Культура сетевого общения, цифровой этикет, онлайн-сообщество преподавателей и студентов университета: библиометрическое картирование литературы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9173
Аннотация
Введение. Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния.
Цель исследования – предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области.
Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде.
Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. СыздыкбаеваКазахстан
Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна – PhD (педагогика и методика начального обучения), ассоциированный профессор.
Алматы
У. М. Абдигапбарова
Казахстан
Абдигапбарова Улжаркын Муслимовна – доктор педагогических наук, профессор.
Алматы
М. М. Книсарина
Казахстан
Книсарина Малика Максатовна – PhD (педагогика и методика начального обучения), доцент.
Актобе
А. Н. Сейдуалиева
Россия
Сейдуалиева Арай Нуралиевна – докторант Казахского национального педагогического университета имени Абая, старший преподаватель.
Алматы
Н. В. Мирза
Казахстан
Мирза Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, доцент.
Караганда
Список литературы
1. Abdigapbarova U., Arzymbetova S., Imankulova M., Zhiyenbayeva N., Tapalova O. Monitoring virtual interactions of teachers and students in social networks. Heliyon. 2024;10(19):e37559. doi:10.1016/j.heliyon.2024.e37559
2. Castells M. The Rise of the Network Society. 2nd ed.Wiley-Blackwell; 2010. 656 p. Accessed November 10, 2024. https://www.wiley.com/en-us/The+Rise+of+the+Network+Society%2C+2nd+Edition-p-9781405196864
3. Van Dijck J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford: Oxford University Press; 2013. 240 p. Accessed November 10, 2024. https://global.oup.com/academic/product/the-culture-of-connectivity-9780199970773
4. Jenkins H., Ito M., Boyd D. Participatory Culture in a Networked Era. Cambridge: Polity Press; 2016. 160 p. Accessed November 10, 2024. https://www.politybooks.com/bookdetail?book_slug=participatory-culture-in-a-networked-era--9780745660700
5. Lupton D., Mewburn I., Thomson P., eds. The Digital Academic: Critical Perspectives on Digital Technologies in Higher Education. London: Routledge; 2018. 188 p. doi:10.4324/9781315473611
6. Fuchs C. Social Media: A Critical Introduction. London: Sage; 2019. 448 p. Accessed November 10, 2024. https://us.sagepub.com/en-us/nam/social-media/book257171
7. van Raan A.F. Measuring science: basic principles and application of advanced bibliometrics. In: Glänzel W., Moed H.F., Schmoch U., Thelwall M., eds. Springer Handbook of Science and Technology Indicators. Cham: Springer; 2019:237–280. doi:10.1007/978-3-030-02511-3_10
8. Zupic I., Čater T. Bibliometric methods in management and organization. Organizational Research Methods. 2015;18(3):429–472. doi:10.1177/1094428114562629
9. Boyd D. It’s Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven: Yale University Press; 2014. 296 p. Accessed November 10, 2024. https://yalebooks.yale.edu/book/9780300166316/its-complicated
10. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Cambridge: MIT Press; 2000. 447 p. Accessed November 10, 2024. https://mitpress.mit.edu/9780262681210/the-virtual-community
11. Baym N.K. Personal Connections in the Digital Age. Cambridge: John Wiley & Sons; 2015. 240 p. Accessed November 10, 2024. https://williamwolff.org/wp-content/uploads/2015/08/baym-ch1-2015.pdf
12. Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. New York: Hachette UK; 2017. 400 p. Accessed November 10, 2024. https://www.mediastudies.asia/wp-content/uploads/2017/02/Sherry_Turkle_Alone_Together.pdf
13. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. London: Routledge; 2011. 192 p. doi:10.4324/9780203830901
14. Gillespie T. Custodians of the Internet: Platforms, Content Moderation, and the Hidden Decisions that Shape Social Media. New Haven: Yale University Press; 2018. 296 p. doi:10.12987/9780300235029
15. Preece J., Sharp H., Rogers Y. Interaction Design: Beyond Human-Computer Interaction. 4th ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2015. 584 p.
16. Bucher T. If...Then: Algorithmic Power and Politics. Oxford: Oxford University Press; 2018. 200 p.
17. Miller D., Horst H.A. Digital Anthropology. London: Berg; 2012. 318 p.
18. Seaver N. Knowing algorithms. In: Vertesi J., Ribes D., eds. Digital STS: A Field Guide for Science & Technology Studies. Princeton: Princeton University Press; 2019:412–422. doi:10.2307/j.ctvc77mp9.30
19. Papacharissi Z. The virtual geographies of social networks: a comparative analysis of Facebook, LinkedIn and ASmallWorld. New Media & Society. 2009;11(1-2):199–220. doi:10.1177/1461444808099577
20. Greenhow C., Galvin S.M., Staudt Willet K.B. What should be the role of social media in education? Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2019;6(2):178–185. doi:10.1177/2372732219865290
21. Stewart B. Open to influence: what counts as academic influence in scholarly networked Twitter participation. Learning, Media and Technology. 2015;40(3):287–309. doi:10.1080/17439884.2015.1 015547
22. Wenger E., White N., Smith J.D. Digital Habitats: Stewarding Technology for Communities. Portland: CPsquare; 2009. 228 p.
23. Costa C. The habitus of digital scholars. Research in Learning Technology. 2013;21. doi:10.3402/rlt.v21i0.21274
24. Heitmayer M., Schimmelpfennig R. Netiquette as digital social norms. International Journal of Human–Computer Interaction. 2024;40(13):3334–3354. doi:10.1080/10447318.2023.2292160
25. Furgang K. Netiquette: A Student’s Guide to Digital Etiquette. New York: Rosen Publishing Group; 2017. 48 p.
26. Chiles D. Internet Etiquette: Netiquette Fundamentals. Vol. 2. CreateSpace Independent Publishing Platform; 2016. 210 p.
27. Özkan Alakaş E. Digital transformational leadership and organizational agility in digital transformation: structural equation modelling of the moderating effects of digital culture and digital strategy. The Journal of High Technology Management Research. 2024;35(2):100517. doi:10.1016/j.hitech.2023.100517
28. Mothafar N.A., Zhang J., Alsoffary A., Masoomi B., Abdo A.B., Alhady O.S. Digital social responsibility towards digital education of international higher education students’ institutions: Digital culture as mediator. Heliyon. 2024;10(17). doi:10.1016/j.heliyon.2024.e24898
29. Hernández-Torrano D., Ibrayeva L., Sparks J., Lim N., Clementi A., Almukhambetova A., et al. Mental health and well-being of university students: A bibliometric mapping of the literature. Frontiers in Psychology. 2020;11:1226. doi:10.3389/fpsyg.2020.01226
30. Van Eck N.J., Waltman L., Noyons E.C.M., Buter R.K. Automatic term identification for bibliometric mapping. Scientometrics. 2010;82:581–596. doi:10.1007/s11192-010-0173-0
31. Hijazi N.M., Aloqaily M., Guizani M. Collaborative IoT learning with secure peer-to-peer federated approach. Computer Communications. 2024;228:107948. doi:10.1016/j.comcom.2024.107948
32. Zhao H., Wagner C. Crossing the chasm: understanding users’ motivational differences based on stages of online community. Information & Management. 2024;61(8):104050. doi:10.1016/j.im.2024.104050
33. Lakshmi A.J., Kumar A., Kumar M.S., Patel S.I., Naik S.L., Ramesh J.V.N. Artificial intelligence in steering the digital transformation of collaborative technical education. The Journal of High Technology Management Research. 2023;34(2):100467. doi:10.1016/j.hitech.2023.100467
34. Huang Q., Xia S. Preparing learners for digitally mediated academic communication: digital multimodal practice in students’ knowledge dissemination videos. Journal of English for Academic Purposes. 2024;71:101429. doi:10.1016/j.jeap.2024.101429
35. Xiao Y., Yang Y., Xu H., Li S. Empirical insights into the interaction effects of groups at high risk of depression on online social platforms with NLP-based sentiment analysis. Data and Information Management. 2024;8(4):100080. doi:10.1016/j.dim.2024.100080
36. Warden C.A., Chen J.F., Stanworth J.O. The role of social networks in digital learning gamification: learner communication preferences and performance effects. Learning and Instruction. 2024;92:101911. doi:10.1016/j.learninstruc.2024.101911
37. Karakaya A.F., Demirkan H. Collaborative digital environments to enhance the creativity of designers. Computers in Human Behavior. 2015;42:176–186. doi:10.1016/j.chb.2014.03.029
38. Galante F., Vassio L., Garetto M., Leonardi E. Modeling communication asymmetry and content personalization in online social networks. Online Social Networks and Media. 2023;37:100269. doi:10.1016/j.osnem.2023.100269
39. Foung D., Lin L., Chen J. Reinventing assessments with ChatGPT and other online tools: opportunities for GenAI-empowered assessment practices. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6:100250. doi:10.1016/j.caeai.2024.100250
40. Saud M., Ida R., Mashud M., Yousaf F.N., Ashfaq A. Cultural dynamics of digital space: democracy, civic engagement and youth participation in virtual spheres. International Journal of Intercultural Relations. 2023;97:101904. doi:10.1016/j.ijintrel.2023.101904
41. Yu S. Covert communication by means of email spam: a challenge for digital investigation. Digital Investigation. 2015;13:72–79. doi:10.1016/j.diin.2015.04.007
42. Cai Q., Wu J., Wu T., Chang P.C., Mardani A. The impact of digital leadership on hidden champions’ competitive advantage: a moderated mediation model of ambidextrous innovation and value co-creation. Journal of Business Research. 2024;182:114819. doi:10.1016/j.jbusres.2024.114819
Рецензия
Для цитирования:
Сыздыкбаева А.Д., Абдигапбарова У.М., Книсарина М.М., Сейдуалиева А.Н., Мирза Н.В. Культура сетевого общения, цифровой этикет, онлайн-сообщество преподавателей и студентов университета: библиометрическое картирование литературы. Образование и наука. 2025;27(4):97-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9173
For citation:
Syzdykbayeva A.D., Abdigapbarova U.M., Knissarina M.M., Seidualiyeva A.N., Mirza N.V. Network communication culture, digital etiquette, online community of university teachers and students: bibliometric mapping of the literature. The Education and science journal. 2025;27(4):97-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9173