РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-26-38

Полный текст:


Аннотация

Цель. Статья посвящена проблеме рефлексии социальных норм и влиянию наличия/отсутствия данной рефлексии на процесс социализации детей с высоким креативным потенциалом.

Методы и методология. Процессы социализации и рефлексии социальных норм рассматриваются на основе методологии системно-мыследеятельного анализа, разработанного основателем Московского методологического кружка Г. П. Щедровицким. Сравнительный анализ адаптационного и деятельностного подходов к социализации детей с высоким творческим потенциалом проводится по таким параметрам, как объект, механизмы социализации, характеристики социальных норм, социальные регуляторы, личностные регуляторы, личностные качества, уровень социальной мобильности и характер процесса социализации.

Результаты и научная новизна. Автор выдвигает тезис об иррациональном характере и «табуированности» осмысления большинства социальных норм в современном обществе и показывает различие социальных и личностных регуляторов рефлексии этих норм. Один из главных выводов работы сводится к следующему: рационализация и рефлексия социальных норм являются важными условиями социальной динамики и социального развития.

Установлено, что неосознанное принятие личностью социальных норм, характерное для адаптационного подхода к воспитанию, приводит к двум противоположным результатам: 1) успешной социализации за счет некритического принятия ребенком социальных норм, но уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности ее продуктов и, как следствие, к нереализации креативного потенциала; 2) десоциализации ребенка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации.

Принципиально другие методологические возможности для решения проблемы социализации детей с высоким креативным потенциалом предоставляет деятельностный подход к образованию, основывающийся на рефлексивных механизмах. Данный подход способствует формированию инструментального отношения личности к процессу социального взаимодействия, автономизации и сохранению личностной идентичности человека за счет возможности конструирования этого взаимодействия и реконструкции социальной нормы в группе.

Практическая значимость. Представленные в статье подходы к социализации помогут педагогам-практикам более эффективно и качественно организовать свою работу.


Об авторе

Антонина Леонидовна Леутина
Московский государственный университет культуры и искусств
Россия
кандидат педагогических наук, докторант, Химки (РФ)


Список литературы

1. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория – практике / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева [Электрон. ресурс]. Москва: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1993. Режим доступа: http://school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob (дата обращения – 05.05.2015).

2. Громыко Ю. В. Педагогические диалоги: история разработки деятельностого содержания образования: пособие для учителя. Москва: Пушкинский институт, 2001. 406 с.

3. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. Москва: Научный мир, 2005. 239 с.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: Академия, 2004. 282 с.

5. Журавлев В. А. Креативное общество, его особенности и характеристика // Креативная экономика. 2008. № 11 (23) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/2604/.

6. Зинченко А. П. Игровая педагогика. Тольятти: Международная академия бизнеса и банковского дела, 2000. 182 с.

7. Леутина А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–173.

8. Мкртчян М. А. Методологические вопросы педагогических исследований и практических построений // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования. Красноярск, 2003. С. 99–110.

9. Николаева Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Казань, 2006. 50 с.

10. Фрейд З. Тотем и табу. Москва: Олимп: АСТ-ЛТД, 1997. 446 с.

11. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fondgp.org/gp/biblio/rus/33 (дата обращения – 05.05.2015).

12. Florida R. The Rise of The Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Klassika-XXI. 2005. 430 p.

13. Kohlberg L., Turiel E. Moral development and moral education. Psychology and educational practice. Chicago: Scott Forcsman, 1971. Р. 410–465.

14. Matthews M. Science and Innovation Policy and the New (and Old) Economics of Creativity. Creative Destruction. Vol. 1. № 1. 2008 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cultural-science.org/journal/index.php/culturalscience/article/view/9/22.

15. Potts J. Why creative industries matter to economic evolution. Economics of Innovation and New Technology. 2009. № 18 (7–8). Р. 663–673.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леутина А.Л. РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ. Образование и наука. 2015;(5):26-38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-26-38

For citation: Leutina A.L. REFLECTION OF THE SOCIAL STANDARDS AS A CONDITION OF A SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF THE CHILDREN WITH A HIGH CREATIVE POTENTIAL. The Education and science journal. 2015;(5):26-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-26-38

Просмотров: 524

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)