Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Эмоциональное благополучие школьников: роль личностных черт и академической успешности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-135-158

Texto completo:

Resumen

Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.

De los autores

А. Печеркина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Г. Борисов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Д. Тарасов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Choi A. Emotional well-being of children and adolescents: recent trends and relevant factors. OECD Education Working Papers. 2018;169. doi:10.1787/41576fb2-en

2. González-Carrasco M., Sáez M., Casas F. Subjective well-being in early adolescence: observations from a five-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(21):8249. doi:10.3390/ijerph17218249

3. Одинцова В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014;1:69–77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (дата обращения: 03.09.2024).

4. Куликов Л.В., Донцов Д.А. Психология эмоций и чувств: учебное пособие. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс»; 2021. 248 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46612374 (дата обращения: 29.08.2024).

5. Schutte N.S., Malouff J.M., Simunek M., McKenley J., Hollander S. Characteristic emotional intelligence and emotional well-being. Cognition & Emotion. 2002;16(6):769–785. doi:10.1080/02699930143000482

6. Ferreira M.B., de Almeida F., Soro J.C., Herter M.M., Pinto D.C., Silva C.S. On the relation between over-indebtedness and well-being: an analysis of the mechanisms influencing health, sleep, life satisfaction, and emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2021;12:1199. doi:10.3389/fpsyg.2021.591875

7. Diener E., Tay L. Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Callup World Poll. International Journal of Psychology. 2015;50(2):135–149. doi:10.1002/ijop.121136

8. Григорова Ю.Б. Структура эмоционального благополучия. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019;8(1):331–334. doi:10.26140/anip-2019-0801-0082

9. Feller S.C. et al. Emotional well-being and public health: proposal for a model national initiative. Public Health Reports. 2018;133(2):136–141. doi:10.1177/0033354918754540

10. Morelli M., Cattelino E., Baiocco R., Trumello C., Babore A., Candelori C., Chirumbolo A. Parents and children during the COVID-19 lockdown: The influence of parenting distress and parenting self-efficacy on children’s emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2020;11:584–645. doi:10.3389/fpsyg.2020.584645

11. Гордеева Т.О., Сычев О.А. От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал. 2023;88:85– 104. doi:10.17223/17267080/88/5

12. Anglim J. Horwood S., Smillie L.D., Marrero R.J., Wood J.K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: a meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020;146(4):279. doi:10.1037/bul0000226

13. Hayes N., Joseph S. Big 5 correlates of three measures of subjective well-being. Personality and Individual Differences. 2003;34(4):723–727. doi:10.1016/S0191-8869(02)00057-0

14. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: a meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. Psychological Bulletin. 1998;124(2):197. doi:10.1037/0033-2909.124.2.197

15. Vittersø J. Personality traits and subjective well-being: Emotional stability, not extraversion, is probably the important predictor. Personality and Individual Differences. 2001;31(6):903–914. doi:10.1016/S0191-8869(00)00192-6

16. Gietz C., McIntosh K. Relations between student perceptions of their school environment and academic achievement. Canadian Journal of School Psychology. 2014;29(3):161–176. doi:10.1177/0829573514540415

17. Асеева И.Н., Кокорева Н.А. Влияние образовательной среды на формирование индивидуальнопсихологических особенностей личности школьников среднего звена. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013;2(14):3–17. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21421973_32996804.pdf (дата обращения: 29.08.2024).

18. Oberle E. Early adolescents’ emotional well‐being in the classroom: the role of personal and contextual assets. Journal of School Health. 2018;88(2):101–111. doi:10.1111/josh.12585

19. Tharani A., Husain Y., Warwick I. Learning environment and emotional well-being: a qualitative study of undergraduate nursing students. Nurse Education Today. 2017;59:82–87. doi:10.1016/j.nedt.2017.09.008

20. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B.A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis. Journal of Research in Personality. 2018;74:83–94. doi:10.1016/j.jrp.2018.02.007

21. Sánchez García M.Á., Lucas-Molina B., Fonseca-Pedrero E., Pérez-Albéniz A., Paino M. Emotional and behavioral difficulties in adolescence: relationship with emotional well-being, affect, and academic performance. Anales de Psicología. 2018;34(3):482–489. doi:10.6018/analesps.34.3.296631

22. Lv B., Zhou H., Guo X., Liu C., Liu Z., Luo L.The relationship between academic achievement and the emotional well-being of elementary school children in China: the moderating role of parent-school communication. Frontiers in Psychology. 2016;7:948. doi:10.3389/fpsyg.2016.00948

23. Geertshuis S.A. Slaves to our emotions: Examining the predictive relationship between emotional well-being and academic outcomes. Active Learning in Higher Education. 2019;20(2):153–166. doi:10.1177/1469787418808932

24. Mammadov S. Big Five personality traits and academic performance: a meta-analysis. Journal of Personality. 2022;90(2):222–255. doi:10.1111/jopy.12663

25. Smrtnik-Vitulić H., Zupančič M. Personality traits as a predictor of academic achievement in adolescents. Educational Studies. 2011;37(2):127–140. doi:10.1080/03055691003729062

26. Caprara G.V., Vecchione M., Alessandri G., Gerbino M., Barbaranelli C. The contribution of personality traits and self‐efficacy beliefs to academic achievement: a longitudinal study. British journal of educational psychology. 2011;81(1):78–96. doi:10.1348/2044-8279.002004

27. Sorić I., Penezić Z., Burić I. The Big Five personality traits, goal orientations, and academic achievement. Learning and Individual Differences. 2017;54:126–134. doi:10.1016/j.lindif.2017.01.024

28. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of Social and Emotional Wellbeing for Children and Young people, and Policy Implications. Canberra: ARACY&AIHW; 2010. 75 p. doi:10.4225/50/557E0CB-86CB5D

29. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 368 с.

30. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Вестник Вятского государственного университета. 2009;3(2):59–63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-akademicheskoy-uspeshnosti-studentov (дата обращения: 29.08.2024).

31. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012.9(4):91–110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas (дата обращения: 29.08.2024).

32. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование. 2018;23(6):5– 15. doi:10.17759/pse.2018230601

33. Shrestha N. Factor analysis as a tool for survey analysis. American Journal of Applied Mathematics and Statistics. 2021;9(1):4–11. doi:10.12691/ajams-9-1-2

34. Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость. Теоретическая и экспериментальная психология. 2021;14(4):49–65. doi:10.24412/2073-0861-2021-4-49-65

35. Ульянина О.А., Федонкина А.А., Хайрова З.Р., Радчикова Н.П. Опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана (база для апробации): Набор данных. Москва; 2024. doi:10.48612/MSUPE/2355-25ah-t9m4

36. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка – детский вариант». Теоретическая и экспериментальная психология. 2015:8(4):6–12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-bolshaya-pyaterka-detskiy-variant (дата обращения: 29.08.2024).

37. Oshio A., et al. Resilience and Big Five personality traits: a meta-analysis. Personality and Individual Differences. 2018;127:54–60. doi:10.1016/j.paid.2018.01.048

38. Tariq F.T., Naqvi I. Relationship between personality traits and prosocial behavior among adolescents. Foundation University Journal of Psychology. 2020;4(2):54–63. doi:10.33897/fujp.v4i2.79

39. Breslau N., Breslau J., Miller E., Raykov T. Behavior problems at ages 6 and 11 and high school academic achievement: longitudinal latent variable modeling. Psychiatry Research. 2011;185(3):433– 437. doi:10.1016/j.psychres.2010.07.027

40. Pilkauskaite-Valickiene R., Gabrialaviciute I. The role of school context on subjective well-being and social well-being in adolescence. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015;191:2588–2592. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.701

41. Bordwine V.C., Huebner E.S. The role of coping in mediating the relationship between positive affect and school satisfaction in adolescents. Child Indicators Research. 2010;3:349–366. doi:10.1007/s12187-010-9063-5

42. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды. Психолого-педагогические исследования. 2011;3(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47424 (дата обращения: 13.11.2024).

43. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогические исследования. 2012;4(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55542 (дата обращения: 13.11.2024).


Recensión

Para cita:


Pecherkina A.A., Borisov G.I., Tarasov D.A. Emotional well-being of schoolchildren: the role of personality traits and academic achievement. The Education and science journal. 2025;27(2):135-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-135-158

Número de consultas: 370


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)