Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОНТЕКСТА ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-105-118

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – исследование изменений условий образовательного процесса, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Основными методами исследования были анализ научных публикаций и нормативных документов, наблюдения, беседы, опросы и анкетирование студентов, обработка, интерпретация и анализ полученных данных.

Результаты. По аналогии с web-технологиями введено понятие контекста образования – динамически изменяющихся условий, в которых осваивается контент – содержание образования. Обсуждены особенности ИКТ-контекста – условия, характерные для современного уровня информатизации. Показано, что многие негативные особенности информатизации (формализация дидактических материалов, чрезмерное использование тестирований благодаря простоте их организации через компьютеры и Интернет, легкость получения информации и др.) проявились в образовании в большей степени, чем то, что обогащает образовательный процесс (мультимедиа, компьютерное моделирование, расширение общения). Обоснована значимость роли учителя в создании ИКТ-контекста, адекватного поставленной цели – достижению качественного образования.

Научная новизна и практическая значимость. Выявлены системные изменения контекста образовательного процесса, обусловленные, в том числе, и негативными аспектами информатизации. Сделан вывод о необходимости особого подхода к определению содержания дисциплин, направленных на полноценное изучение ИКТ, о последовательном целесообразном сочетании традиционных образовательных технологий и ИКТ в образовательном процессе. Отмечено, что информационно-образовательная среда современного классического университета создает условия для подготовки педагогов, отвечающих этим требованиям. Результаты могут быть использованы при разработке основных образовательных программ педагогического образования.

Об авторе

Ирина Гелиевна Захарова
Тюменский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой программного обеспечения, Тюмень (РФ)



Список литературы

1. Белякова Е. Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов – будущих педагогов // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 25–34.

2. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Социокультурное информационное пространство образования в контексте проблемы формирования личности // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 11–17.

3. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. Москва: Логос, 2014. 140 с.

4. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3–18.

5. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 2.С. 3–15.

6. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnikedu.ru/2014/03/oproekte-kontseptsii-podderzhki-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.12.2014).

7. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.gpa-spb.ru/doc_2014/.../44.03.01_Pedagogich_obrazovanie.doc (дата обращения: 02.12.2014)

8. Проекты модернизации основных профессиональных образовательных программ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// педагогическоеобразование.рф/projects/lists (дата обращения: 02.12.2014).

9. Романов В. А. Проблемы качества подготовки будущих преподавателей: интеграция учебной и научной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–2. С. 285–290.

10. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Москва: Логос, 2013. 364 с.

11. Сергеев Н. К. Университетское педагогическое образование в современных условиях // Педагогика. 2011. № 10. С. 47–56.

12. Соколова И. И. Педагогическое образование: вызовы современности// Педагогика. 2010. № 5. С. 23–28.

13. Хеннер Е. К. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как условие реформирования образования // Образование и наука. 2014. № 1. С. 54–72.

14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса// Образование и наука. 2013. № 6. С. 3–16.

15. Bracy C., Bevill S., Roach T. D. The Millennial Generation: Recommendations for Overcoming Teaching Challenges // Proceedings of the Academy of Educational Leadership. 2010. Vol. 15. № 2. P. 21–25.

16. Cao Y. Meeting the Millennial College Students: Examining Their Social Media Usage and Establishing Effective Strategies. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cair.org/conferences/cair2010/pres/SocialMediaandCollegeStrategy_Posting.pdf (дата обращения: 02.12.2014).

17. Korthagen F. A. J. Situated Learning Theory and the Pedagogy of Teacher Education: Towards an Integrative View of Teacher Behavior and Teacher Learning //Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 26. № 1. P. 98–106.

18. McDonald M., Kazemi E., Kavanagh S. S. Core Practices and Pedagogies of Teacher Education A Call for a Common Language and Collective Activity // Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 64. № 5. P. 378–386.

19. Oblinger D. G., Oblinger J. L. Educating the Net Generation. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://net.educause.edu/ir/library/pdf/pub7101.pdf (дата обращения: 02.12.2014).

20. Zeichner K. Rethinking the Connections Between Campus Courses and Field Experiences in College-and university-based teacher education //Journal of Teacher Education. 2010. Vol. 61, № 1–2. P. 89–99.


Для цитирования:


Захарова И.Г. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОНТЕКСТА ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2015;(5):105-118. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-105-118

For citation:


Zakharova I.G. TEACHER EDUCATION AND FEATURES OF THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL CONTEXT. The Education and science journal. 2015;(5):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-105-118

Просмотров: 681


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)