Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-87-104

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – изучение проблемы социального развития подростков в разновозрастных объединениях (РВО).

Методология и методы. В работе использовались социально-личностный подход, сравнительный анализ при сопоставлении исторических фактов, обобщение многолетних научных наблюдений и др.

Результаты. Обозначены объективные предпосылки появления субкультурных молодежных разновозрастных групп, в том числе и экстремистских, и причины, по которым они начинают выполнять особые воспитывающие функции. Перечислены варианты моделей гуманистических воспитательных систем РВО, созданные в отечественной и зарубежной социально-педагогической практике. Рассмотрен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной компетентности подростков в РВО гуманистической направленности. Установлено, что для такого типа объединений характерны принцип добровольного участия, самостоятельность субъектов, быстрая адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, разнообразные занятия по интересам, разрешение конфликтов внутри коллектива, высокий уровень командной сплоченности, самоуправление, творческий характер обучения, воспитания, социализации и самореализации. Дана краткая характеристика условий освоения подростками фундаментальных человеческих ценностей и формирования навыков новых, усложняющихся межличностных отношений в глобализирующемся мире.

Научная новизна. Проанализированы и уточнены понятия «воспитательная система разновозрастного объединения», «социальная компетентность подростка», «амбивалетное качество», «эмоционально-нравственный стержень личности», «эмерджентный эффект разновозрастных групп», «межвозрастная коммуникация». Установлено, что системообразующим ядром воспитательного процесса в РВО является субъектный компонент: все члены объединения – свободно действующие субъекты, осознанно принимающие внешние ограничения, обусловленные разновозрастным составом участников какой-либо деятельности. Отношения свободы, открытости, доверия, равноправия, безопасности, коллективной сплоченности в РВО обеспечивают возникновение эмерджентного эффекта проявления скрытых активов. Содержательная сторона пространства РВО позволяет создавать для каждого его члена достаточное количество учебных жизненных ситуаций и представлений о действиях в них, что создает условия для позитивных изменений как отдельной личности, так и всего сообщества в целом. Гуманистическая направленность деятельности РВО состоит в том, что каждый ее участник, приобщаясь к культурным традициям, этническим, гражданским и общечеловеческим ценностям, перенимая жизненный опыт других, сохраняет свою уникальность.

Практическая значимость. На материале детско-молодежной организации «Каравелла», работающей в г. Екатеринбурге более полувека, раскрыто, как с помощью технологии межвозрастного общения и взаимодействия обеспечиваются преемственность традиций, сохранение исторической памяти, передача гуманистических идей в цепи поколений, формирование эмоционально-нравственного стержня личности. Показано, как субъектный компонент, с одной стороны, усложняет, а с другой – упрощает воспитательную работу; обеспечивает связь «учебной и жизненной практики»; позволяет амбивалентно выровнять процесс формирования социальной компетентности подростков.

Об авторе

Лариса Александровна Крапивина
Тюменский государственный университет; Детско-молодежная общественная организация «Каравелла», Союз журналистов России
Россия

кандидат педагогических наук, докторант;

руководитель детско-молодежной общественной организации «Каравелла»;

член Союза журналистов России,

Тюмень (РФ)



Список литературы

1. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. Тюмень: ТюмГУ, 2008. 208 с.

2. Богатырева Н. Ю. «Каравелла» плывет…» // Педагогический университет. 1993, 4 марта.

3. Вульфов Б. З. Дети и взрослые: учим друг друга // Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии. Челябинск, 2003. С. 3–12.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании авторов и исследователей) [Электрон. ресурс] / под ред. Н. Л. Селивановой. Москва: Пед. о-во России, 1998. 336 с. Режим доступа: http://book.tr200.net/v.php? id=4529132.

5. Емельянова И. Н. Возрастная педагогика: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2013. 140 с.

6. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. Москва: Логос, 2014. 140 с.

7. Зеленко Н. Рыцари справедливости // Телевидение и радиовещание. 1977. № 2. С. 31–34.

8. Иванов А. В. Ебург: город храбрых, сделано в девяностые. Москва: АСТ, 2014. 573 с.

9. Крапивина Л. А. Невидимые активы разновозрастных объединений [Электрон. ресурс] // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. Вып. 3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nevidimye-aktivy-raznovozrastnyh-obedineniy.

10. Крапивина Л. А. Формирование межвозрастной коммуникации подростков в условиях воспитательной системы РВО: учебное пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 188 с.

11. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2013. 320 с.

12. Крапивина Л. А., Ситников В. Л. Эмерджентный эффект невидимых активов командообразования на принципах творческого содружества поколений [Электрон. ресурс] // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика. Психология». Забайкальский государственный университет. 2014. № 1 (37). С. 114–124. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/emergency-effectof-invisible-assets-of-teambuilding-on-theprinciples-of-creative-commonwealth-ofgenerations.

13. Кудинов В. А. Большие заботы маленьких граждан. Москва: Молодая гвардия, 1990. 238 с.

14. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/47325.

15. 11 Педагогические инновации на современном этапе развития образования / под. ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: ТюмГУ, 2010. 212 с.

16. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / сост. и ред. В. Л. Кучин, В. И. Несевря. Москва: Изд-во Федерации скаутов России, 1998. 474 с.

17. Субкультпривет! Энциклопедия юношеских субкультур Урала / сост. Ю. В. Шинкаренко. Екатеринбург: ДМОО юных корреспондентов Свердловской области, 2013. 672 с.

18. Теория, история и практика педагогики социального творчества: материалы межрегиональной научно-методической конференции памяти академика И. П. Иванова. Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2004. 105 с.

19. Krapivina L. Pedagogical support for multi-age groups of young people in the information world // ICERI 2011: материалы 4-й Международной конференции по образованию, научным исследованиям и инновациям. Испания, Мадрид 14–16.11.2011. С. 003199–003203, ISBN: 978-84-615-3324-4. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.iated.org/concrete2/paper_detail.php?paper_id=20018.


Рецензия

Для цитирования:


Крапивина Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Образование и наука. 2015;(5):87-104. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-87-104

For citation:


Krapivina L.A. SOCIAL COMPETENCE FORMATION AMONG TEENAGERS FROM HUMANIST TREND MULTIPLE-AGED GROUPS. The Education and science journal. 2015;(5):87-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-87-104

Просмотров: 5717


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)