Эмоциональное благополучие школьников: роль личностных черт и академической успешности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-135-158
Resumen
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
De los autores
А. ПечеркинаRussian Federation
Г. Борисов
Russian Federation
Д. Тарасов
Russian Federation
Referencias
1. Choi A. Emotional well-being of children and adolescents: recent trends and relevant factors. OECD Education Working Papers. 2018;169. doi:10.1787/41576fb2-en
2. González-Carrasco M., Sáez M., Casas F. Subjective well-being in early adolescence: observations from a five-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(21):8249. doi:10.3390/ijerph17218249
3. Одинцова В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014;1:69–77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (дата обращения: 03.09.2024).
4. Куликов Л.В., Донцов Д.А. Психология эмоций и чувств: учебное пособие. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс»; 2021. 248 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46612374 (дата обращения: 29.08.2024).
5. Schutte N.S., Malouff J.M., Simunek M., McKenley J., Hollander S. Characteristic emotional intelligence and emotional well-being. Cognition & Emotion. 2002;16(6):769–785. doi:10.1080/02699930143000482
6. Ferreira M.B., de Almeida F., Soro J.C., Herter M.M., Pinto D.C., Silva C.S. On the relation between over-indebtedness and well-being: an analysis of the mechanisms influencing health, sleep, life satisfaction, and emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2021;12:1199. doi:10.3389/fpsyg.2021.591875
7. Diener E., Tay L. Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Callup World Poll. International Journal of Psychology. 2015;50(2):135–149. doi:10.1002/ijop.121136
8. Григорова Ю.Б. Структура эмоционального благополучия. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019;8(1):331–334. doi:10.26140/anip-2019-0801-0082
9. Feller S.C. et al. Emotional well-being and public health: proposal for a model national initiative. Public Health Reports. 2018;133(2):136–141. doi:10.1177/0033354918754540
10. Morelli M., Cattelino E., Baiocco R., Trumello C., Babore A., Candelori C., Chirumbolo A. Parents and children during the COVID-19 lockdown: The influence of parenting distress and parenting self-efficacy on children’s emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2020;11:584–645. doi:10.3389/fpsyg.2020.584645
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А. От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал. 2023;88:85– 104. doi:10.17223/17267080/88/5
12. Anglim J. Horwood S., Smillie L.D., Marrero R.J., Wood J.K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: a meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020;146(4):279. doi:10.1037/bul0000226
13. Hayes N., Joseph S. Big 5 correlates of three measures of subjective well-being. Personality and Individual Differences. 2003;34(4):723–727. doi:10.1016/S0191-8869(02)00057-0
14. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: a meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. Psychological Bulletin. 1998;124(2):197. doi:10.1037/0033-2909.124.2.197
15. Vittersø J. Personality traits and subjective well-being: Emotional stability, not extraversion, is probably the important predictor. Personality and Individual Differences. 2001;31(6):903–914. doi:10.1016/S0191-8869(00)00192-6
16. Gietz C., McIntosh K. Relations between student perceptions of their school environment and academic achievement. Canadian Journal of School Psychology. 2014;29(3):161–176. doi:10.1177/0829573514540415
17. Асеева И.Н., Кокорева Н.А. Влияние образовательной среды на формирование индивидуальнопсихологических особенностей личности школьников среднего звена. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013;2(14):3–17. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21421973_32996804.pdf (дата обращения: 29.08.2024).
18. Oberle E. Early adolescents’ emotional well‐being in the classroom: the role of personal and contextual assets. Journal of School Health. 2018;88(2):101–111. doi:10.1111/josh.12585
19. Tharani A., Husain Y., Warwick I. Learning environment and emotional well-being: a qualitative study of undergraduate nursing students. Nurse Education Today. 2017;59:82–87. doi:10.1016/j.nedt.2017.09.008
20. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B.A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis. Journal of Research in Personality. 2018;74:83–94. doi:10.1016/j.jrp.2018.02.007
21. Sánchez García M.Á., Lucas-Molina B., Fonseca-Pedrero E., Pérez-Albéniz A., Paino M. Emotional and behavioral difficulties in adolescence: relationship with emotional well-being, affect, and academic performance. Anales de Psicología. 2018;34(3):482–489. doi:10.6018/analesps.34.3.296631
22. Lv B., Zhou H., Guo X., Liu C., Liu Z., Luo L.The relationship between academic achievement and the emotional well-being of elementary school children in China: the moderating role of parent-school communication. Frontiers in Psychology. 2016;7:948. doi:10.3389/fpsyg.2016.00948
23. Geertshuis S.A. Slaves to our emotions: Examining the predictive relationship between emotional well-being and academic outcomes. Active Learning in Higher Education. 2019;20(2):153–166. doi:10.1177/1469787418808932
24. Mammadov S. Big Five personality traits and academic performance: a meta-analysis. Journal of Personality. 2022;90(2):222–255. doi:10.1111/jopy.12663
25. Smrtnik-Vitulić H., Zupančič M. Personality traits as a predictor of academic achievement in adolescents. Educational Studies. 2011;37(2):127–140. doi:10.1080/03055691003729062
26. Caprara G.V., Vecchione M., Alessandri G., Gerbino M., Barbaranelli C. The contribution of personality traits and self‐efficacy beliefs to academic achievement: a longitudinal study. British journal of educational psychology. 2011;81(1):78–96. doi:10.1348/2044-8279.002004
27. Sorić I., Penezić Z., Burić I. The Big Five personality traits, goal orientations, and academic achievement. Learning and Individual Differences. 2017;54:126–134. doi:10.1016/j.lindif.2017.01.024
28. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of Social and Emotional Wellbeing for Children and Young people, and Policy Implications. Canberra: ARACY&AIHW; 2010. 75 p. doi:10.4225/50/557E0CB-86CB5D
29. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 368 с.
30. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Вестник Вятского государственного университета. 2009;3(2):59–63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-akademicheskoy-uspeshnosti-studentov (дата обращения: 29.08.2024).
31. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012.9(4):91–110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas (дата обращения: 29.08.2024).
32. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование. 2018;23(6):5– 15. doi:10.17759/pse.2018230601
33. Shrestha N. Factor analysis as a tool for survey analysis. American Journal of Applied Mathematics and Statistics. 2021;9(1):4–11. doi:10.12691/ajams-9-1-2
34. Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость. Теоретическая и экспериментальная психология. 2021;14(4):49–65. doi:10.24412/2073-0861-2021-4-49-65
35. Ульянина О.А., Федонкина А.А., Хайрова З.Р., Радчикова Н.П. Опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана (база для апробации): Набор данных. Москва; 2024. doi:10.48612/MSUPE/2355-25ah-t9m4
36. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка – детский вариант». Теоретическая и экспериментальная психология. 2015:8(4):6–12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-bolshaya-pyaterka-detskiy-variant (дата обращения: 29.08.2024).
37. Oshio A., et al. Resilience and Big Five personality traits: a meta-analysis. Personality and Individual Differences. 2018;127:54–60. doi:10.1016/j.paid.2018.01.048
38. Tariq F.T., Naqvi I. Relationship between personality traits and prosocial behavior among adolescents. Foundation University Journal of Psychology. 2020;4(2):54–63. doi:10.33897/fujp.v4i2.79
39. Breslau N., Breslau J., Miller E., Raykov T. Behavior problems at ages 6 and 11 and high school academic achievement: longitudinal latent variable modeling. Psychiatry Research. 2011;185(3):433– 437. doi:10.1016/j.psychres.2010.07.027
40. Pilkauskaite-Valickiene R., Gabrialaviciute I. The role of school context on subjective well-being and social well-being in adolescence. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015;191:2588–2592. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.701
41. Bordwine V.C., Huebner E.S. The role of coping in mediating the relationship between positive affect and school satisfaction in adolescents. Child Indicators Research. 2010;3:349–366. doi:10.1007/s12187-010-9063-5
42. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды. Психолого-педагогические исследования. 2011;3(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47424 (дата обращения: 13.11.2024).
43. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогические исследования. 2012;4(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55542 (дата обращения: 13.11.2024).
Recensión
Para cita:
Pecherkina A.A., Borisov G.I., Tarasov D.A. Emotional well-being of schoolchildren: the role of personality traits and academic achievement. The Education and science journal. 2025;27(2):135-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-135-158