватную целям, задачам и замыслу работы технологию процедуры исследования. Этой проблеме и посвящена настоящая статья.
Методы. В работе использованы методы анализа, синтеза, идеализации, обобщения авторского опыта, конкретизации и моделирования.
Результаты и научная новизна. Представлена выработанная на основе многолетнего опыта Тюменской научно-педагогической школы и оправдавшая себя на практике общая технология научного поиска в сфере образования. Имеется в виду не жесткая технология алгоритмического типа, которая вряд ли полезна в работах творческого характера, а технология рамочная, определяющая целесообразную организацию, последовательность этапов работы и соответствующее их содержание. Описаны составляющие технологии: самоопределение исследователя или исследовательского коллектива на основе создания и утверждения развернутого проекта всех процедур поиска; постановка вопросов о первоначальном выделении проблемы, ведущей идеи, замысла-способа ее реализации; выполнение проекта, его констатирующей и преобразующей части, исследовательских процедур (основной этап); подведение итогов, обобщение сделанного, написание текста отчетных документов, подготовка итоговых публикаций. Приводятся примеры типовых ошибок молодых ученых, не владеющих технологией научной деятельности.
Практическая значимость. Изложенные в статье рекомендации предназначены педагогам-исследователям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, осваивающим практическую методологию научно-педагогического поиска, а также научным руководителям, стремящимся повысить эффективность и содержательность своей наставнической деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
Владимир Ильич ЗагвязинскийРоссия
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических
исследований Тюменского государственного университета, Тюмень
Список литературы
1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Академия, 2008.
2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. Москва: Академия, 2006.
3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. Москва, 2006.
4. Новиков А. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. Москва, 2003.
5. Закирова А. Ф. Выдвижение гипотезы в научном исследовании по проблемам образования // Разработка концепции педагогического исследования: содержание, логика, механизмы научного творчества. Тюмень, 2014.
6. Сычкова Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002. С. 36.
Рецензия
Для цитирования:
Загвязинский В.И. О СВЯЗИ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. Образование и наука. 2015;(5):4-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-4-14
For citation:
Zagvyazinsky V.I. CONCERNING CORRELATION BETWEEN METHODOLOGY AND TECHNOLOGY IN PEDAGOGICAL RESEARCH. The Education and science journal. 2015;(5):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-4-14