ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165
Аннотация
Цели статьи – проанализировать опыт и перспективы педагогического сотрудничества как технологии обучения иностранному языку (ИЯ) в профессиональной сфере в интегративных форматах «преподаватель иностранного языка – преподаватель дисциплины профессионального цикла (ДПЦ)» и «преподаватель ИЯ – преподаватель-стажер, носитель языка»; оценить эффективность моделей такого сотрудничества и дать рекомендации по их внедрению в практику учебного процесса технического вуза.
Методы. Для оценки эффективности технологии обучения, основанной на педагогическом сотрудничестве, на всех этапах исследования применялись качественные и количественные методы анализа. Динамика владения студентами иноязычным лексиконом, сформированным в ходе интегративного обучения ИЯ и ДПЦ, измерялась по специальным выделенным параметрам в контрольной и экспериментальной группах. Влияние использованной технологии на отношение студентов к изучению ИЯ оценивалось посредством анкетирования, интервью, дискуссий и работ, представленных на контрольном мероприятии – студенческой конференции.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность моделей технологии педагогического сотрудничества и в плане улучшения знаний будущих специалистов, и в отношении повышения их мотивации к изучению ИЯ.
Научная новизна. Создана теоретическая база для формирования иноязычного лексикона студентов технических специальностей, основанная на совмещении предметного и языкового компонентов во всех звеньях образовательного процесса. Подробно проанализированы и описаны характеристики различных моделей педагогического сотрудничества преподавателей ИЯ и ДПЦ в условиях межпредметного взаимодействия.
Практическая значимость. С опорой на экспериментальные данные, а также итоги анкетирования и интервью разработаны и сформулированы рекомендации по планированию и реализации технологии педагогического сотрудничества при обучении ИЯ в профессиональной сфере.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Игоревна АрхиповаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка, Ижевск (РФ)
Джонс Холли
Великобритания
студентка магистратуры;
участница программы «Форум Шотландия – Россия», Оксфорд (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
Юлия Витальевна Красавина
Россия
старший преподаватель кафедры английского языка, Ижевск (РФ)
Список литературы
1. Архипова Е. И. Дидактическая организация англо-русского лексикона-тезауруса как условие успешного развития иноязычной лексической компетенции будущих специалистов // Вестник Ижевского государственного технического университета, 2014. № 4 (64). С. 188–190.
2. Архипова Е. И. Создание учебного лексикона-тезауруса как способ реализации содержательного аспекта в интегративном обучении иностранному языку и профильной дисциплине в неязыковом вузе // Письма в Emissia. Оффлайн: электронный научный журнал, 2007. № 5. С. 1173.
3. Архипова Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку и дисциплинам профессиональной направленности: монография. Ижевск: Федеральное агентство по образованию; Ижевский государственный технический университет, 2009.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Aкадемия, 2005. 336 c.
5. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В., Нечаев Н. Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранный язык в школе. 2003. № 3. С. 12–16.
6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. С.-Петербург: Русско-Балтийский информационный цент «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001. 224 с.
7. Красавина Ю. В. Формирование профессионально-важных иноязычных компетенций у студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 3 (63). С. 186–188.
8. Миньяр-Белоручев Р. К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранный язык в школе. 1991. № 5. С. 14–16.
9. Тюков А. А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе // Иностранные языки в школе. 1988. № 3. С. 27–30.
10. Шестакова Н. В., Шихова О. Ф. Проектирование целей подготовки бакалавра технологического образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 1. С. 172–176.
11. Шихов Ю. А. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № 4 (11). С. 35–39.
12. Владение иностранными языками. Насколько хорошо жители России владеют иностранными языками? И полезно ли для них это знание? [Электрон. ресурс]: Фонд общественное мнение, 2013. Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10998 (дата обращения 01.04.2015)
13. Austin A. E., Baldwin R. G. Faculty Collaboration: Enhancing the Quality of Scholarship and Teaching // ASHE-ERIC Higher Education Report. 1991. № 7. Washington, D. C.: ERIC Clearinghouse on Higher Education.
14. Gaytan J. Instructional Strategies To Accommodate a Team-Teaching Approach // Business Communication Quarterly. 2010. № 73 (1). P. 82–87.
15. Jones H., Teaching Across Borders: the Importance of Native English Teachers in Russia // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VI Международной конференции. Ижевск: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2014. С. 173–175.
16. Shibley I. A. Interdisciplinary team teaching: Negotiating pedagogical differences // College Teaching. 2006. № 54 (3). P. 271–274.
17. Sutherland S. Team teaching: Four barriers to native English speaking assistant teachers’ ability to model native English in Japanese classrooms // The Asian EFL Journal (Quarterly Journal). 2014. V. 16. Issue 2.
18. Tomei L. A. Learning Tools and Teaching Approaches through ICT Advancements: IGI Global, 2012. 440 p.
19. Welch M., Brownell K., Sheridan S. M. What's the Score and Game Plan on Teaming in Schools? A Review of the Literature on Team Teaching and SchoolBased Problem-Solving Teams // Remedial and Special Education January. 1999. № 20. P. 36–49.
Рецензия
Для цитирования:
Архипова Е.И., Холли Д., Красавина Ю.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2015;(5):149-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165
For citation:
Arkhipova E.I., Holly J., Krasavina Yu.V. ESP TEAM TEACHING AT TECHNICAL UNIVERSITIES: EXPERIENCE AND PERSPECTIVES. The Education and science journal. 2015;(5):149-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165