Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Школьное управление как фактор профессионального развития педагога в условиях взаимодействия

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-175-194

Аннотация

Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов.

Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9).

Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях – исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.

Об авторе

Е. В. Пискунова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Пискунова Елена Витальевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики школы, ResearcherID N-1106-2016.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Elliott J. Values in education and lifelong learning. In: Seel N.M., ed. Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer, Boston, MA; 2012. doi:10.1007/978-1-4419-1428-6_1639

2. Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO; 1972. Accessed November 12, 2024. http://unesdoc.unesco.org/images/0000/000018/001801e.pdf

3. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. СПб: Алетейя; 2009. 428 с.

4. Dunn E. Life Through Learning; Learning Through Life, the Lifelong Learning Strategy for Scotland. Edinburgh: Scottish Executive; 2003. Accessed November 11, 2024. https://archive.org/details/lifethroughlearn0000unse

5. Dautova O.B., Ignateva E.Yu., Krylova O.N. Сhange of student’s position at transition from learning activity to educational activity. In: Alexander Glebovich S., ed. Pedagogical Education – History, Present Time, Perspectives, vol 87. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher; 2020:171–179. doi:10.15405/epsbs.2020.08.02.22

6. Белых Т.В. Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности. Вестник Ставропольского государственного университета. 2004;37:101–107. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-funktsii-subektnosti (дата обращения: 11.11.2024).

7. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя; 2003. 272 с. Режим доступа: https://bigenc.ru/b/psikhologiia-sub-ekta-e2146d (дата обращения: 11.11.2024).

8. Волкова Е.Н. Структура субъектности современного педагога. Мир психологии. 2023;2(113):52–60. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/376072188_Struktura_subektnosti_sovremennogo_pedagoga_The_Structure_of_the_Agency_of_a_Modern_Teacher (дата обращения: 11.11.2024).

9. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности. Эпистемология и философия науки. 2010;3(25):136–153. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-daet-psihologii-ponyatie-subekta-subektnost-kak-izmerenie-lichnosti (дата обращения: 11.11.2024).

10. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии. 1996;1:5–19. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1996/966/966158.htm (дата обращения: 11.11.2024).

11. Манакова М.В. Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках. Проблемы современного педагогического образования. 2018;61(4):300–304. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-fenomena-subektnosti-lichnosti-v-gumanitarnyh-naukah (дата обращения: 11.11.2024).

12. Плаксина И.В. Характеристики субъектности и субъектных взаимодействий педагогов с разным стажем работы. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;54(73):114–126. Режим доступа: https://vestnik-pedagog.vlsu.ru/jour/article/view/178 (дата обращения: 11.11.2024).

13. Черных А.А. Профессиональная субъектность педагога: анализ сущности и структуры. Проблемы современного педагогического образования. 2022;75(1):237–240. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-pedagoga-analiz-suschnosti-i-struktury (дата обращения: 11.11.2024).

14. Clarke D., Hollingsworth H. Elaborating a model of teacher professional growth. Teaching and Teacher Education. 2002;18(8):947–967. doi:10.1016/S0742-051X(02)00053-7

15. Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Организация исследований развивающейся практики общего образования в деятельности педагогических университетов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. 2022;9(172):10–17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovaniy-razvivayuscheysya-praktiki-obschego-obrazovaniya-v-deyatelnosti-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 11.11.2024).

16. Обласова А.В., Андреюшина Е.А., Новикова П.В. Потребности и ожидания педагогов России в сфере обучения и воспитания школьников в поликультурной среде. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023;208:103–114. doi:10.33910/1992-6464-2023-208-103-114

17. Gibbs P. Academic friendship: a love founded on truth-seeking in a world of managerial pragmatism. In: Gibbs P., de Rijke V., Peterson A., eds. Higher Education and Love. Cham: Palgrave Macmillan; 2021:95–109. doi:10.1007/978-3-030-82371-9_6

18. Sutton P. A labour of love? In: Smith J., Rattray J., Peseta, T., Loads, D., eds. Identity Work in the Contemporary University. Educational Futures: Rethinking Theory and Practice. Vol. 1. Rotterdam: Sense Publishers; 2016:33–44. doi:10.1007/978-94-6300-310-0_3

19. Башманова Е.Л., Лебедева О.Ю. Академическая дружба как вид наставничества в сфере образования и науки. Непрерывное образование: XXI век. 2024;3(47). doi:10.15393/j5.art.2024.9624

20. Сторчак Н.В. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании. Человек и образование. 2012;3(32):153–156. Режим доступа: https://adm.jes.su/images/companies/64/2012-3_p153-156.pdf (дата обращения: 11.11.2024).

21. Фархатдинов Н.Г., Евстигнеева Н.В., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа. Вопросы образования. 2015;2:196–219. doi:10.17323/1814-9545-2015-2-196-219

22. Donley J., Detrich R., States J., Keyworth. Leadership Models. Oakland, CA: The Wing Institute;2020. Accessed November 12, 2024. https://www.winginstitute.org/quality-leadership-leadership-models

23. Gougas V., Malinova L. School leadership. Models and tools: a review. Open Journal of Social Sciences. 2021;9:120–139. doi:10.4236/jss.2021.91009

24. Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Модели управления образовательным процессом в современной школе. Образование и саморазвитие. 2022;17(2):172–187. doi:10.26907/esd.17.2.02

25. Marks H.M., Printy S.M. Principal leadership and school performance: an integration of transformational and instructional leadership. Educational Administration. Quarterly. 2003;39(3):370–397. doi:10.1177/0013161X03253412

26. Bass B.M., Riggio R.E. Transformational Leadership. New York: Psychology Press; 2006. 282 p. doi:10.1080/10887150701451312

27. Hallinger P., Taraseina P., Miller J. Assessing the instructional leadership of secondary school principals in Thailand. School Effectiveness and School Improvement. 1994;5:321–348. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/44818839_Assessing_the_Instructional_Leadership_of_Secondary_School_Principals_in_Thailand

28. Dweck C.S. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Random House; 2006. 320 p. Accessed November 12, 2024. https://www.academia.edu/43966951/Mindset_The_New_Psychology_of_Success_Corol_S_Dweck_

29. Taylor C.M., Cornelius C.J., Colvin K. Visionary leadership and its relationship to organizational effectiveness. Leadership & Organization Development Journal. 2014;35(6):566–583. doi:10.1108/LODJ-10-2012-0130

30. Bass B.M., Avolio B.J. Transformational Leadership Development: Manual for the Multifactor Leadership Questionnaire. Palo Alto: Consulting Psychologists Press; 1990. 65 p. doi:10.4324/9781410617095

31. Hulpia H., Devos G., Roseel Y. Development and validation of scores on the distributed leadership inventory. Educational and Psychological Measurement. 2009;69:1013–1034. doi:10.1177/0013164409344490

32. Arnold J.A., Arad S., Rhoades J.A., Drasgow F. The empowering leadership questionnaire: the construction and validation of a new scale for measuring leader behaviors. Organizational Behavior. 2000;21:249–269. doi:10.1002/(SICI)1099-1379(200005)21:3<249::AID-JOB10>3.0.CO;2-#

33. Bogdan R.C., Biklen S.K. Qualitative Research for Education: An Introduction to Theory and Methods. Boston: Allyn and Bacon; 1992. 262 p. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/307981818_Qualitative_research_for_education_An_introduction_to_theories_and_ methods

34. Elliott J. Action Research for Educational Change (Theory in Practice). Milton Keynes: Open University Press; 1991. 163 p. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/373070310_Action_research_in_the_field_of_education_a_strategy_for_professional_development_and_change

35. Тарасов С.В., Проект Ю.Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности. Science for Education Today. 2023;13(6):121–144. doi:10.15293/2658-6762.2306.06

36. Тарасов С.В., Спасская Е.Б., Проект Ю.Л. Организационные факторы функционирования интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и региональной образовательной системы. Образование и наука. 2025;27(1):57–87. doi:10.17853/1994-56392025-1-57-87


Рецензия

Для цитирования:


Пискунова Е.В. Школьное управление как фактор профессионального развития педагога в условиях взаимодействия. Образование и наука. 2025;27(4):175-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-175-194

For citation:


Piskunova E.V. School management in the professional development of teachers: interactions with a pedagogical university. The Education and science journal. 2025;27(4):175-194. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-175-194

Просмотров: 205


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)