ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Цель публикации – продолжение цикла методологических статей, призванных помочь работе молодых исследователей. Общая неудовлетворенность качеством и результатами исследовательской работы в сфере образования и педагогики в последнее десятилетие во многом обусловлена не только недостаточным уровнем методологической культуры соискателей ученых степеней и исследователей-практиков, но и их неумением выбрать адекватную целям, задачам и замыслу работы технологию процедуры исследования. Этой проблеме и посвящена настоящая статья.
Методы. В работе использованы методы анализа, синтеза, идеализации, обобщения авторского опыта, конкретизации и моделирования.
Результаты и научная новизна. Представлена выработанная на основе многолетнего опыта Тюменской научно-педагогической школы и оправдавшая себя на практике общая технология научного поиска в сфере образования. Имеется в виду не жесткая технология алгоритмического типа, которая вряд ли полезна в работах творческого характера, а технология рамочная, определяющая целесообразную организацию, последовательность этапов работы и соответствующее их содержание. Описаны составляющие технологии: самоопределение исследователя или исследовательского коллектива на основе создания и утверждения развернутого проекта всех процедур поиска; постановка вопросов о первоначальном выделении проблемы, ведущей идеи, замысла-способа ее реализации; выполнение проекта, его констатирующей и преобразующей части, исследовательских процедур (основной этап); подведение итогов, обобщение сделанного, написание текста отчетных документов, подготовка итоговых публикаций. Приводятся примеры типовых ошибок молодых ученых, не владеющих технологией научной деятельности.
Практическая значимость. Изложенные в статье рекомендации предназначены педагогам-исследователям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, осваивающим практическую методологию научно-педагогического поиска, а также научным руководителям, стремящимся повысить эффективность и содержательность своей наставнической деятельности.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Цель данной статьи – обосновать приоритет культуры и образования как гарант нравственного оздоровления российского общества начала XXI в. Методы. Методы анализа научно-публицистических исследований, социологических опросов и анкетирования выявили на фоне социокультурной нестабильности российского социума вполне зрелые качества гражданского самосознания молодежи, активности, добровольного служения на благо общества.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы, породившие низкий уровень культуры и образования подростков и молодежи в условиях современного политического строя и утраты прежних идеологических ориентиров. Отмечены дестабилизирующие факторы снижения мотивации подростков и студенческой молодежи к восприятию и усвоению культурно-образовательных идеалов. Указана деструктивная роль средств массовой информации, включая телевидение и радио, способствующих нравственной деформации подрастающего поколения и его интеллектуальному обнищанию.
Подчеркивается, что субъектная позиция старшеклассников и студентов как базовый показатель развития культурно-образовательных компетенций заметно проявляется в волонтерском движении. Мотивами волонтерской деятельности являются инициатива, самостоятельность целеполагания и планирования, стремление к самореализации, умение без давления извне реализовывать свои идеи. В данном контексте значение образования охарактеризовано как воспроизводство и обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, обеспечивающее связь времен и преемственность поколений. Собственные рассуждения автора о роли образования в жизни современного человека сопровождаются суждениями студентов по данному вопросу.
Практическая значимость. Материалы статьи представляют интерес для широкого круга специалистов, занятых в сфере образования и воспитания.
Цель. Статья посвящена проблеме рефлексии социальных норм и влиянию наличия/отсутствия данной рефлексии на процесс социализации детей с высоким креативным потенциалом.
Методы и методология. Процессы социализации и рефлексии социальных норм рассматриваются на основе методологии системно-мыследеятельного анализа, разработанного основателем Московского методологического кружка Г. П. Щедровицким. Сравнительный анализ адаптационного и деятельностного подходов к социализации детей с высоким творческим потенциалом проводится по таким параметрам, как объект, механизмы социализации, характеристики социальных норм, социальные регуляторы, личностные регуляторы, личностные качества, уровень социальной мобильности и характер процесса социализации.
Результаты и научная новизна. Автор выдвигает тезис об иррациональном характере и «табуированности» осмысления большинства социальных норм в современном обществе и показывает различие социальных и личностных регуляторов рефлексии этих норм. Один из главных выводов работы сводится к следующему: рационализация и рефлексия социальных норм являются важными условиями социальной динамики и социального развития.
Установлено, что неосознанное принятие личностью социальных норм, характерное для адаптационного подхода к воспитанию, приводит к двум противоположным результатам: 1) успешной социализации за счет некритического принятия ребенком социальных норм, но уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности ее продуктов и, как следствие, к нереализации креативного потенциала; 2) десоциализации ребенка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации.
Принципиально другие методологические возможности для решения проблемы социализации детей с высоким креативным потенциалом предоставляет деятельностный подход к образованию, основывающийся на рефлексивных механизмах. Данный подход способствует формированию инструментального отношения личности к процессу социального взаимодействия, автономизации и сохранению личностной идентичности человека за счет возможности конструирования этого взаимодействия и реконструкции социальной нормы в группе.
Практическая значимость. Представленные в статье подходы к социализации помогут педагогам-практикам более эффективно и качественно организовать свою работу.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
Цель изложенного в статье исследования заключается в описании концепции формирования компетенций, позволяющих работодателю устанавливать, выпускником какого вуза является молодой специалист, претендующий на рабочее место, т. е. компетенций, наделенных чертами корпоративной идентичности.
Методы. В работе использовались методы системного и сравнительного анализа, синтеза, обобщения, аналогии.
Результаты. На основе материалов отечественных и зарубежных исследований обоснована ключевая роль корпоративной культуры вуза в формировании актуальных компетенций, обеспечивающих успешность будущих выпускников. Выявлены социально-педагогические противоречия: декларирующийся учет особенностей корпоративной культуры в педагогическом процессе российских университетов не обеспечен механизмами проектирования компетенций, обладающих признаками корпоративной идентичности. С целью определения этих признаков проанализированы миссии современных ведущих вузов. Показана необходимость изменения модели корпоративной культуры на этапе, предшествующем проектированию результатов педагогического процесса.
Научная новизна. Предложена концепция применения модели корпоративной культуры вуза для формирования компетенций, имеющих признаки корпоративной идентичности. Концепция учитывает требования Болонского соглашения и обусловлена показателем «успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит национального и международного уровней» в критерии «бренд» модели Национального рейтинга университетов. Введено новое понятие «адорнация», означающее усовершенствование компетенций обучающегося с целью формирования его привлекательности и конкурентоспособности в будущем на рынке труда. В педагогическом процессе адорнация осуществляется посредством инновационных педагогических технологий, способствующих максимальному раскрытию интеллектуально-творческого потенциала студентов.
Практическая значимость. Результаты исследований могут быть полезны преподавателям и администраторам вузов при создании систем мониторинга успешности выпускников.
Целями статьи являются изучение практических подходов к проведению оценки удовлетворенности персонала высших учебных заведений местом и качеством своей работы, выявление и определение уровня зрелости систем такого оценивания, созданных в отечественных вузах.
Методы. В процессе практического исследования использовались общие и специальные методы научного познания: аналогия, системный и структурный анализ, контент-анализ, метод сравнения.
Результаты. В публикации представлены результаты анализа деятельности 29 национальных исследовательских вузов России по определению отношения сотрудников вуза к выполняемой ими работе и работодателю, выяснению их основных требований и ожиданий к условиям труда. На основе содержания существующих в университетах внутренних документов обозначены уровни развития систем оценки удовлетворенности персонала и подходы к таким процедурам. Показано, что совершенствование систем оценки удовлетворенности персонала вузов, комплексное выявление как субъективных, так и объективных ее показателей позволят принимать более обоснованные управленческие решения, повысить заинтересованность сотрудников в совершенствовании деятельности образовательного учреждения; экономическим эффектом может стать сокращение вузом затрат временных и интеллектуальных ресурсов.
Научная новизна и практическая значимость. Изложенный в статье материал может быть полезен сотрудникам отделов кадров и служб качества высших учебных заведений России, а также менеджерам, работающим в системе образования и участвующим в проведении мониторингов качества деятельности учебных заведений. Теоретические положения работы могут стать базой для формирования и развития моделей систем оценки удовлетворенности персонала и отправной точкой научных исследований, связанных с разработкой методических рекомендаций по измерению этого фактора, оказывающего существенное влияние на продуктивность работы организации в целом.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель статьи – определить качество и уровень толерантности в студенческой среде и обобщить педагогический опыт формирования межкультурной толерантности (на примере деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса – ВГУЭС).
Методы. Теоретические методы исследования – анализ подходов и результатов изучения состояния толерантности в молодежной среде. Практические методы – контент-анализ содержания эссе на заданную тему, анкетирование. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса 200 студентов 2–3 курса ВГУЭС различных направлений подготовки бакалавриата.
Научная новизна. Автором публикации определен уровень толерантного отношения студентов к представителям и культуре ряда стран в сочетании с исследованием степени информированности респондентов о данных государствах. Проанализированы и представлены наиболее характерные для актуальной ситуации взгляды студентов на понятие «толерантность», а также причины их интолерантного поведения. Обобщены педагогические и образовательные технологии, используемые в ВГУЭС для формирования молодежной толерантности.
Результаты. В ходе опроса изучены такие аспекты, как границы применимости понятия «толерантность» в восприятии студентов, декларативный и реальный уровень толерантности, ее уровень по отношению к определенным странам, в частности в деловой сфере. Проведен анализ студенческих эссе о проблемах толерантности, сделаны выводы о том, что межнациональные отношения являются наиболее актуальным для респондентов аспектом толерантного или интолерантного поведения. Итоги социологического исследования студентов сопоставлены с результатами опросов по сходной тематике, проведенными ВЦИОМ и другими исследователями. Описаны реализуемые ВГУЭС проекты, направленные на формирование и развитие толерантности в молодежной среде. Сделан вывод о необходимости применения вузами образовательных технологий, базирующихся на практическом аспекте межнационального общения.
Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания об особенностях и причинах интолерантного поведения молодежи и могут служить базой для корректировки педагогической и образовательной практики высших учебных заведений. Изложенная методика исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения мониторингов.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 
Цель статьи – изучение проблемы социального развития подростков в разновозрастных объединениях (РВО).
Методология и методы. В работе использовались социально-личностный подход, сравнительный анализ при сопоставлении исторических фактов, обобщение многолетних научных наблюдений и др.
Результаты. Обозначены объективные предпосылки появления субкультурных молодежных разновозрастных групп, в том числе и экстремистских, и причины, по которым они начинают выполнять особые воспитывающие функции. Перечислены варианты моделей гуманистических воспитательных систем РВО, созданные в отечественной и зарубежной социально-педагогической практике. Рассмотрен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной компетентности подростков в РВО гуманистической направленности. Установлено, что для такого типа объединений характерны принцип добровольного участия, самостоятельность субъектов, быстрая адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, разнообразные занятия по интересам, разрешение конфликтов внутри коллектива, высокий уровень командной сплоченности, самоуправление, творческий характер обучения, воспитания, социализации и самореализации. Дана краткая характеристика условий освоения подростками фундаментальных человеческих ценностей и формирования навыков новых, усложняющихся межличностных отношений в глобализирующемся мире.
Научная новизна. Проанализированы и уточнены понятия «воспитательная система разновозрастного объединения», «социальная компетентность подростка», «амбивалетное качество», «эмоционально-нравственный стержень личности», «эмерджентный эффект разновозрастных групп», «межвозрастная коммуникация». Установлено, что системообразующим ядром воспитательного процесса в РВО является субъектный компонент: все члены объединения – свободно действующие субъекты, осознанно принимающие внешние ограничения, обусловленные разновозрастным составом участников какой-либо деятельности. Отношения свободы, открытости, доверия, равноправия, безопасности, коллективной сплоченности в РВО обеспечивают возникновение эмерджентного эффекта проявления скрытых активов. Содержательная сторона пространства РВО позволяет создавать для каждого его члена достаточное количество учебных жизненных ситуаций и представлений о действиях в них, что создает условия для позитивных изменений как отдельной личности, так и всего сообщества в целом. Гуманистическая направленность деятельности РВО состоит в том, что каждый ее участник, приобщаясь к культурным традициям, этническим, гражданским и общечеловеческим ценностям, перенимая жизненный опыт других, сохраняет свою уникальность.
Практическая значимость. На материале детско-молодежной организации «Каравелла», работающей в г. Екатеринбурге более полувека, раскрыто, как с помощью технологии межвозрастного общения и взаимодействия обеспечиваются преемственность традиций, сохранение исторической памяти, передача гуманистических идей в цепи поколений, формирование эмоционально-нравственного стержня личности. Показано, как субъектный компонент, с одной стороны, усложняет, а с другой – упрощает воспитательную работу; обеспечивает связь «учебной и жизненной практики»; позволяет амбивалентно выровнять процесс формирования социальной компетентности подростков.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 
Цель работы – исследование изменений условий образовательного процесса, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основными методами исследования были анализ научных публикаций и нормативных документов, наблюдения, беседы, опросы и анкетирование студентов, обработка, интерпретация и анализ полученных данных.
Результаты. По аналогии с web-технологиями введено понятие контекста образования – динамически изменяющихся условий, в которых осваивается контент – содержание образования. Обсуждены особенности ИКТ-контекста – условия, характерные для современного уровня информатизации. Показано, что многие негативные особенности информатизации (формализация дидактических материалов, чрезмерное использование тестирований благодаря простоте их организации через компьютеры и Интернет, легкость получения информации и др.) проявились в образовании в большей степени, чем то, что обогащает образовательный процесс (мультимедиа, компьютерное моделирование, расширение общения). Обоснована значимость роли учителя в создании ИКТ-контекста, адекватного поставленной цели – достижению качественного образования.
Научная новизна и практическая значимость. Выявлены системные изменения контекста образовательного процесса, обусловленные, в том числе, и негативными аспектами информатизации. Сделан вывод о необходимости особого подхода к определению содержания дисциплин, направленных на полноценное изучение ИКТ, о последовательном целесообразном сочетании традиционных образовательных технологий и ИКТ в образовательном процессе. Отмечено, что информационно-образовательная среда современного классического университета создает условия для подготовки педагогов, отвечающих этим требованиям. Результаты могут быть использованы при разработке основных образовательных программ педагогического образования.
Цель статьи – с точки зрения современного дидактического знания рассмотреть характеристики электронного учебника как предметной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает единство процессуальной и содержательной сторон обучения.
Результаты. Показана эволюция взглядов на электронный учебник в ходе расширения и осознания дидактических возможностей информационных коммуникационных технологий. Представлена структура электронного учебника, которая включает следующие блоки: информационный (инвариантное содержание образования и его вариативное расширение), организационно-процессуальный (вариативно построенные задания, направленные на усвоение информации, а также средства рефлексии и оценивания результатов), личностный (информационно-телекоммуникационные средства организации собственного познания), коммуникативный (поле информационного и оценочного взаимодействия) и педагогический (средства мониторинга познавательной деятельности учащихся). Структура разработана с учетом необходимости самостоятельной работы обучающегося с содержанием образования в информационно-образовательной среде.
Научная новизна. В статье проанализированы особенности самостоятельной работы учащегося в условиях информационного изобилия с помощью информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание обращено на формирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, их субъектной позиции в обучении. Исходя из этого определены ведущие положения, которые следует учитывать при разработке электронного учебника: познавательная деятельность рассматривается как активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее личностного опыта; личностный опыт возникает как результат интеллектуальной, познавательной деятельности учащегося; познание нового требует активности в поле социальной коммуникации; эффективность усвоения содержания образования зависит от созданных условий реализации каждым учеником своих ценностных предпочтений, интеллектуальных возможностей и особенностей.
Практическая значимость работы состоит в обобщении существующих представлений об электронном учебнике. Данный материал будет полезен как разработчикам этих учебных средств, так и педагогам, осваивающим новые формы работы со школьниками.
ДИСКУССИИ 
Цель статьи – показать роль принципов симметрии начальных данных в формировании единой физической теории в контексте новейших открытий в космологии и физике элементарных частиц.
Методы. Методологические проблемы современности рассматриваются на основе ретроспективного анализа физических теорий, истории теологии, сопоставления и обобщения знаний, фактов и положений из научной, философской и религиозной сфер.
Результаты и научная значимость. На примере современных космологических моделей описания Вселенной обсуждаются проблемы непротиворечивости и полноты научного познания и конвергенции содержания религиозных текстов и наблюдательных научных данных в физике и космологии. Доказывается, что такая конвергенция востребована и актуальна как в отношении классификации физических процессов во Вселенной, включая ее происхождение из вакуума, так и в области онтологии и при выстраивании логики научных исследований. Прежние и новейшие научные достижения в физике и космологии пе- реосмысливаются в контексте геометродинамики Гильберта, дополненной выбором относительных эталонов измерения длин и принципами конформной симметрии.
Практическая значимость. В приоритете конформной симметрии полного набора произвольных начальных исследовательских данных автор видит дальнейшую перспективу развития научной теории. Так, согласно конформной симметрии, элементарными объектами пространства-времени являются твисторы, математически эквивалентные кубитам, или квантовым обобщениям битов – единиц информации. Общая теория познания чего бы то ни было ведет в конце концов к фундаментальной теории информации, которая, возможно, примет название квантовой информодинамики, по аналогии с квантовой хромодинамикой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Цели статьи – проанализировать опыт и перспективы педагогического сотрудничества как технологии обучения иностранному языку (ИЯ) в профессиональной сфере в интегративных форматах «преподаватель иностранного языка – преподаватель дисциплины профессионального цикла (ДПЦ)» и «преподаватель ИЯ – преподаватель-стажер, носитель языка»; оценить эффективность моделей такого сотрудничества и дать рекомендации по их внедрению в практику учебного процесса технического вуза.
Методы. Для оценки эффективности технологии обучения, основанной на педагогическом сотрудничестве, на всех этапах исследования применялись качественные и количественные методы анализа. Динамика владения студентами иноязычным лексиконом, сформированным в ходе интегративного обучения ИЯ и ДПЦ, измерялась по специальным выделенным параметрам в контрольной и экспериментальной группах. Влияние использованной технологии на отношение студентов к изучению ИЯ оценивалось посредством анкетирования, интервью, дискуссий и работ, представленных на контрольном мероприятии – студенческой конференции.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность моделей технологии педагогического сотрудничества и в плане улучшения знаний будущих специалистов, и в отношении повышения их мотивации к изучению ИЯ.
Научная новизна. Создана теоретическая база для формирования иноязычного лексикона студентов технических специальностей, основанная на совмещении предметного и языкового компонентов во всех звеньях образовательного процесса. Подробно проанализированы и описаны характеристики различных моделей педагогического сотрудничества преподавателей ИЯ и ДПЦ в условиях межпредметного взаимодействия.
Практическая значимость. С опорой на экспериментальные данные, а также итоги анкетирования и интервью разработаны и сформулированы рекомендации по планированию и реализации технологии педагогического сотрудничества при обучении ИЯ в профессиональной сфере.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Целью статьи является выделение предпосылок к учебной деятельности и обоснование показателей сформированности их компонентов у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты. Показаны возможности подготовки дошкольников к предстоящему обучению в общеобразовательном учреждении, в том числе к такой форме организации познавательного процесса, как проектная деятельность. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «универсальные учебные действия»; выделены условия реализации проектной деятельности в дошкольной организации.
Научная новизна работы состоит в уточнении понятия «предпосылки к учебной деятельности», которые предлагается понимать как определенные качества, позволяющие производить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые отражают различные аспекты учебной работы.
Практическая значимость. Материал исследования может быть использован в практике воспитателей детских садов и родителями в домашних условиях.
Информация для авторов 
ISSN 2310-5828 (Online)