Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-118-128

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – с точки зрения современного дидактического знания рассмотреть характеристики электронного учебника как предметной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает единство процессуальной и содержательной сторон обучения.

Результаты. Показана эволюция взглядов на электронный учебник в ходе расширения и осознания дидактических возможностей информационных коммуникационных технологий. Представлена структура электронного учебника, которая включает следующие блоки: информационный (инвариантное содержание образования и его вариативное расширение), организационно-процессуальный (вариативно построенные задания, направленные на усвоение информации, а также средства рефлексии и оценивания результатов), личностный (информационно-телекоммуникационные средства организации собственного познания), коммуникативный (поле информационного и оценочного взаимодействия) и педагогический (средства мониторинга познавательной деятельности учащихся). Структура разработана с учетом необходимости самостоятельной работы обучающегося с содержанием образования в информационно-образовательной среде.

Научная новизна. В статье проанализированы особенности самостоятельной работы учащегося в условиях информационного изобилия с помощью информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание обращено на формирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, их субъектной позиции в обучении. Исходя из этого определены ведущие положения, которые следует учитывать при разработке электронного учебника: познавательная деятельность рассматривается как активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее личностного опыта; личностный опыт возникает как результат интеллектуальной, познавательной деятельности учащегося; познание нового требует активности в поле социальной коммуникации; эффективность усвоения содержания образования зависит от созданных условий реализации каждым учеником своих ценностных предпочтений, интеллектуальных возможностей и особенностей.

Практическая значимость работы состоит в обобщении существующих представлений об электронном учебнике. Данный материал будет полезен как разработчикам этих учебных средств, так и педагогам, осваивающим новые формы работы со школьниками.

Об авторе

Елена Олеговна Иванова
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославль


Список литературы

1. Батракова Л. Г. Использование информационных технологий в оптимизации учебного процесса в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 7–13.

2. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень. 2003.

3. Иванова Е. О. Дидактические возможности информационно-образовательной среды для организации самостоятельной работы учащихся // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 77–88.

4. Иванова Е. О. Организация самостоятельной работы учащихся в информационно-образовательной среде: возможности и проблемы // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.

5. Серия «Педагогические и психологические науки». 2011. № 30. С. 276–281.

6. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие // Академия Айти [Электрон. ресурс]. С. 152. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/849/74849/files/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf.

7. Международные исследования уровней интерактивности (Educational software components of tomorrow) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.escot.org.

8. Осмоловская И. М. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному // Народное образование. 2009. № 7. С. 149–156.

9. Семенов И. Н. От гуманитарной рефлексологии к технологической рефлексике: типология рефлексии и структура рефлексивности в организации творчества // Рефлексивные процессы и творчество: тезисы докладов и сообщений. Новосибирск, 1990. Ч. 2. С. 50–54.

10. Электронные учебники: рекомендации по разработке. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 24 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e.kai.ru/files/2014/03/e-book1.pdf.

11. Якушина Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернет: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2002. 22 с.

12. Tobey J., Slater J., Blair J. & Crawford J. Basic College Mathematics 7/E – Pearson, 2012, Paper Bound with Access Card. 2012. Instock. Paper, 752 p.


Для цитирования:


Иванова Е.О. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. Образование и наука. 2015;(5):118-128. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-118-128

For citation:


Ivanova E.O. ELECTRONIC TEXTBOOK — SUBJECT INFORMATIONEDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The Education and science journal. 2015;(5):118-128. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-118-128

Просмотров: 1084


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)