АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-112-122
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем отечественного языкового образования – повышению качества обучения иностранным языкам и культурам в условиях массовой общеобразовательной школы. В результате анализа действующих нормативных документов и перспектив дальнейшего развития выделены ценностные ориентиры языкового образования в области иностранных языков, которые соотносятся с уровнем достижений и опытом дореволюционного обучения. Впервые проблема рассматривается на региональном уровне, на материале одного из отдаленных от центра территорий России – Южного Зауралья.
Основными методами исследования выступили историко-логический и компаративный (сравнительный) анализ ряда аспектов дореволюционного языкового образования, отраженных в дошедших до нас информационных источниках, преимущественно в неизвестных ранее архивных документах.
Актуализация изложенного в статье историко-педагогического опыта позволит, с одной стороны, сохранить отечественные языковые традиции, с другой – реализовать на уровне регионов инновационные проекты, способствующие совершенствованию языкового образования, многоязычию и поликультурности общества.
Об авторе
М. В. БулыгинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка факультета русской и западноевропейской филологии Шадринского государственного педагогического института
Список литературы
1. Бажина Н. М. Н. К. Лонгинова: материалы к биографии // Шадринская старина: краевед. альманах. Шадринск: ПО «Исеть», 1998. С. 132–139.
2. Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) // Иностр. языки в шк. 2009. No 1. С. 4–8.
3. Васильева А. М. Забытый Курган. Курган: Зауралье, 1997. 359 с.
4. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. 63. Д. 39.
5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Циркуляры по Оренбургскому учебному округу. 1875–1915.
6. Государственный архив г. Шадринска (ГАШ). Ф. 473. Д. 1848.
7. ГАШ. Ф. 482. Оп. 1. Д. 310.
8. ГАШ. Ф. 492. Оп. 1. Д. 94.
9. ГАШ. Ф. 492. Оп. 1. Д. 2129.
10. Клюкина А. А. Из истории женского образования в г. Шадринске (Мариинское училище) // Одиннадцатые Бирюковские чтения. Шадринск, 1994. С. 99–101.
11. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ: ИНФРА-М, 2002. С. 10.
12. Михащенко А. Л. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719–1917 гг. (на материале Южно-Зауральского региона Западной Сибири): моногр. Курган: Курганск. гос. ун-т, 2004. 332 с.
13. Немирова О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. и др. Курганская школа в XIX – начале XX в. Курган, 1993. 137 с.
14. Никитенко З. М. Школьное образование в Европе: современные тенденции языкового образования // Иностр. языки в шк. 2010. No 2. С. 2–10.
15. Синагатуллин И. М. Новый миллениум: Роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // Иностр. языки в шк. 2002. No 1. С. 32–37.
16. Сысоев В. П. Языковое поликультурное образование // Иностр. языки в шк. 2006. No 4. С. 10–12.
Рецензия
Для цитирования:
Булыгина М.В. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2012;(3):112-122. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-112-122
For citation:
Bulygina M.V. Axiological Significance of Historical Pedagogic Expertise of Foreign Language Teaching. The Education and science journal. 2012;(3):112-122. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-112-122