Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Социальные, психологические и педагогические детерминанты профессионального долголетия педагогов: мнения и смыслы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97

Аннотация

Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста.

Цельвыявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ.

Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе.

Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик.

Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.

Об авторах

Н. Н. Давыдова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Давыдова Наталия Николаевна – кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Управления научных исследований и проектной деятельности 

ResearcherID M-1065-2018, AuthorID 56442179000

Екатеринбург



А. А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Симонова Алевтина Александровна – доктор педагогических наук, профессор, главный аналитик Управления научных исследований и проектной деятельности 

ResearcherID M-1061-2021, AuthorID 56973967900

Екатеринбург



Е. А. Мазурчук
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Мазурчук Екатерина Олеговна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования

Scopus Author ID 57160328300

Екатеринбург



Д. А. Погадаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Погадаева Дарья Александровна – аналитик 2 категории Отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации

Екатеринбург



Список литературы

1. Шабунова А.А. Общественное развитие и демографические вызовы современности. Проблемы развития территории. 2014;2:7–17. Режим доступа: http://pdt.isert-ran.ru/article/1136# (дата обращения: 07.02.2025).

2. Бермус А., Сериков В.В. Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(4):667– 691. doi:10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691

3. Snyder H. Literature review as a research methodology: an overview and guidelines. Journal of Business Research. 2019;104:333–339. doi:10.1016/j.jbusres.2019.07.039

4. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., Boutron I., Hoffmann G.C., Mulrow C.D. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. doi:10.1136/bmj.n71

5. Бейдин С.В. Политика занятости как политический институт, обеспечивающий региональную безопасность. Вестник Забайкальского государственного университета. 2015;1:66–73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-zanyatosti-kak-politicheskiy-institut-obespechivayuschiy-regionalnuyu-bezopasnost (дата обращения: 07.02.2025).

6. Borman W.C., Hedge J.W. The Oxford Handbook of Work and Aging. New York: Oxford University Press; 2015. doi:10.1093/oxfordhb/9780195385052.001.0001

7. Bal P.M., Kooij D.T.A.M., Rousseau D.M. Aging Workers and the Employee-Employer Relationship. Switzerland: Springer International Publishing; 2015. 268 p. doi:10.1007/978–3-319–08007–9

8. Доброхлеб В.Г., Барсуков В.Н. Демографические теории и региональный аспект старения населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017;10(6):89– 103. doi:10.15838/esc/2017.6.54.6

9. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции. Высшее образование в России. 2023;32(3):118–133. doi:10.31992/0869-3617-202332-3-118-133

10. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. [и др.]. М.: ИСИЭЗ ВШЭ; 2024. Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Indicators_education_2024.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

11. Virtanen A., De Bloom J., Kinnunen U. Relationships between recovery experiences and well-being among younger and older teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2020;93(2):213–227. doi:10.1007/s00420-019-01475-8

12. Зборовский Г.Е. Социальная общность людей «третьего возраста»: понятие, структура, функции. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019;2. doi:10.26105/SSPU.2019.59.2.001

13. Сукнёва С.А., Елшина И.А. Трудовая активность населения третьего демографического возраста в северном регионе. Экономический анализ: теория и практика. 2015;34. Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Трудовая-активность-населения-третьеговозраста-в-Сукнёва-Елшина/155ca98aff58fc351c6acc869bbceded7e018ef4 (дата обращения: 07.02.2025).

14. Барсуков В.Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социальноэкономического развития территории. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016;1:195–213. doi:10.15838/2016.1.43.13

15. Шуклина Е.А., Певная М.В., Широкова Е.А. Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях трансформации высшего образования. Образование и наука. 2020;22(1):146–169. doi:10.17853/1994-5639-2020-1-146-169

16. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review. 1961;51:1–17. Accessed February 07, 2025. http://www.jstor.org/stable/1818907

17. Rodriguez P., Loomis R. New view of institutions, human capital, and market standardization. Education, Knowledge & Economy. 2007;1(1):93–105. doi:10.1080/17496890601128357

18. Laroche M., Mérette M., Ruggeri G.C. On the concept and dimensions of human capital in a knowledge-based economy context. Canadian Public Policy/Analyse de Politiques. 1999;25(1):87–100. doi:10.2307/3551403

19. De la Fuente A., Ciccone A. Le capital humain dans une e’conomie mondiale sur la connaissance. Rapport pour la Commission Europe’enne. Brussels; 2002. 119 p. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/44830300_Le_Capital_humain_dans_une_economie_mondiale_fondee_sur_la_connaissance_rapport_final

20. Alan K., Altman Y., Roussel J. Employee training needs and perceived value of training in the Pearl River Delta of China: a human capital development approach. Journal of European Industrial Training. 2008;32(1):19–31. doi:10.1108/03090590810846548

21. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030 / Ефимов В.С., Копцева Н.П., Мажаров В.Ф. [и др.]. Красноярск: Сибирский федеральный университет; 2010. 126 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21493356 (дата обращения: 07.02.2025).

22. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия»; 2010. 196 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004888952 (дата обращения: 07.02.2025).

23. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях. Воронеж: ЦИРЭ; 2004. 122 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002707954 (дата обращения: 07.02.2025).

24. Асланов Д.И. Структура и содержание понятия «человеческий капитал» и сопряженных понятий в контексте гуманистической парадигмы. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011;10:288. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17691613 (дата обращения: 07.02.2025).

25. Плискевич Н. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН; 2012. 231 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/137737383?ysclid=m8bucstsbp445956908 (дата обращения: 07.02.2025).

26. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука; 1999. 31 c. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000626380 (дата обращения: 07.02.2025).

27. Abraham K.G., Mallatt J. Measuring human capital. Journal of Economic Perspectives. 2022;36(3):103– 130. doi:10.1257/jep.36.3.103

28. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Майкоп; Ростов-на-Дону: Терра; 2005. 254 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002717371 (дата обращения: 07.02.2025).

29. Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социо-технических систем. Вопросы экономики и права. 2011;7:54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oytvqz (дата обращения: 07.02.2025).

30. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25–34. doi:10.21777/25002112-2024-3-25-34

31. Потехина И.П., Чижов Д.В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО). Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2016;2:3–23 doi:10.14515/monitoring.2016.2.01

32. Huisman J., Meek L., Wood F. Institutional diversity in higher education: а cross-national and longitudinal analysis. Higher Education. 2007;61(4):563–577. doi:10.1111/j.1468–2273.2007.00372

33. Reichert S. Institutional Diversity in European Higher Education. Tensions and Challenges for Policy Makers and Institutional Leaders. Brussels, European University Association; 2010. 164 p. Accessed February 07, 2025. http://www.aic.lv/bolona/2010/Reports/EUA_Instit_Diversity_web.pdf

34. Inceolgu I., Segers J., Bartram D. Age-related differences in work motivation. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2012;85:300–329. Accessed February 07, 2025. http://epubs.surrey.ac.uk/805608/1/Inceoglu%20et%20al%20age%20motivation%20JOOP2012.pdf

35. Клепикова Е.А., Колосницына М.Г. Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате. Российский журнал менеджмента. 2017;15.1:69–88. doi:10.21638/11701/spbu18.2017.104

36. Sze Y.L., Kawachi I. Discrimination and telomere length among older adults in the United States: does the association vary by race and type of discrimination? Public Health Reports. 2017;132(2):220– 230. doi:10.1177/0033354916689613

37. Fisher G.G., Truxillo D.M., Finkelstein L.M. Age discrimination: potential for adverse impact and differential prediction related to age. Human Resource Management Review. 2017;27(2):316–327. doi:10.1016/j.hrmr.2016.06.001

38. Джуринский А.Н. Образование в «третьем возрасте» в России. Образование и наука. 2018;20(10):156–175. doi:10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

39. Iweins C., Desmette D., Yzerbyt V., Stinglhamber F. Ageism at work: the impact of intergenerational contact and organizational multi-age perspective. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2013;22:331–346.

40. Cuyvers G., Thomése F., van Tilburg T. Participation narratives of Third Age adults: their activities, motivations and expectations regarding civil society organisations. Journal of Aging Studies. 2018;46:10–16. doi:10.1016/j.jaging.2018.05.003

41. Михель Е.А. Международный опыт институционализации занятости населения третьего возраста. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016;23:51–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-institutsionalizatsii-zanyatosti-naseleniya-tretiego-vozrasta (дата обращения: 07.02.2025).

42. Барсуков В.Н., Шабунова А.А. Тренды изменения трудовой активности старшего поколения в условиях старения населения. Проблемы развития территории. 2018;4(96):87–103. doi:10.15838/ptd.2018.4.96.6

43. Tews H.P., Schreiber W.K., Schott J. Vocational rehabilitation in German vocational retraining centres and results of Berufsförderungswerk Heidelberg gGmbH. Rehabilitation. 2003;42(1):36–44. Accessed February 07, 2025. doi:10.1055/s-2003-37050

44. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки». Высшее образование в России. 2016;10:62–70. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/861 (дата обращения: 07.02.2025).

45. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С. [и др.]. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2018. 251 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xdtmxt (дата обращения: 07.02.2025).

46. Della Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: fenomeno di crescente interesse in ambienti di lavoro. Annali di Igiene, Medicina Preventiva e di Comunità. 2006;18(2):171–177.

47. Fernández-Batanero J.M., Román-Graván P., Reyes-Rebollo M.M., Montenegro-Rueda M. Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(2):548. doi:10.3390ijerph18020548

48. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014;2(9):106–111. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27285431 (дата обращения: 07.02.2025).

49. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности. Вестник ТГПУ (TSPU). 2014;1(142):13–18. Режим доступа: https://www.elib.tomsk.ru/purl/112019/ (дата обращения: 07.02.2025)

50. Иванова Л.В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Концепт. 2015;05:15149. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15149. html (дата обращения: 07.02.2025).

51. Mahmoodi-Shahrebabaki M. Teacher burnout. In: Liontas J.I., ed. The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. John Wiley & Sons, Inc.; 2019:1–8. doi:10.1002/9781118784235.eelt0964

52. DiGregorio N., Liston D.D. Experiencing technical difficulties: teacher self-efficacy and instructional technology. In: Hodges C.B., ed. Self-Efficacy in Instructional Technology Contexts. Berlin, Germany: Springer; 2018:103–117. doi:10.1007/978-3-319-99858-9_7

53. Dworkin A.G., Tobe P.F. The effects of standards-based school accountability on teacher burnout and trust relationships: a longitudinal analysis. In: Van Maele D., Forsyth P.B., Van Houtte M., eds. Trust and School Life. Dordrecht, Germany: Springer; 2014:121–143. doi:10.1007/978-94-017-80148_6

54. Herman K.C., Hickmon-Rosa J.E., Reinke W.M. Empirically derived profiles of teacher stress, burnout, self-efficacy, and coping and associated student outcomes. Journal of Positive Behavior Interventions. 2018;20(2):90–100. doi:10.1177/1098300717732066

55. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Рябухина А.А., Борисов Г.И. Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости. Образование и наука. 2020;22(8):75– 107. doi:10.17853/1994-5639-2020-8-75-107

56. Воробьева М.А. Профессиональная деформация специалистов и её профилактика. Педагогическое образование в России. 2015;2:23–29 Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1741/1/povr-2015-02-04.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

57. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. Санкт-Петербург: Питер; 2003. 256 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001863103 (дата обращения: 07.02.2025).

58. Schaufeli W., van Dierendonck D. Burnout and reciprocity: towards a dual-level social exchange model. Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. 1996;10(3):225– 237. doi:10.1080/02678379608256802

59. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер; 1999. 105 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002704528 (дата обращения: 07.02.2025).

60. Carvаlho S., Andrade C. Attitudes and planning towards retirement: a study with teachers of basic and secondary education. International Journal on Working Conditions. 2020;20:19–33. doi:10.25762/hgzy-6g79

61. Yinon H., Orland-Barak L. Career stories of Israeli teachers who left teaching: a salutogenic view of teacher attrition. Teachers and Teaching. 2017;23.8:914–927. doi:10.1080/13540602.2017.1361398

62. Unterbrink T. Burnout and effort–reward-imbalance in a sample of 949 German teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2007;80(5):433–441. doi:10.1007/s00420007-0169-0

63. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива. 2022;2:38–44. doi:10.5552327822559_2022_2(6)_38

64. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2018;3(70):368–370 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402 (дата обращения: 07.02.2025).

65. Минюрова С.А., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука. 2024;26(10):106–130. doi:10.17853/19945639-2024-10-106-130

66. Arias W.L., Huamani J.C., Ceballos K.D. Síndrome de Burnout en profesores de escuela y universidad: un análisis psicométrico y comparativo en la ciudad de Arequipa. Propósitos Representaciones. 2019;7(3):72–91. doi:10.20511/pyr2019.v7n3.390

67. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Сравнительный анализ показателей профессионального здоровья педагогов различных систем образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021;70(3):200–203. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46123704 (дата обращения: 07.02.2025).

68. Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):690–694. Режим доступа: http://elib.fesmu.ru/ (дата обращения: 07.02.2025).

69. Катаманова Е.В., Ефимова Н.В., Сливницына Н.В., Белова Л.Ю. Условия труда и состояние здоровья у педагогов. Пилотное исследование. Гигиена и санитария. 2020;99(10):1100–1105. doi:10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105

70. Новикова А.В., Панова Н.А., Пичугина Н.Н. Оценка самочувствия и психоэмоционального состояния учителей общеобразовательных учреждений. Бюллетень медицинских Интернетконференций. 2015;5(12). Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25410614 (дата обращения: 07.02.2025).

71. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Важенина А.А., Тарасенко Г.А., Ковальчук В.К. Особенности условий труда и состояния здоровья работников педагогического профиля пожилого возраста (обзор литературы). Тихоокеанский медицинский журнал. 2022;3:19–23. doi:10.34215/16091175-2022-3-19-23

72. Клименских М.В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе. Издательство Уральского университета. 2015;53–54. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24097201 (дата обращения: 07.02.2025).

73. Петрова Е.А., Акимова Н.Н., Романова А.В., Соколовская И.Э. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука. 2020;22(2):98–120. doi:10.17853/19945639-2020-2-98-120

74. Ramos R., Jenny G., Bauer G. Age-related effects of job characteristics on burnout and work engagement. Occupational Medicine. 2016;66(3). doi:10.1093/occmed/kqv172

75. Деревянченко В.С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021;4:57–66. doi:10.241472410-6364.2021.4.57-66

76. De la Fuente J., Martínez-Vicente J.M., Peralta F.J., Sander P. Effects of self-regulation vs. external regulation on the factors and symptoms of academic stress in undergraduate students. Frontiers in Psychology. 2020;11. doi:10.3389/fpsyg.2020.01773

77. Beier M.E., Torres W.J., Gilberto J.M. Activities matter: personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectations. Work, Aging and Retirement. 2018;4,1:67–78. doi:10.1093/workar/waw034

78. Fiorilli C., Benevene P., De Stasio S., Buonomo I., Romano L., Pepe A., Addimando L. Teachers’ burnout: the role of trait emotional intelligence and social support. Frontiers in Psychology. 2019;10:2743. doi:10.3389fpsyg.2019.02743

79. Nwoko J.C., Emeto T.I., Malau-Aduli A.E.O., Malau-Aduli B.S. A Systematic review of the factors that influence teachers’ occupational wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(12):6070. doi:10.3390ijerph20126070

80. Hongsa T., Polyong C.P. Risk factors affecting stress and burnout among teachers: a cross-sectional study from Chonburi, Thailand. Journal of University of Occupational and Environmental Health. 2024;46(2):203–213. doi:10.7888juoeh.46

81. Tam M., Aird R., Boulton-Lewis G., Buys L. Ageing and learning as conceptualized by senior adults in two cultures: Hong Kong and Australia. Current Aging Science. 2016;9(3):162–177. Accessed February 07, 2025. http://www.eurekaselect.com/141834/article

82. Abdullah A.S., Ismail S.N. A structural equation model describes factors contributing teachers’ job stress in primary schools. International Journal of Instruction. 2019;12:1251–1262. doi:10.29333/iji.2019.12180a

83. Cutler D.M., Meara E., Richards-Shubik S. Health and work capacity of older adults: estimates and implications for social security policy. SSRN Electronic Journal. 2013. doi:10.2139/ssrn.2577858

84. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. Москва; Воронеж; 2010. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004938544 (дата обращения: 07.02.2025).

85. Огородников А.Ю., Руппель Е.Ю. Институциональные возможности и границы профессиональной самореализации научных работников в условиях инновационной перестройки российской науки. Образование и наука. 2019;21(8):130–163. Режим доступа: doi:10.17853/1994-5639-2019-8-130-163

86. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян). Социология и жизнь. 2017;3:63–69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ samorealizatsiya-lichnosti-po-vozrastnym-intervalam-na-primere-sovremennyh-rossiyan (дата обращения: 07.02.2025).

87. Динов Е.Н. Исследование психологических факторов самореализации в системе общественных взаимоотношений. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;4. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN419.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

88. Rafatpanah M., Seif D., Alborzi S., Khosravan M. Prediction of self-actualization based on personality traits and self-awareness among gifted students. Journal of Health Sciences and Surveillance System. 2016;4(4):174–180. doi:10.13140/RG.2.2.10858.21443

89. Otway L.J., Carnelley K.B. Exploring the associations between adult attachment security and self-actualization and self-transcendence. Self and Identity. 2013;12(2):217–230. doi:10.1080/15298868.2012.667570

90. Ordun G., Akün F.A. Self actualization, self efficacy and emotional intelligence of undergraduate students. Journal of Advanced Management Science. 2017;5(3):170–175. doi:10.18178/joams.5.3.170-175

91. Thieme P., Brusch M., Büsch V., Stamov Roßnagel C. Work context influences on older workers’ motivation for continuing education. Zeitschrift Fur Erziehungswissenschaft. 2015;18(1):71–87. doi:10.1007/s11618-014-0600-8

92. Keogh M., Roan A. Exploring teachers’ early-retirement decisions: a qualitative study. Work, Aging and Retirement. 2016;2(4):436–446. doi:10.1093/workar/waw016

93. Farges G., Tremblay D.G. Working longer? Professional and non-professional challenges of teachers’ retirement. Revue des Sciences de l’Education. 2016;42(2):175–205. doi:10.7202/1038466ar

94. Ахтырский А.А. Трудовая мотивация педагогического персонала: сравнительные исследования. Социология и право. 2019;1(43):55–64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-motivatsiya-pedagogicheskogo-personala-sravnitelnye-issledovaniya (дата обращения: 07.02.2025).

95. Федосюк Д.В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;12(4):124–130. doi:10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130

96. Freude G., Seibt R., Pech E., Ullsperger P. Assessment of work ability and vitality – a study of teachers of different age groups. International Congress Series. 2005;1280:270–274. doi:10.1016/j.ics.2005.02.099

97. Gutiérrez Moret M., Mayordomo Rodríguez T. Ageism in the school: do stereotypes about ageing exist among future teachers? Revista Educación. 2019;43(2):363–374. doi:10.15517/revedu.v43i2.32951

98. Opdebeeck C., Martyr A., Clare L. Cognitive reserve and cognitive function in healthy older people: a meta-analysis. Aging, Neuropsychology, and Cognition. 2015;23(1):40–60. doi:10.1080/13825585.2015.1041450

99. Edwin T.H., Håberg A.K., Zotcheva E., Bratsberg B., Jugessur A., Engdahl B. Trajectories of occupational cognitive demands and risk of mild cognitive impairment and dementia in later life: the HUNT4 70+ study. Neurology. 2024;102(9):e209353. doi:10.1212/WNL.0000000000209353

100. Bergland A., Nicolaisen M. Predictors of subjective age in people aged 40–79 years: a five year follow-up study. The impact of mastery, mental and physical health. Aging & Mental Health. 2014;18(5):653–661. doi:10.1080/13607863.2013.869545

101. Люсова О.В. Психологические факторы трудовой активности пожилого человека. Природные системы и ресурсы. 2016;(1):84–91. doi:10.15688/jvolsu11.2016.1.9

102. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: СПбАППО; 2008. 151 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1399403/ (дата обращения: 07.02.2025).

103. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25–34. doi:10.21777/25002112-2024-3-25-34

104. Захарченко М.В. Генезис непрерывного образования как философско-исторического понятия. Современные проблемы науки и образования. 2016;5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25160 (дата обращения: 07.02.2025).

105. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н /Д: Феникс; 1996. 509 с. Режим доступа: https://klex.ru/hl2 (дата обращения: 07.002.2025).

106. Корнетов Г.Б. Теория педагогики: монография. М.: АСОУ; 2013. 460 с. Режим доступа: https:// search.rsl.ru/ru/record/01006587133 (дата обращения: 07.02.2025).

107. Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч.1. Теоретико-методологические предпосылки. Образование и наука. 2004;5:120–130. Режим доступа: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2004/5-2004.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

108. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность. Известия РАО. 1999;2:35–39. Режим доступа: https://elibrary.ru/sfyfrf (дата обращения: 07.02.2025).

109. Бурдьё П. Социология политики. М., 1993. Режим доступа: Режим доступа: https://gtmarket.ru/ library/basis/5408 (дата обращения: 07.02.2025).

110. Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования. Педагогика и психология образования. 2018;4:20–36. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36776696 (дата обращения: 07.02.2025).

111. Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире системный анализ М.: Прогресс; 1970. 261 с. Режим доступа: https://izbe.ru/book/krizis-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-sistemnyyanaliz-g-kumbs-f-g-2236462/ (дата обращения: 07.02.2025).

112. Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some Critical Issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester; 1977; 77 p. Accessed February 07, 2025. https://openlibrary.org/books/OL19978490M/Non-formal_education_and_development

113. Cameron R., Harrison J.L. The interrelatedness of formal, non-formal and informal learning: evidence from labour market program participants. Australian Journal of Adult Learning. 2012;52(2):277–309. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/236949929

114. Бурдье П. Практический смысл. СПб.; 2001. Режим доступа: http://bourdieu.name/files/ bourdieu-sens.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

115. Гидденс Э. Устроение общества: (Очерки теории структурации). М.: Акад. Проект; 2003. 523 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002348859 (дата обращения: 07.02.2025).

116. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. В книге: Заславская Т.И. Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.; 2001 Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=26329215 (дата обращения: 07.02.2025).

117. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.; 2008. 298 c. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volkov-v-v-harhordin-o-v-teoriya-praktik-spb-izd-vo-evropeyskogo-universiteta-v-sankt-peterburge-2008-298-s (дата обращения: 07.02.2025).

118. Илакавичус M.Р. Организация взаимодействия формального и неформального образования как направление подготовки педагогических кадров. Научный диалог. 2018;5:278–289. doi:10.24224/2227-1295-2018-5-278-289

119. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт; 2000. 376 с Режим доступа:https://shiffersinstitute.com/product/мыследеятельностная-педагогика-тео/(дата обращения: 07.02.2025).

120. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Роль научно-образовательной коллаборации в формировании готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Вопросы управления. 2024;91(6):60–73. doi:10.22394/2304-3385-2024-6-60-73

121. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Проблема дидактического анализа инновационных образовательных практик. Образование и общество. 2017;4(105):34–39. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30737658 (дата обращения: 07.02.2024).

122. Швецова А.В., Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;5:248–268. doi:10.14515/ monitoring.2020.5.736

123. Liu Z.Q., Dorozhkin E.M., Davydova N.N., Sadovnikova N.O. Co-learning as a new model of learning in a digital environment: learning effectiveness and collaboration. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020;15(13):34–48. doi:10.3991/ijet.v15i13.14667

124. Paniagua A. Teachers as Designers of Learning Environments: The Importance of Innovative Pedagogies, Educational Research and Innovation. Paris: OECD Publishing; 2018. doi:10.1787/9789264085374-en


Рецензия

Для цитирования:


Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Мазурчук Е.А., Погадаева Д.А. Социальные, психологические и педагогические детерминанты профессионального долголетия педагогов: мнения и смыслы. Образование и наука. 2025;27(6):55-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97

For citation:


Davydova N.N., Simonova A.A., Mazurchuk E.O., Pogadaeva D.A. Social, psychological, and pedagogical determinants of teachers’ professional longevity: perspectives and interpretations. The Education and science journal. 2025;27(6):55-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)