ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА АДОРНАЦИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-39-57
Аннотация
Цель изложенного в статье исследования заключается в описании концепции формирования компетенций, позволяющих работодателю устанавливать, выпускником какого вуза является молодой специалист, претендующий на рабочее место, т. е. компетенций, наделенных чертами корпоративной идентичности.
Методы. В работе использовались методы системного и сравнительного анализа, синтеза, обобщения, аналогии.
Результаты. На основе материалов отечественных и зарубежных исследований обоснована ключевая роль корпоративной культуры вуза в формировании актуальных компетенций, обеспечивающих успешность будущих выпускников. Выявлены социально-педагогические противоречия: декларирующийся учет особенностей корпоративной культуры в педагогическом процессе российских университетов не обеспечен механизмами проектирования компетенций, обладающих признаками корпоративной идентичности. С целью определения этих признаков проанализированы миссии современных ведущих вузов. Показана необходимость изменения модели корпоративной культуры на этапе, предшествующем проектированию результатов педагогического процесса.
Научная новизна. Предложена концепция применения модели корпоративной культуры вуза для формирования компетенций, имеющих признаки корпоративной идентичности. Концепция учитывает требования Болонского соглашения и обусловлена показателем «успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит национального и международного уровней» в критерии «бренд» модели Национального рейтинга университетов. Введено новое понятие «адорнация», означающее усовершенствование компетенций обучающегося с целью формирования его привлекательности и конкурентоспособности в будущем на рынке труда. В педагогическом процессе адорнация осуществляется посредством инновационных педагогических технологий, способствующих максимальному раскрытию интеллектуально-творческого потенциала студентов.
Практическая значимость. Результаты исследований могут быть полезны преподавателям и администраторам вузов при создании систем мониторинга успешности выпускников.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Анатольевна ДреминаРоссия
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента, Екатеринбург (РФ)
Галина Анатольевна Горбунова
Россия
руководитель проектного центра, Екатеринбург (РФ)
Виталий Анатольевич Копнов
Россия
доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе, Екатеринбург (РФ)
Список литературы
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. Москва: Издательский дом Гребенникова, 2003. 440 с.
2. Акимова О. Б., Франс А. С. Корпоративная культура как условие професионально-нравственного развития участников образовательного процесса [Электрон. ресурс] // Корпоративная культура образовательных учреждений: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 9–10 февраля 2012 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2012. С. 8–12. Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/filedirectory/3468/korporat_kult_2012.pdf.
3. Андомин О. В., Косинова С. Н. Корпоративная культура вуза как педагогическая проблема // Вестник СамГУ. 2008. № 5/2 (64). С. 201–209.
4. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста. [Электрон. ресурс] // Полит.ру. 07 мая 2013 г. http://www.polit.ru/article/2013/05/07/auzan/.
5. Ахметшина Ю. В. Педагогические основы корпоративного обучения студентов в процессе совершенствования иностранного языка [Электрон. ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 2. С. 1–11. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN214.pdf.
6. Беляев А. В. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 62–65.
7. Бурдуковская Е. А., Климова Т. В. Формирование корпоративно-профессиональной среды выпускающей кафедры [Электрон. ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. Режим доступа: http://teoria-рractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/pedagogika/burdukovskaya-klimova.pdf.
8. Дагаева Е. А. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 89–93.
9. Дагаева Е. А. Организационные ритуалы как механизм формирования корпоративной идентичности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. № 1. 2009. С. 73–76.
10. Дремина М. А., Копнов В. А. Социальные аспекты менеджмента качества. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2010. 148 с.
11. Коряковцева Н. А. Роль библиотеки в формировании корпоративной идентичности вуза [Электрон. ресурс] // Научные и технические библиотеки. 2009. № 7. Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?art=1&journal=ntb&num=7&year=2009.
12. Котлер Ф., Келлер Л. К. Маркетинг менеджмент. С.-Петербург: Питер, 2015.
13. Куприянов А. С. Структурные компоненты корпоративной идентичности сотрудников российских организаций // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 72–74.
14. Осипов А. М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 105–110.
15. Островая В. В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности в профессионально-корпоративной среде // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 153–157.
16. Петухова Е. А. Формирование ценностного отношения студентов вуза к учебной деятельности через реализацию преподавателем компетентностного подхода // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 1–2. С. 40–42.
17. Перция В. Брэндмейстеры // Рекламные идеи – YES! 1999. № 2. С. 11.
18. Пименова Н. Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электрон. ресурс] // Университетское управление: теория и практика. 2004. № 5–6. Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/473.
19. Повзун В. Д. Миссия университета – история и современность // Вестник ОГУ. 2005. № 1. С. 13–21.
20. Макаркин Н. П., Томилин О. Б. Миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5–6 (28). С. 9–13.
21. Прохоров А. В. Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 4 (84). С. 190–194.
22. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электрон. ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
23. Сайт Национальный рейтинг университетов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=30&txt=Rbr50Text 2378&lng=0.
24. Сайт Slovar-Vocab.com [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://slovar-vocab.com/english/websters-international-vocab/adorn-8433483.html.
25. Sharma E. Role of Higher Education Institutions towards developing the Human Capital of the world through competency mapping // Journal of Business Economics and Management Sciences. 2015. Vol. 2 (1). Р. 1–9.
26. Graduate Interview Coach [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.graduateinterviewcoach.com/index.php/e-books/winning-atcompetency-based-interview/.
27. Times Higher Education [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014–15/world-ranking.
28. Lowe V., Hartshorne Ch., Johnson A. H. Whitehead and the modern world: Science, metaphysics, and civilization: three essays on the thought of Alfred North Whitehead. 1950. 64 p.
Рецензия
Для цитирования:
Дремина М.А., Горбунова Г.А., Копнов В.А. ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА АДОРНАЦИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ. Образование и наука. 2015;(5):39-57. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-39-57
For citation:
Dremina M.A., Gorbunova G.A., Kopnov V.A. INFLUENCE OF UNIVERSITY CORPORATE CULTURE ON «ADORNATION» OF GRADUATES’ COMPETENCES. The Education and science journal. 2015;(5):39-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-39-57