Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Диагностика факторов социально опасного поведения подростков: апробация, психометрическая проверка инструментария

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-110-140

Аннотация

Введение. Создание новых эффективных методов диагностики факторов социально опасного поведения среди подростков представляет собой актуальную тему современных психолого-педагогических исследований. Целью статьи является представление этапов разработки, первичной апробации и психометрической проверки диагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологических факторов, являющихся маркерами социально опасного поведения в подростковом возрасте. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты разработки и первичной апробации и показатели валидности опросника «Методика выявления факторов делинквентности в подростковом возрасте», построенного на основе интегративного подхода. Методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 30 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в описанных факторах. Выборка: подростки в возрасте 11–17 лет (средний возраст – 13,7 лет) (n = 291). Для определения надежности использовался коэффициент альфа-Кронбаха. Для определения валидности опросника были выявлены связи шкал с параметрами теста-опросника Кеттелла для подростков (Методика 14 PF, 142 вопроса), опросника «Самодиагностика типового семейного со стояния» Р. В. Овчаровой, методикой исследования психологической безопасности образователь ной среды И. А. Баевой. Результаты и научная новизна. В результате психометрической проверки методики была показана высокая согласованность пунктов со шкалами методики, достаточный уровень надежности по однородности, удовлетворительные показатели конструктной валидности. Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий, представленный в форме самоотчета, является экономичным и эффективным способом изучения факторов социально опасного поведения подростков. Методика может быть использована специалистами на этапе профилактической работы с подростками.

Об авторах

О. А. Беляева
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Беляева Ольга Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения



Т. В. Бугайчук
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Бугайчук Татьяна Владимировна – кандидат психологических наук, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии



А. Э. Цымбалюк
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Цымбалюк Анна Эдуардовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии



М. А. Юферова
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Юферова Марина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии



Список литературы

1. Титор С.Е. Социально-психологический портрет современного подростка (анализ социологического опроса). Вестник университета. 2023;4:189–198. doi:10.26425/1816-4277-2023-4-189-198

2. Slobodskaya H.R. Personality development from early childhood through adolescence. Personality and Individual Differences. 2021;172:110596. doi:10.1016/j.paid.2020.110596

3. Тарханова И.Ю. Трансформация девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях. Ярославский педагогический вестник. 2022;6(129):25–35. doi:10.20323/1813-145X-2022-6-129-25-35

4. Бадмаева В.Д., Карауш И.С., Чибисова И.А., Федонкина А.А. Социально опасное поведение подростков: клинико-психопатологические и психологические характеристики, роль деструктивного контента. Психология и право. 2023;13(3):16–29. doi:10.17759/psylaw.2023130302

5. Беляева О.А., Бугайчук Т.В., Цымбалюк А.Э., Юферова М.А. Социально-психологические факторы делинквентности в подростковом возрасте. Вопросы психологии. 2022;68(6):3–13.

6. Lu W. Adolescent depression: national trends, risk factors, and health care disparities. American Journal of Health Behavior. 2019;43(1):181–194. doi:10.5993/AJHB.43.1.15

7. Лежнина Л.В. Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы. Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 г. Чебоксары: Издательский дом «Среда»; 2019:253–256. doi:10.31483/a-89

8. Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения. Общество и право. 2022;4(82). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-znachenie-pravovoy-kultury-pri-vybore-lichnostyu-modeli-pravovogo (дата обращения: 25.11.2024).

9. Книжникова С.В., Хайлова В.В. Нападения на образовательные организации: представления обучающихся о феномене и ресурсы профилактики. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024;3(98). doi:10.24412/1999-6241-2024-398-320-329

10. Пиркина В.Г. Социально опасное поведение обучающихся как психолого-педагогическое явление. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;6(8). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/113PSMN620.pdf (дата обращения: 18.10.2024).

11. Селиванова О.А., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий «Социально безопасное» и «Социально опасное» поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования Humanitates. 2015;1(1):198–205. Режим доступа: https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/14095/1/Селиванова.pdf (дата обращения: 25.11.2024).

12. Soto C.J., John O.P. The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. Journal of Personality and Social Psychology. 2017;113:117–143. doi:10.1037/pspp0000096

13. Borghuis J., Denissen J.J.A., Oberski D., Sijtsma K., Meeus W.H.J., Branje S., Koot H.M., Bleidorn W. Big Five personality stability, change, and codevelopment across adolescence and early adulthood. Journal of Personality and Social Psychology. 2017;113(4):641–657. doi:10.1037/pspp0000138

14. Liu D., Campbell W.K. The big five personality traits, big two metatraits and social media: a me ta-analysis. Journal of Research in Personality. 2017;70:229–240. doi:10.1016/j.jrp.2017.08.004

15. Casale S., Fioravanti G., Rugai L. Grandiose and vulnerable narcissists: who is at higher risk for social networking addiction? Cyberpsychology, BehaviorandSocialNetworking. 2016;19(8):510–515. doi:10.1089/cyber.2016.0189

16. Слепухина Г.В., Безенкова Т.А., Андриенко О.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(33):396–401. doi:10.26140/anip-2020-0904-0088

17. Хусаинова С.В., Хакимзянов Р.Н. Исследование психологических особенностей личности, склонной к девиантному поведению. Казанский педагогический журнал. 2019;6(137):195–201. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti-sklonnoy-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 11.06.2024).

18. Blackwell D., Leaman C., Tramposch R., Osborne C., Liss M. Extraversion, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction. Personality and Individual Differences. 2017;116:69372. doi:10.1016/j.paid.2017.04.039

19. Кушка М.Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания. Kant. 2018;2(27):98–102. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-iskazhenie-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 25.11.2024).

20. Ткаченко Н.С., Гаврисенко К.А. Вопросу о влиянии социально-психологического климата семьи на склонность подростков к девиантному поведению. Заметки ученого. 2022;10:147– 150. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/367412259_K_voprosu_o_vlianii_socialno-psihologiceskogo_klimata_semi_na_sklonnost_podrostkov_k_deviantnomu_povedeniu (дата обращения: 25.11.2024).

21. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг; 2020. 240 с. Режим доступа: https://libking.ru/books/home-/home/23091-g-homentauskas-semya-glazami-rebenka. html (дата обращения: 25.11.2024).

22. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография. Москва; Берлин: Международное изд-во Palmarium; 2013. 638 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23634409_95944344.pdf (дата обращения 25.11.2024).

23. Петровская В.Г. Социально-психологические особенности семей подростков с девиантным поведением. Вестник экспериментального образования. 2020;4 (25). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-semey-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 13.10.2024).

24. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. Национальный психологический журнал. 2015;4(20):105–110. doi:10.11621/npj.2015.0410

25. Crosswhite J.M., Kerpelman J.L. Coercion theory, self-control, and social information processing: understanding potential mediators for how parents influence deviant behaviour. Deviant Behavior. 2009;30(7):611–646. doi:10.1080/01639620802589806

26. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Создание условий для обеспечения доступности среды специализированной модели базовых профессиональных образовательных организаций. Специальное образование. 2020;1(57):152—166. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-obespecheniya-dostupnosti-sredy-spetsializirovannoy-modeli-bazovyh-professionalnyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 28.10.2024).

27. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. Москва: Смысл; 2017. 79 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/y6huybl0y2/direct/201749711?ysclid=m3wxpje9ke207262925 (lата обращения: 25.11.2024).

28. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование; 2019. 448 с. Режим доступа: https://viro36.ru/education/training/program/documents/dopolnitelnaya-professionalnaya-programma-povysheniya-kvali-fikatsii-upravlenie-sozdaniem-lichnostno-/Учебные%20материалы%20-%20Yasvin_Block_5mm_print%20isprav_правка.pdf?ysclid=m3wxnxrtdv14131968 (дата обращения: 25.11.2024).

29. Moos R. Evaluating Educational Environments: Procedures, Measures, Findings and Policy implications. SanFrancisco: Jossey-Bass; 1979. 334 p. Accessed November 25, 2024. https://archive.org/details/evaluatingeducat0000unse_n8m2/page/n1/mode/2up

30. Reid K., Hopkins D. Towards the Effective School: The Problems and Solutions. Oxford; 1987. 305 р. Accessed November 25, 2024. https://archive.org/details/towardseffective0000reid/page/n1/mode/2up

31. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993;1:13−23. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931013.htm (дата обращения: 25.10.2024).

32. Anghel G.A., Pehoiu G. The educational environment of school and its implications on learning. Multidimensional Education and Professional Development: Ethical Values, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2017;27:12–18. doi:10.15405/epsbs.2017.07.03.3

33. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010;128. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-kategorii-v-praktike-issledovaniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 25.10.2024).

34. Беляева О.А. Буллинг-поведение младших школьников: реальные риски современной среды начального образования. Психология. Психофизиология. 2024;17(3):75–86. doi:10.14529/jpps240307

35. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. и др. Научные подходы в современной отечественной психологии. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН»; 2023. 759 с. doi:10.38098/thry_23_0465

36. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург: Союз; 2002. 271с. doi:10.17759/epps.2024010301

37. Гессман Х.-В., Шеронов Е.А. Валидность психологического теста. Современная зарубежная психология. 2013;4:20–31. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n4/jmfp_2013_n4_65481.pdf (дата обращения: 25.11.2024).

38. Беляева О.А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования. Бизнес. Образование. Право. 2022;3(60):437–443. doi:10.25683/VOLBI.2022.60.367

39. Лубков А.В. Современные проблемы педагогического образования. Образование и наука. 2020;22(3):36–54. doi:10.17853/1994-5639-2020-3-36-54

40. Twenge J.M. Why increases in adolescent depression may be linked to the technological environ ment. Current Opinion in Psychology. 2020;32:89–94. doi:10.1016/j.copsyc.2019.06.036

41. Errasti J., Amigo I., Villadangos M. Emotional uses of Facebook and Twitter: its relation with empathy, narcissism, and self-esteem in adolescence. Psychological Reports. 2017;120(6):997–1018. doi:10.1177/0033294117713496

42. Ohannessian C.M., Vannucci A. Social media use and externalizing behaviors during early adoles cence. Youth & Society. 2021;53(6):871–893. doi:10.1177/0044118X20901737

43. Piteo E.M., Ward K. Social networking sites and associations with depressive and anxiety symp toms in children and adolescents – a systematic review. Child and Adolescent Mental Health. 2020;25(4):201–216. doi:10.1111/camh.12373

44. Thorisdottir I.E., Sigurvinsdottir R., Asgeirsdottir B.B., Allegrante J.P., Sigfusdottir I.D. Active and passive social media use and symptoms of anxiety and depressed mood among Icelandic ado lescents. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2019;22(8):535–542. doi:10.1089/cyber.2019.0079

45. Varney J., Dumeng C. How to Accommodate for Diversity, Equity, and Inclusion in the Online Classroom. Southern New Hampshire University; 2020. Accessed November 29, 2024. https://www.snhu.edu


Дополнительные файлы

1. Приложение. Текст методики Методика диагностики факторов социально опасного поведения (девиантного поведения)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (18KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Беляева О.А., Бугайчук Т.В., Цымбалюк А.Э., Юферова М.А. Диагностика факторов социально опасного поведения подростков: апробация, психометрическая проверка инструментария. Образование и наука. 2025;27(3):110-140. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-110-140

For citation:


Belyaeva O.A., Bugaychuk T.V., Tsymbalyuk A.E., Yuferova M.A. Diagnostics of factors contributing to socially dangerous behaviour in adolescents: approbation and psychometric verification of the instrumentation. The Education and science journal. 2025;27(3):110-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-110-140

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)