Влияние практико-ориентированной исследовательской деятельности на профессиональное самоопределение студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-42-73
Аннотация
Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой.
Цель – выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности.
Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента.
Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности.
Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. АнтоноваРоссия
Антонова Марина Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, ректор. ResearcherID ABC-8608-2021.
Саранск
П. В. Замкин
Россия
Замкин Петр Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики. ResearcherID ABB-8225-2020.
Саранск
Список литературы
1. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества. Образование и наука. 2015;(7):4–23. doi:10.17853/1994-5639-2015-7-4-23
2. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022;4:152–168. doi:10.34823/332.2022.1.51747
3. Загвязинский В.И., Шафранов-Куцев Г.Ф., Андреева О.С. [и др.]. Подготовка педагогаисследователя в университетском образовании. Тюмень. Тюменский государственный университет; 2017. 162 c. Режим доступа: https://www.directmedia.ru/book-573758-podgotovka-pedagoga-issledovatelya-v-universitetskom (дата обращения: 27.11.2024).
4. Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018;11(1):27–37. doi:10.28995/2073-6398-2018-1-27-37
5. Zeichner K., Diniz-Pereira J. Investigación de los educadores y formación docente orientada a la transformación social. Revista Interamericana de Educación de Adultos. 2006;28(2):137–151. Accessed November 11, 2024. https://www.redalyc.org/pdf/4575/457545086006.pdf
6. Zuber-Skerritt O. An educational framework for participatory action learning and action research (PALAR). Educational Action Research. 2018;26(4):513–532. doi:10.1080/09650792.2018.1464939
7. Guilfoyle L., McCormack O., Erduran S. The role of research experiences in developing pre-service teachers’ epistemic beliefs. Teaching and Teacher Education. 2024;144. doi:10.1016/j.tate.2024.104599
8. Sayago Z., Chacón M. Las prácticas profesionales en la formación docente: hacia un nuevo diario de ruta. Educere. 2006;10(32):55–66. Accessed November 11, 2024. https://www.scienceopen.com/document?vid=797cbbaf-e677-4361-9ad5-9697858887d1
9. Carr W., Kemmis S. Becoming Critical: Education Knowledge and Action Research. Taylor & Francis; 2003. 260 p. doi:10.4324/9780203496626
10. Гусева И.В. Исследование процесса выбора профессии студентами. Научные труды СевероЗападного института управления. 2018;9(4-36):133–138.
11. Лях П.П. Выбор профессии как начальная стадия профессиональной социализации студента. Ученые заметки ТОГУ. 2018;9(4):185–189. Режим доступа: https://togudv.ru/media/ejournal/articles-2019/TGU_9_384.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
12. Романова А.В. Уровень осознанности профессионального выбора у студентов на разных этапах обучения в вузе. Инновационное социально ориентированное развитие России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; 31 октября 2016 г. Томск: Профессиональная наука; 2016:496–501.
13. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза. Человеческий капитал. 2017;6(102):49–51.
14. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.). Вопросы образования. 2020;1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-professionalnom-vybore-po-materialam-mezhregionalnyh-sotsiologicheskih-issledovaniy-2006 (дата обращения: 05.11.2024).
15. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи. Вестник практической психологии образования. 2007;4(3):42–45. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28855 (дата обращения: 27.11.2024).
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019;1(53):76– 83.
17. Повшедная Ф.В., Канакова А.Е. Опытно-экспериментальное исследование по формированию уровней развития профессионального самоопределения студентов ссуза. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;4(24):200–207. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-urovney-razvitiya-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-ssuza (дата обращения: 27.11.2024).
18. Блинов В.И. Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, 24 апреля 2020 г. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева; 2020:34–39. Режим доступа: https://rcpomo.ggtu.ru/wp-content/uploads/content/metodicheskij_kabinet/research/blinov_v.i./Samoopredelenie%20lichnosti%20v%20usloviyah%20neopredelennosti.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
19. Кузнецова Т.В. Роль профессионального самоопределения в формировании учебной мотивации студентов вуза. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2020;2:114–119.
20. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля». Психологический журнал. 1999;2:43–51. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/85124.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
21. Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. Национальный психологический журнал. 2022;4(48):29–41. doi:10.11621/npj.2022.0404
22. Кулакова А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора в период общего обучения. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015;21(1):78–82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-osoznannosti-professionalnogo-vybora-v-period-obschego-obucheniya (дата обращения: 27.11.2024).
23. Озерина А.А., Ульянина О.А. Особенности социокультурной идентичности современного студента. Образование и наука. 2023;25(2):164–190. doi:10.17853/1994-5639-2023-2-164-190
24. Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичностьв информационном обществе: тиски и объятия цифровизации. Психея и Пневма: Проблемы формирования профессиональной идентичности у лиц помогающих профессий: материалы XV Сретенской Международной научно-практической конференции, 24–25 февраля 2022 г. Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия; 2022:5–9.
25. Черевко М.А. Динамика профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов: социологический анализ. Власть и управление на Востоке России. 2011;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-vuzov-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 27.11.2024).
26. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. Образование и наука. 2020;22(1):84–112. doi:10.17853/1994–5639–2020–1-84–112
27. Бережнова Е.В., Петрова Л.А. Основные функции обращения к практике в прикладном педагогическом исследовании. Гуманитарные науки и образование. 2021;12(2–46):12–19. doi:10.51609/2079-3499_2021_12_02_12
28. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза. Профессиональное образование и рынок труда. 2018;4:39–50. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-i-ego-soprovozhdenie-v-postindustrialnom-mire-popytka-prognoza (дата обращения: 27.11.2024).
29. Brew A., Saunders C. Making sense of research-based learning in teacher education. Teaching and Teacher Education/ 2020;87. doi:10.1016/j.tate.2019.102935
30. Griffioen D.M.E. The influence of undergraduate students’ research attitudes on their intentions for research usage in their future professional practice. Innovations in Education and Teaching International. 2018;56(2):162–172. doi:10.1080/14703297.2018.1425152
31. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения. Поволжский педагогический вестник. 2016;2(11):76–81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-faktor-lichnostnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 27.11.2024).
32. Zeivots S., Buchanan, J.D., Pressick-Kilborn K. Pre-service teachers becoming researchers: the role of professional learning groups in creating a community of inquiry. Australian Educational Researcher. 2024;51:463–480. doi:10.1007/s13384-022-00589-2
33. АнтоноваМ.В.Характеристикасистемыподготовкибудущихпедагоговкпрофориентационной деятельности в общем образовании. В книге: Подуфалов Н.Д. Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: сборник научных трудов. Москва: ООО Издательство «Экон-Информ»; 2024:217–226.
34. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда. Профессиональное образование и рынок труда. 2020;3:72–85. doi:10.24411/2307-4264-2020-10310
35. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов: ценностно-смысловой подход. Инновационные проекты и программы в образовании. 2018;4:64–72. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-buduschih-pedagogov-tsennostno-smyslovoy-podhod (дата обращения: 27.11.2024).
36. Shaw N. Pre-service teachers as researchers of educational practices: effects on students’ narration of their learner autobiography. Teaching and Teacher Education. 2023;128. doi:10.1016/j.tate.2023.104119
37. Finefter-Rosenbluh I., Power K. Exploring preservice teachers’ professional vision: modes of isolation, ethical noticing, and anticipation in research communities of practice. Teaching and Teacher Education. 2023;132. doi:10.1016/j.tate.2023.104245
38. Плотникова Н.Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-obraza-kariery-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-v-protsesse-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Антонова М.В., Замкин П.В. Влияние практико-ориентированной исследовательской деятельности на профессиональное самоопределение студентов. Образование и наука. 2025;27(4):42-73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-42-73
For citation:
Antonova M.V., Zamkin P.V. The impact of practice-oriented research activities on students’ professional self-determination. The Education and science journal. 2025;27(4):42-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-42-73