Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи – обосновать приоритет культуры и образования как гарант нравственного оздоровления российского общества начала XXI в. Методы. Методы анализа научно-публицистических исследований, социологических опросов и анкетирования выявили на фоне социокультурной нестабильности российского социума вполне зрелые качества гражданского самосознания молодежи, активности, добровольного служения на благо общества.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы, породившие низкий уровень культуры и образования подростков и молодежи в условиях современного политического строя и утраты прежних идеологических ориентиров. Отмечены дестабилизирующие факторы снижения мотивации подростков и студенческой молодежи к восприятию и усвоению культурно-образовательных идеалов. Указана деструктивная роль средств массовой информации, включая телевидение и радио, способствующих нравственной деформации подрастающего поколения и его интеллектуальному обнищанию.

Подчеркивается, что субъектная позиция старшеклассников и студентов как базовый показатель развития культурно-образовательных компетенций заметно проявляется в волонтерском движении. Мотивами волонтерской деятельности являются инициатива, самостоятельность целеполагания и планирования, стремление к самореализации, умение без давления извне реализовывать свои идеи. В данном контексте значение образования охарактеризовано как воспроизводство и обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, обеспечивающее связь времен и преемственность поколений. Собственные рассуждения автора о роли образования в жизни современного человека сопровождаются суждениями студентов по данному вопросу.

Практическая значимость. Материалы статьи представляют интерес для широкого круга специалистов, занятых в сфере образования и воспитания.

Об авторе

Валентина Ивановна Ревякина
Томский государственный педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики послевузовского образования, Томск (РФ)

val.rev@yandex.ru



Список литературы

1. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. 240 с.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995. С. 25.

3. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 7–16.

4. Коджаспирова Г. М. Гражданское и патриотическое воспитание как веление времени // Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2013 г. Москва: Эконом-информ, 2013. С. 17–24.

5. Куканова Е. В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука. 2003. № 8. С. 88–103.

6. Орлова Е. О. Ценностное пространство культуры и образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 39. С. 90–94.

7. Ревякина В. И. Аксиологические аспекты педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 8. С. 9–12.

8. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 73–77.

9. Саймон Б. Общество и образование. Москва: Прогресс, 1989. 200 с.

10. Сибирский характер как ценность: коллективная монография / под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет. 2007. Вып. 2. 296 с.

11. Фомичева Т. В. Образовательные ценности молодежи. Москва: Московский государственный социальный университет, 2003. 201 с.


Для цитирования:


Ревякина В.И. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2015;(5):15-26. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26

For citation:


Revyakina V.I. AXIOLOGY PROBLEMS OF THE CULTURE AND EDUCATION OF YOUTH NOWADAYS. The Education and science journal. 2015;(5):15-26. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26

Просмотров: 987


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)