Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Игровой формат экзамена как эффективный инструмент оценки сформированности компетенций

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-54-84

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания нового формата экзамена, который позволил бы выполнять целый комплекс задач, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Основу такого формата экзамена представляет адаптированная под образовательные задачи ролевая игра. Цель исследования – определить эффективность разработки формата экзамена на основе ролевой игры с позиций объективности и полноты оценки, вовлеченности и мотивированности студентов, уровня стрессогенности и возможности применения такого формата экзамена не только для оценивания сформированности компетенций, но и для активизации гибких навыков. Методология, методы и методики. В основу исследования положен деятельностный подход к обучению и оцениванию. Применялся метод системного анализа теоретических источников по обозначенным проблемам. Для разработки содержания экзамена в форме ролевой игры был использован метод игрового моделирования. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов, сдававших экзамен в игровом формате, и результаты контент-анализа полученных ответов на открытые вопросы. Результаты. Разработаны методология содержания экзамена в игровом формате, сценарный ход его проведения, критерии оценивания проверяемых компетенций. Выявлен потенциал игрового формата экзамена для развития дополнительных, надпрофессиональных навыков (soft skills), востребованных сегодня на рынке труда. Научная новизна работы заключается в подробном описании авторского педагогического дизайна экзамена в игровом формате и результатов его апробации, доказывающих его валидность и эффективность его применения для аттестации по гуманитарным дисциплинам, направленным на развитие коммуникативных компетенций. Практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в развитие процесса геймификации образовательного процесса в высшей школе в части применения игровых методик как инструмента оценивания.

Об авторах

Е. С. Смолий
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Смолий Елена Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, Москва



О. Н. Колышева
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Колышева Ольга Николаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания, Москва



П. Ю. Повалко
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Повалко Полина Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, Москва



Список литературы

1. Иванова С.В., Иванов О.Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий. Ценности и смыслы. 2020;5(69):6–27. doi:10.24411/2071-6427-2020–10042

2. Ханин Ф.Г. Влияние глобализации на формирование современной системы образования в контексте пятой технологической революции. Социально-политические науки. 2023;13(1). doi:10.33693/2223-0092-2023-13-1-129-137

3. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Мелкая Л.А., Тихомирова М.А. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе. Интеграция образования. 2023;27(1). doi:10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081

4. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Исхакова М.П. Эффективность смешанных образовательных технологий в вузе: методология оценки. Образование и наука. 2023;25(7):69– 102. doi:10.17853/1994-5639-2023-7-69-102

5. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-obrazovaniya-problemy-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 18.05.2024).

6. Wang Y.-C. Gamification in a News English Course. Education Sciences. 2023;13(1):90. doi:10.3390/educsci13010090

7. Балакина К.Д. Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды. Русистика. 2020;18(4):439–453. doi:10.22363/2618-8163-2020-18-4-439-453

8. Zapata-Rivera D., Bauer M. Exploring the role of games in educational assessment. In: Clarke-Mi dura J., Mayrath M., and Robinson D., eds. Technology-Based Assessments for 21st Century Skills: Theoretical and Practical Implications from Modern Research. 2012:147–169. Accessed May 18, 2024. https://www.academia.edu/19536643/EXPLORING_THE_ROLE_OF_GAMES_IN_EDUCATIONAL_ASSESSMENT

9. Ifenthaler D., Eseryel D., Ge X. Assessment in Game-Based Learning. Foundations, Innovations, and Perspectives. New York: Springer; 2012:3–10. Accessed March 14, 2024. https://www.researchgate.net/publication/234035558_Ifenthaler_D_Eseryel_D_Ge_X_2012_Assessment_in_game-based_learning_In_D_Ifenthaler_D_Eseryel_X_Ge_Eds_Assessment_in_game-based_learning_Foundations_innovations_and_perspectives_pp_18_New_York_Springer

10. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций). Образование и наука. 2021;23(6):43–83. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-43-83

11. Чагин С.С. Геймификация профессионального образования: стоит ли игра свеч? Профессиональное образование и рынок труда. 2021;1(44). doi:10.24412/2307-4264-2021-01-26-35

12. Мантуленко В.В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023;3. doi:10.24412/2304-120X-2023-11019

13. Cegolon A. Soft skills and general education. Form@re – Open Journal per la Formazione in Rete. 2023;23(1):112–122. doi:10.36253/form-13757

14. Da Silva L., Nunes Costa Reis P., Da Silva Ramos M., Fernandes Narduche E. Soft skills e sua deman da no mercado de trabalho. Cadernos UniFOA, Volta Redonda. 2023;18(51). doi:10.47385/cadunifoa.v18.n51.4321

15. Caponetto I., Earp Je., Ott M. Gamification and education: a literature review. In: Proceedings of the 8th European Conference on Games-Based Learning – ECGBL 2014. 2014;1:50–57. Accessed March 14, 2024. https://www.itd.cnr.it/download/gamificationECGBL2014.pdf

16. Yu-Kai C. Actionable Gamification. New York: Packt Publishing Ltd.; 2019. 500 p.

17. Almeida C., Kalinowski M., Uchôa A., Feijó B. Negative effects of gamification in education soft ware: systematic mapping and practitioner perceptions. Information and Software Technology. 2023;156:107142. doi:10.1016/j.infsof.2022.107142

18. Johnson D., Deterding S., Kuhn K.-A., Staneva A., Stoyanov S., Hides L. Gamification for health and wellbeing: a systematic review of the literature. Internet Interventions. 2016;6. doi:10.1016/j.invent.2016.10.002

19. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Попова О.С. Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход. Образование и наука. 2023;25(1):15–49. doi:10.17853/1994-5639-2023-1-15-49 (дата обращения: 25.04.2024).

20. Guaqueta C.A., Castro-Graces A.Y. The use of language learning apps as a didactic tool for EFL vo cabulary building. English Language Teaching. 2018;11(2). doi:10.5539/elt.v11n2p61

21. Wu T.T., Huang Y.M. A mobile game-based English vocabulary practice system based on portfo lio analysis. Educational Technology & Society. 2017;20:265–277. Accessed March 14, 2024. https://www.researchgate.net/publication/317027212_A_mobile_game-based_English_vocabulary_practice_system_based_on_portfolio_analysis

22. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020;3(68). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-effektivnaya-tehnologiya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 25.04.2024)

23. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From game design elements to gamefulness: defining gamification. In: Proceedings of the 15th international Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. 2011;11:9–15. doi:10.1145/2181037.2181040

24. Sailer M., Hense J.U., Mayr S.K., Mandl H. How gamification motivates: an experimental study of the effects of specific game design elements on psychological need satisfaction. Computers in Hu man Behavior. 2017;69(2). doi:10.1016/j.chb.2016.12.033

25. Arnold B.J. Gamification in education. In: Proceedings of the American Society of Business and Be havioral Sciences. 2014;21:32–39. Accessed March 14, 2024. https://www.academia.edu/5490146/Gamification_in_Education

26. Капкаев Ю.Ш., Лешинина В.В., Бенц Д.С. Геймификация образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2019;63(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 25.04.2024).

27. Самарская С.В. Развитие softs kills в процессе обучения иностранным языкам на основе игровых технологий. Международный научно-исследовательский журнал. 2022;2(116). doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.088

28. Щеглова И.А., Корешникова Ю.Н., Паршина О.А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления. Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019;1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-studencheskoy-vovlechennosti-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya?ysclid=lguyf191io710813337 (дата обращения: 15.03.2024)

29. Коваль Е.А., Сычев А.А., Жадунова Н.В., Фомина Л.Ю. «Руководствоваться законом и совестью»: hard skills и soft skills в юридическом образовании. Интеграция образования. 2020;24(2). doi:10.15507/1991-9468.099.024.202002.276-295

30. Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills). Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023;2(226). doi:10.23951/1609-624X-2023-2-120-132

31. Raitskaya L., Tikhonova E. Skills and competencies in higher education and beyond. Journal of Lan guage and Education. 2019;5(4):4–8. doi:10.17323/jle.2019.10186

32. Румянцева О.В. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus. Интеграция образования. 2021;25(4):593–607. doi:10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607

33. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2–3 изд. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1999. 360 с. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM?ysclid=lguxqync-6j56649394#$p1 (дата обращения: 14.03.2024)

34. Суворова Н.Н. Система оценивания творческих компетенций студентов при преподавании стилистики русского языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021;11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-otsenivaniya-tvorcheskih-kompetentsiy-studentov-pri-prepodavanii-stilistiki-russkogo-yazyka?ysclid=lgfb 33cmta 162334057 (дата обращения: 15.03.2024).

35. Муран О.В. Прагмалингвистический аспект в преподавании курса «Стилистика русского языка» в иностранной аудитории. Молодой ученый. 2019;21(259). Режим доступа: https://moluch.ru/archive/259/59629 (дата обращения: 15.03.2024)

36. Подосинникова А.А. К проблеме обучения иностранных студентов филологов стилистике русской разговорной речи. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012;1(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-obucheniya-inostrannyh-studentov-filologov-stilistike-russkoy-razgovornoy-rechi?ysclid=lguxsygujw285443132 (дата обращения: 15.03.2024)

37. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. Москва: Наука; 1989. 186 с.

38. Шмелева Е.Я. «Новый русский» как фольклорный персонаж. Русский язык сегодня: сборник статей. Москва: Азбуковник; 2003;2:565–575.

39. Шпильман М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска»: на материале произведений А. и Б. Стругацких: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01; Новосибирск; 2006. 23 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-strategiya-rechevaya-maska-na-materiale-proizvedenii-i-b-strugatskikh?ysclid=lgv1oaja5576648774 (дата обращения: 15.03.2024).

40. Карасик В.И., Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». Москва: Гнозис; 2006. 238 с.

41. Дубровская Е.М., Мандрикова Г.М. Типажи и квазитипажи: о развитии теории лингвокультурных типажей. Пушкинские чтения – 2020. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материалы XXV Международной научной конференции; Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина; 2020:344–350.

42. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: учебное пособие. Москва: Высшая школа; 2006. 319 с.

43. Sadler D.R. Interpretations of criteria-based assessment and grading in higher education. Assess ment & Evaluation in Higher Education. 2005;30(2):175–194. doi:10.1080/0260293042000264262

44. Dixson D.D., Worrell F.C. Formative and summative assessment in the classroom. Theory into Prac tice. 2016;55(2):153–159. doi:10.1080/00405841.2016.1148989

45. Lok B., McNaught C., Young K. Criterion-referenced and norm-referenced assessments: compati bility and complementarity. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016;41(3):450–465. doi :10.1080/02602938.2015.1022136


Рецензия

Для цитирования:


Смолий Е.С., Колышева О.Н., Повалко П.Ю. Игровой формат экзамена как эффективный инструмент оценки сформированности компетенций. Образование и наука. 2025;27(3):54-84. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-54-84

For citation:


Smolii E.S., Kolysheva O.N., Povalko P.Yu. Game format of the exam as an effective tool for assessing competence development. The Education and science journal. 2025;27(3):54-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-54-84

Просмотров: 315


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)