ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-72-86
Аннотация
Цель статьи – определить качество и уровень толерантности в студенческой среде и обобщить педагогический опыт формирования межкультурной толерантности (на примере деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса – ВГУЭС).
Методы. Теоретические методы исследования – анализ подходов и результатов изучения состояния толерантности в молодежной среде. Практические методы – контент-анализ содержания эссе на заданную тему, анкетирование. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса 200 студентов 2–3 курса ВГУЭС различных направлений подготовки бакалавриата.
Научная новизна. Автором публикации определен уровень толерантного отношения студентов к представителям и культуре ряда стран в сочетании с исследованием степени информированности респондентов о данных государствах. Проанализированы и представлены наиболее характерные для актуальной ситуации взгляды студентов на понятие «толерантность», а также причины их интолерантного поведения. Обобщены педагогические и образовательные технологии, используемые в ВГУЭС для формирования молодежной толерантности.
Результаты. В ходе опроса изучены такие аспекты, как границы применимости понятия «толерантность» в восприятии студентов, декларативный и реальный уровень толерантности, ее уровень по отношению к определенным странам, в частности в деловой сфере. Проведен анализ студенческих эссе о проблемах толерантности, сделаны выводы о том, что межнациональные отношения являются наиболее актуальным для респондентов аспектом толерантного или интолерантного поведения. Итоги социологического исследования студентов сопоставлены с результатами опросов по сходной тематике, проведенными ВЦИОМ и другими исследователями. Описаны реализуемые ВГУЭС проекты, направленные на формирование и развитие толерантности в молодежной среде. Сделан вывод о необходимости применения вузами образовательных технологий, базирующихся на практическом аспекте межнационального общения.
Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания об особенностях и причинах интолерантного поведения молодежи и могут служить базой для корректировки педагогической и образовательной практики высших учебных заведений. Изложенная методика исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения мониторингов.
Ключевые слова
Об авторе
Елена Викторовна КалачинскаяРоссия
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Владивосток (РФ)
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT-1–2-o-smyslah.php? PrPage=VT.
2. Афонасенко Е. В. Развитие этнической толерантности учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействия // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 163–165.
3. Гончарук Е. Ю., Калькова О. К. Эмоциональный компонент в процессе формирования и восприятия этнических авто- и гетеростереотипов русских (на материале ассоциативного эксперимента) // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3. С. 258–261.
4. Декларация принципов толерантности. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php.
5. Дрынкина Т. И. Феноменология толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 52–54.
6. Кисляков П. А. Формирование толерантности и профилактика экстремизма в вузе: интегрированный подход // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 283–285.
7. Суворова Г. М. Методы формирования толерантности студента как условия безопасного стиля поведения в вузовском сообществе // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 258–259.
8. Уровень толерантности в России: растет или падает? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wciom.ru/index.php? id=459&uid=115070.
9. Форрат Н. В. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов // Вестник Евразии. 2002. № 3. С. 28–50.
10. Этнические симпатии и антипатии россиян [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php? id=459&uid=13515].
Рецензия
Для цитирования:
Калачинская Е.В. ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ. Образование и наука. 2015;(5):72-86. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-72-86
For citation:
Kalachinskaya E.V. TOLERANCE OF REGIONAL HIGH SCHOOL STUDENTS: ASSESSMENT AND DEVELOPMENT METHODS. The Education and science journal. 2015;(5):72-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-72-86