АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26
Аннотация
Цель данной статьи – обосновать приоритет культуры и образования как гарант нравственного оздоровления российского общества начала XXI в. Методы. Методы анализа научно-публицистических исследований, социологических опросов и анкетирования выявили на фоне социокультурной нестабильности российского социума вполне зрелые качества гражданского самосознания молодежи, активности, добровольного служения на благо общества.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы, породившие низкий уровень культуры и образования подростков и молодежи в условиях современного политического строя и утраты прежних идеологических ориентиров. Отмечены дестабилизирующие факторы снижения мотивации подростков и студенческой молодежи к восприятию и усвоению культурно-образовательных идеалов. Указана деструктивная роль средств массовой информации, включая телевидение и радио, способствующих нравственной деформации подрастающего поколения и его интеллектуальному обнищанию.
Подчеркивается, что субъектная позиция старшеклассников и студентов как базовый показатель развития культурно-образовательных компетенций заметно проявляется в волонтерском движении. Мотивами волонтерской деятельности являются инициатива, самостоятельность целеполагания и планирования, стремление к самореализации, умение без давления извне реализовывать свои идеи. В данном контексте значение образования охарактеризовано как воспроизводство и обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, обеспечивающее связь времен и преемственность поколений. Собственные рассуждения автора о роли образования в жизни современного человека сопровождаются суждениями студентов по данному вопросу.
Практическая значимость. Материалы статьи представляют интерес для широкого круга специалистов, занятых в сфере образования и воспитания.
Ключевые слова
Об авторе
Валентина Ивановна РевякинаРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики послевузовского образования, Томск (РФ)
val.rev@yandex.ru
Список литературы
1. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. 240 с.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995. С. 25.
3. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 7–16.
4. Коджаспирова Г. М. Гражданское и патриотическое воспитание как веление времени // Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2013 г. Москва: Эконом-информ, 2013. С. 17–24.
5. Куканова Е. В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука. 2003. № 8. С. 88–103.
6. Орлова Е. О. Ценностное пространство культуры и образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 39. С. 90–94.
7. Ревякина В. И. Аксиологические аспекты педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 8. С. 9–12.
8. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 73–77.
9. Саймон Б. Общество и образование. Москва: Прогресс, 1989. 200 с.
10. Сибирский характер как ценность: коллективная монография / под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет. 2007. Вып. 2. 296 с.
11. Фомичева Т. В. Образовательные ценности молодежи. Москва: Московский государственный социальный университет, 2003. 201 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ревякина В.И. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2015;(5):15-26. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26
For citation:
Revyakina V.I. AXIOLOGY PROBLEMS OF THE CULTURE AND EDUCATION OF YOUTH NOWADAYS. The Education and science journal. 2015;(5):15-26. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-15-26