Информационно-образовательная среда вуза: приоритеты и дефициты развития
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-9-28
Аннотация
Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов.
Цель работы – исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития.
Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы.
Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Об авторах
Е. В. ФроловаРоссия
Фролова Елена Викторовна – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии
ResearcherID С-8429-2016
Москва
О. В. Рогач
Россия
Рогач Ольга Владимировна – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии
ResearcherID W-4432-2017
Москва
Ю. В. Кузнецов
Россия
Кузнецов Юрий Владимирович – старший преподаватель
ResearcherID I-8303-2018
Москва
Список литературы
1. Аксенова Н.И., Усачева О.В., Черняков М.К. Рейтинговая оценка состояния цифровизации вузов. Образование и наука. 2024;26(7):88–115. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-88-115
2. Aldhafeeri F.M., Alotaibi A.A. Reimagining Education for Successful and Sustainable Digital Shifting. SAGE Open. 2023;13(1). doi:10.1177/21582440231154474
3. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса. Образование и наука. 2021;23(1):156–201. doi:10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
4. Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований. Психолого-педагогические исследования. 2023;15(1):37–55. doi:10.17759/psyedu.2023150103
5. Wang X.-M., Wang S.-M., Wang J.-N., Hwang G.-J., Xu S. Effects of a two-tier test strategy on students’ digital game-based learning performances and flow experience in environmental education. Journal of Educational Computing Research. 2023;60(8):1942–1968. doi:10.1177/07356331221095162
6. Гаврилова Т.А., Осмоловская И.М. Жигалова О.П., Баранова В.А. Методология разработки тренажеров виртуальной реальности: возможности теории деятельности. Информационное общество. 2023;2:69–78. doi:10.52605/16059921_2023_02_69
7. Волегжанина И.С. Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020;2(52):34–45. doi:10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
8. Габдуллина А.Ш. Влияние цифровизации на когнитивные функции обучающихся в вузе в рамках иноязычного обучения. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022;7(4):395–403. doi:10.30853/ped20220073
9. Даутова О.Б., Игнатьева Е.Ю., Шилова О.Н. Цифровая трансформация образования – движущая сила преобразований в преподавании и учении. Педагогическая наука и практика. 2021;3(33):70–85.
10. Christensen M., Nielsen K., O’Neill L. Embodied teacher identity: a qualitative study on ‘practical sense’ as a basic pedagogical condition in times of Covid-19. Advances in Health Sciences Education. 2022;27:577–603. doi:10.1007/s10459-022-10102-0
11. Кечерукова М.А. Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: обзор научно-педагогических исследований. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;9(89):152– 156. doi:10.24158/spp.2021.9.25
12. Осипенко Л.Е., Козицына Ю.В., Коротков А.В. Исследовательское и машинное обучение: от сопоставления к конвергенции. Психолого-педагогические исследования. 2022;14(4):127–146. doi:10.17759/psyedu.2022140408
13. Соколова Ю.В., Чалова О.А. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;4. .Режим доступа: https://mir-nauki.com/ PDF/39PDMN421.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
14. Хрусталева Н.В. Формирование образовательной среды в условиях цифровой экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023;5(1):155–161. doi:10.17513/vaael.2821
15. Фролова Е.В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии Covid-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022;6(172):84–107. doi:10.14515/monitoring.2022.6.2265
16. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risks analysis. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):331–336. doi:10.13187/ejced.2020.2.331
17. Асеева И.А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения. Информационное общество. 2023;2622–30. doi:10.52605/16059921_2023_02_22
18. Булатова О.В., Васильева И.В., Козубовский А.И., Кривонос Д.Ю. Дистанционное обучение как стресс-вызов/препятствие для студентов. Информационное общество. 2023;4:32–42. doi:10.52605/16059921_2023_04_32
19. Hämäläinen R., Nissinen K., Mannonen J., Lämsä J., Leino K., Taajamo M. Understanding teaching professionals’ digital competence: What do PIAAC and TALIS reveal about technology-related skills, attitudes, and knowledge? Computers in Human Behavior. 2021;117(106672). doi:10.1016/j. chb.2020.106672
20. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students’ transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021;20(4):463–478. doi:10.1177/14749041211021247
21. Turnbull D., Chugh R., Luck J. Transitioning to E-Learning during the COVID-19 pandemic: how have higher education institutions responded to the challenge? Education and Information Technologies. 2021;26(5):6401–6419. doi:10.1007/s10639-021-10633-w
22. Van Schoors R., Elen J., Raes A., et al. The charm or chasm of digital personalized learning in education: teachers’ reported use, perceptions and expectations. TechTrends. 2023;67:315–330. doi:10.1007/s11528-022-00802-0
23. Doz E., Cuder A., Caputi M. et al. Distance learning environment: perspective of Italian primary and secondary teachers during COVID-19 pandemic. Learning Environments Research. 2023;26:555–571. doi:10.1007/s10984-022-09451-9
24. Qorraj G., Kaçaniku F., Draghici A., Repanovici A., Ng P.K. Exploring digital transformation of teacher education in the Western Balkans: case of Kosovo. Human Systems Management. 2023;42(2):209– 217. doi:10.3233/HSM-220063
25. Willermark S. Who’s there? Characterizing interaction in virtual classrooms. Journal of Educational Computing Research. 2021;59(6):1036–1055. doi:10.1177%2F0735633120988530
26. Полякова Е.А. Риски и социокультурные угрозы эпохи цифровизации. Caucasian Science Bridge. 2023;6(2):93–96. doi:10.18522/2658-5820.2023.2.12
27. Мартыненко М.А. Влияние эпохи цифровизации на психосоматическое состояние современных студентов. Scientist. 2024;2(28):1–3.
28. Mifsud D., Orucu D. The experience of imposed digitalization of education provision across sectors: comparative autoethnographic experiences through a Foucauldian lens. European Educational Research Journal. 2025. doi:10.1177/14749041251319823
Рецензия
Для цитирования:
Фролова Е.В., Рогач О.В., Кузнецов Ю.В. Информационно-образовательная среда вуза: приоритеты и дефициты развития. Образование и наука. 2025;27(6):9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-9-28
For citation:
Frolova E.V., Rogach O.V., Kuznetsov Yu.V. Information and educational environment of the university: priorities and development deficits. The Education and science journal. 2025;27(6):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-9-28