Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165

Полный текст:

Аннотация

Цели статьи – проанализировать опыт и перспективы педагогического сотрудничества как технологии обучения иностранному языку (ИЯ) в профессиональной сфере в интегративных форматах «преподаватель иностранного языка – преподаватель дисциплины профессионального цикла (ДПЦ)» и «преподаватель ИЯ – преподаватель-стажер, носитель языка»; оценить эффективность моделей такого сотрудничества и дать рекомендации по их внедрению в практику учебного процесса технического вуза.

Методы. Для оценки эффективности технологии обучения, основанной на педагогическом сотрудничестве, на всех этапах исследования применялись качественные и количественные методы анализа. Динамика владения студентами иноязычным лексиконом, сформированным в ходе интегративного обучения ИЯ и ДПЦ, измерялась по специальным выделенным параметрам в контрольной и экспериментальной группах. Влияние использованной технологии на отношение студентов к изучению ИЯ оценивалось посредством анкетирования, интервью, дискуссий и работ, представленных на контрольном мероприятии – студенческой конференции.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность моделей технологии педагогического сотрудничества и в плане улучшения знаний будущих специалистов, и в отношении повышения их мотивации к изучению ИЯ.

Научная новизна. Создана теоретическая база для формирования иноязычного лексикона студентов технических специальностей, основанная на совмещении предметного и языкового компонентов во всех звеньях образовательного процесса. Подробно проанализированы и описаны характеристики различных моделей педагогического сотрудничества преподавателей ИЯ и ДПЦ в условиях межпредметного взаимодействия.

Практическая значимость. С опорой на экспериментальные данные, а также итоги анкетирования и интервью разработаны и сформулированы рекомендации по планированию и реализации технологии педагогического сотрудничества при обучении ИЯ в профессиональной сфере.

Об авторах

Елена Игоревна Архипова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка, Ижевск (РФ)


Джонс Холли
Университет Эдинбурга
Великобритания

студентка магистратуры;

участница программы «Форум Шотландия – Россия», Оксфорд (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)



Юлия Витальевна Красавина
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия
старший преподаватель кафедры английского языка, Ижевск (РФ)


Список литературы

1. Архипова Е. И. Дидактическая организация англо-русского лексикона-тезауруса как условие успешного развития иноязычной лексической компетенции будущих специалистов // Вестник Ижевского государственного технического университета, 2014. № 4 (64). С. 188–190.

2. Архипова Е. И. Создание учебного лексикона-тезауруса как способ реализации содержательного аспекта в интегративном обучении иностранному языку и профильной дисциплине в неязыковом вузе // Письма в Emissia. Оффлайн: электронный научный журнал, 2007. № 5. С. 1173.

3. Архипова Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку и дисциплинам профессиональной направленности: монография. Ижевск: Федеральное агентство по образованию; Ижевский государственный технический университет, 2009.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Aкадемия, 2005. 336 c.

5. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В., Нечаев Н. Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранный язык в школе. 2003. № 3. С. 12–16.

6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. С.-Петербург: Русско-Балтийский информационный цент «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001. 224 с.

7. Красавина Ю. В. Формирование профессионально-важных иноязычных компетенций у студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 3 (63). С. 186–188.

8. Миньяр-Белоручев Р. К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранный язык в школе. 1991. № 5. С. 14–16.

9. Тюков А. А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе // Иностранные языки в школе. 1988. № 3. С. 27–30.

10. Шестакова Н. В., Шихова О. Ф. Проектирование целей подготовки бакалавра технологического образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 1. С. 172–176.

11. Шихов Ю. А. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № 4 (11). С. 35–39.

12. Владение иностранными языками. Насколько хорошо жители России владеют иностранными языками? И полезно ли для них это знание? [Электрон. ресурс]: Фонд общественное мнение, 2013. Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10998 (дата обращения 01.04.2015)

13. Austin A. E., Baldwin R. G. Faculty Collaboration: Enhancing the Quality of Scholarship and Teaching // ASHE-ERIC Higher Education Report. 1991. № 7. Washington, D. C.: ERIC Clearinghouse on Higher Education.

14. Gaytan J. Instructional Strategies To Accommodate a Team-Teaching Approach // Business Communication Quarterly. 2010. № 73 (1). P. 82–87.

15. Jones H., Teaching Across Borders: the Importance of Native English Teachers in Russia // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VI Международной конференции. Ижевск: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2014. С. 173–175.

16. Shibley I. A. Interdisciplinary team teaching: Negotiating pedagogical differences // College Teaching. 2006. № 54 (3). P. 271–274.

17. Sutherland S. Team teaching: Four barriers to native English speaking assistant teachers’ ability to model native English in Japanese classrooms // The Asian EFL Journal (Quarterly Journal). 2014. V. 16. Issue 2.

18. Tomei L. A. Learning Tools and Teaching Approaches through ICT Advancements: IGI Global, 2012. 440 p.

19. Welch M., Brownell K., Sheridan S. M. What's the Score and Game Plan on Teaming in Schools? A Review of the Literature on Team Teaching and SchoolBased Problem-Solving Teams // Remedial and Special Education January. 1999. № 20. P. 36–49.


Для цитирования:


Архипова Е.И., Холли Д., Красавина Ю.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2015;(5):149-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165

For citation:


Arkhipova E.I., Holly J., Krasavina Y.V. ESP TEAM TEACHING AT TECHNICAL UNIVERSITIES: EXPERIENCE AND PERSPECTIVES. The Education and science journal. 2015;(5):149-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-149-165

Просмотров: 1120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)