Креативные индустрии и образование: от мифов к интегративной модели креативности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-9-35
Аннотация
Введение. Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи – сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Об авторе
Л. М. АндрюхинаРоссия
Андрюхина Людмила Михайловна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры
профессиональной педагогики и психологии, Екатеринбург
Список литературы
1. Ахьямова И.А., Беляева М.А., Боталов А.М. Аналитика культурных индустрий: до и после [пандемии]. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства; 2020. 238 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44542546 (дата обращения: 20.10.2024).
2. Аузан А.А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;6:12–19. doi:10.38050/01300105201963
3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. Москва: TB RUGRAM; 2022. 222 c. Режим доступа: https://ion.ranepa.ru/upload/medialibrary/fbd/Gid_Spravoch-nik-Tvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
4. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии. 1984;10:86–99. Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/mentsin/mentsin2189d.html (дата обращения: 20.10.2024).
5. Ковешникова Н.А. Из истории дизайн-образования: художественная подготовка в рамках средневекового ремесленного ученичества. Мир науки, культуры, образования. 2009;5(17):146–148. Режим доступа: https://www.amnko.ru/Jurnali/(17)%202009/MNKO_2009-5.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
6. Йоас Х. Креативность действия. Санкт-Петербург: Алетейя; 2005. 320 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/431280/ (дата обращения: 20.10.2024).
7. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление. Санкт-Петербург: Поппури; 2005. 416 с. Режим доступа: https://predanie.ru/book/195577-sereznoe-tvorcheskoe-myshlenie/ (дата обращения: 20.10.2024).
8. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход. Образование и наука. 2003;5(23):79–90. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/37785/1/edscience_2003_05_009.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
9. Максимова С.В. Концепция дуальности неадаптивной и адаптивной активности в творчестве. Психологическая газета. 2014. Режим доступа: https://psy.su/feed/3765/ (дата обращения: 20.10.2024).
10. Кирьякова А.В. Аксиология креативности: монография. Москва: Дом педагогики; 2014. 225 с. Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/1041/kaf/6701/prep/1391 (дата обращения: 20.10.2024).
11. Кирьякова А.В. Креативность сквозь призму аксиологии. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2:10–20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-skvoz-prizmu-aksiologii/viewer (дата обращения: 20.10.2024).
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. В книге: Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. Москва; 1965:433–456. Режим доступа: https://www.metodolog.ru/00736/00736.html (дата обращения: 20.10.2024).
13. Андрюхина Л.М., Жаркова Д.В. Концептуальные основания определения профессиональных дефицитов педагогов в области развития креативного потенциала студентов. Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022;8:17–28.
14. Lubart T. Сreativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016;4:7–15. doi:10.22363/2313-1683-2016-4-7-15
15. Кук П. Креатив приносит деньги. Минск: Гревцов Паблишер; 2007. 384 с. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000274386-kreativ-prinosit-dengi-piter-kuk (дата обращения: 20.10.2024).
16. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами. Москва: Альпина Паблишер; 2018. 534 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/urgen-appelo/agile-menedzhment-liderstvo-i-upravlenie-komandami-35478823/chitat-onlayn/ (дата обращения: 20.10.2024).
17. Баркер Дж. Парадигмы мышления. Москва: Альпина Бизнес Букс; 2007. 192 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003049824/ (дата обращения: 20.10.2024).
18. Фоменко Е.С. Развитие инструментальной импровизации в эпоху ренессанса. Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2022;1(91). Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12963 (дата обращения: 20.10.2024).
19. Витаньи И. Общество, культура, социология. Москва: Прогресс; 1984. 288 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/19957286/ (дата обращения: 20.10.2024).
20. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2021, 302 с. Режим доступа: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/the-story-of-succes/genii_read.pdf?srsltid=AfmBOoocqJqWiebIla0V_qHQrNgCu74vU51qJHL-6cR2pDnchJ2LKLbC0 (дата обращения: 20.10.2024).
21. Андрюхина Л.М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-т; 2019. 238 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/42766/1/978-5-8050-0767-6_2023.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
22. Rush M.R. Creative thinking in engineering education: lessons from students at the Massachusetts Institute of Technology. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology; 2009. 83 p. Accessed October 20, 2024. https://www.researchgate.net/publication/42437135_Creative_thinking_in_engineering_education_lessons_from_students_at_the_Massachusetts_Institute_of_Technology
23. Андрюхина Л.М., Ожиганова Д.А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022;4(12):75–91. doi:10.17853/2686-8970-2022-4-75-91
24. Hutson J., Lively J., Robertson B., Cotroneo P., Lang M. Creative Convergence: The AI Renaissance in Art and Design. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2023. 237 p. doi:10.1007/978-3-031-45127-0
25. Patel K.Craft as a Creative Industry.London: Taylor & Francis; 2024 .116 p.doi:10.4324/9781003301714
26. Campbell M. Reimagining the Creative Industries: Youth Creative Work, Communities of Care. London: Routledge; 2021. 228 p. doi:10.4324/9781003031338
27. Martens J. Creativity Fieldguide: Powerful Creativity Techniques and How to Use Them. US, San Jose: Katalysor Publishing; 2019. 114 p.
28. Brem A., Puente-diaz R., Agogue M. Role of Creativity in the Management of Innovation – State of the Art and Future Research Outlook. World Scientific Books, World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.; 2017. 300 p. doi:10.1142/q0059
29. Goller I., Bessant J.R. Creativity for Innovation Management: Tools and Techniques for Creative Thinking in Practice. London: Routledge; 2023. 272 p. doi:10.4324/9781003226178
30. Dawson P., Andriopoulos C., Andriopoulos C., Pattinson S. Managing Change, Creativity and Innovation. London: SAGE Publications; 2024 . 632 p. Accessed October 20, 2024. https://library.ucyp.edu.my/wp-content/uploads/2023/08/Managing-Change-Creativity-and-Innovation_nodrm.pdf
31. Duxbury N., Albino S., Pato de Carvalho C. Creative Tourism: Activating Cultural Resources and Engaging Creative Travellers. Boston: CAB International; 2021. 299 p. doi:10.1079/9781789243536.0000
32. Leng Khoo S., Shu Fun Chang N. Creative City as an Urban Development Strategy: The Case of Selected Malaysian Cities. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2021. 201 p. doi:10.1007/978-981-16-1291-6
33. Kapoor H., Kaufman J.C. Creativity and Morality. London, UK; San Diego, US; Cambridge, US; Ox ford, UK: Elsevier. Academic Press; 2022. 330 p.
34. Kalpokienė J. Law, Human Creativity and Generative Artificial Intelligence: Regulatory Options. Oxford: Taylor & Francis Group; 2024. 122 p. doi:10.4324/9781003464976
35. Pagani M., Champion R. Artificial Intelligence for Business Creativity. Oxford: Taylor & Francis Group; 2023. 156 p. doi:10.4324/9781003287582
36. Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Глухова В.А., Набойченко Е.С. Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике. Образование и наука. 2024;26(9):129–150. doi:10.17853/1994-5639-2024-9-129-150
37. Rhodes M. An analysis of creativity. Phi Delta Kappan. 1961;42:305–311. Accessed October 20,2024. https://www.jstor.org/stable/20342603?origin=JSTOR-pdf
38. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: the five A’s framework. Review of General Psychology. 2013;17(1):69–81. doi:10.1037/a0029528
39. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: an overview of the 7C’s of creative thought. In: Sternberg R.J., Funke J., eds. The Psychology of Human Thought: An Introduction. Heidelberg: Heidelberg University Publishing; 2019:277–305. doi:10.17885/heiup.470.c6678
40. Кислов А.Г., Феоктистов А.В., Шапко И.В., Якушева К.Н. Ориентиры организации подготовки кадров для креативных индустрий. Профессиональное образование и рынок труда. 2023;11(4):47–76. doi:10.52944/PORT.2023.55.4.003
41. Краюхина О.Е., Новоселов С.А. Активизация профессионально ориентированного творчества студентов профессионально-педагогического вуза. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008;8(56):81–90.
Рецензия
Для цитирования:
Андрюхина Л.М. Креативные индустрии и образование: от мифов к интегративной модели креативности. Образование и наука. 2025;27(3):9-35. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-9-35
For citation:
Andryukhina L.M. Creative industries and education: from myths to an integrative model of creativity. The Education and science journal. 2025;27(3):9-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-9-35