Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Социально-профессиональная реориентация субъектов деятельности: психологическая готовность к профессионализации

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-98-125

Аннотация

Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии.

Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций.

Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова.

Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации.

Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.

Об авторах

С. С. Котова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Котова Светлана Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института психолого-педагогического образования

Екатеринбург



И. И. Хасанова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Хасанова Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессионального развития

Екатеринбург



Е. С. Холопова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Холопова Екатерина Сергеевна – младший научный сотрудник кафедры психологии профессионального развития

Екатеринбург



Список литературы

1. Хакимова Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2010. 127 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20112194 (дата обращения: 02.11.2024).

2. Фордмен В.А. Вынужденная смена профессиональной деятельности как этап профессионального развития и психологического роста. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021;10(2-1):181–186. doi:10.34670/AR.2021.62.17.014

3. Конеева Е.В., Пахомова Е.А., Булавкина Т.А., Дубогрызова И.А. Движущие силы, влияющие на смену профессии педагогами в зрелом возрасте. Человеческий капитал. 2021;2(146):218–226. doi:10.25629/HC.2021.02.21

4. Щеколдина Н.В. Профессиональное самоопределение взрослых с различным характером. Экспериментальная педагогическая психология и педагогика. 2015; Пенза: Научноиздательский центр «Социосфера». Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23598234 (дата обращения: 02.11.2024).

5. Desjardins R., Warnke A.J. Ageing and skills: a review and analysis of skill gain and skill loss over the lifespan and over time. Organisation for Economic Co-operation and Development Working Paper. 2012;72. Accessed November 02, 2024. https://www.oecd.org/en/publications/ageing-andskills_5k9csvw87ckh-en.html

6. Bergner S. Being smart is not enough: personality traits and vocational interests incrementally predict intention, status and success of leaders and entrepreneurs beyond cognitive ability. Frontiers in Psychology. 2020;11(204). doi:10.3389/fpsyg.2020.00204

7. Talluri S.B., Uppal N. Subjective career success, career competencies, and perceived employability: Three-way interaction effects on organizational and occupational turnover intentions. Journal of Career Assessment. 2023;31(2):397–419. doi:10.1177/10690727221119452

8. Cybal-Michalska A, Myszka-Strychalska L. Success and proactivity in the professional career in the perceptions of young people. Family Upbringing. 2022;27(2):273–297. doi:10.34616/wwr.2022.2.273.298

9. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships. The International Journal of Human Resource Management. 2017;30(3). doi:10.1080/09585192.2017.1281830

10. Spurk D., Hirschi A., Dries N. Antecedents and outcomes of objective versus subjective career success: Competing perspectives and future directions. Journal of Management. 2019;45(1):35–69. doi:10.1177/0149206318786563

11. Samman M., Alsharif S.B. Assessing career satisfaction and trajectory among dental professionals: 10 years repeated cross-sectional analysis. International Dental Journal. 2025. doi:10.1016/j.identj.2024.11.021

12. Moore T., Morton J. The myth of job readiness? Written communication, employability, and the ‘skills gap’ in higher education. Studies in Higher Education. 2017;42(3):591–609. doi:10.1080/03075079.2015.1067602

13. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and trans-professionalism. 30th Annual Conference ATEE; 2005; Amsterdam, Netherlands. Amsterdam, Netherlands: The association for teacher education in Europe. Accessed November 11, 2024. http://www.atee2005.nl/download/papers

14. Timmons S., Mann C., Evans C., Pearce R., Overton C., Hinsliff-Smith K. The Advanced Clinical Practitioner (ACP) in UK healthcare: dichotomies in a new ‘multi-professional’ profession. SSM – Qualitative Research in Health. 2023;3:100211. doi:10.1016/j.ssmqr.2022.100211

15. Hamilton K., Morrissey S.A., Farrell L.J. Increasing psychological literacy and work readiness of australian psychology undergraduates through a capstone and work-integrated learning experience: current issues and what needs to be done. Australian Psychologist. 2018;53(2):151–160. doi:10.1111/ap.12309

16. Ветерок Е.В. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в зарубежных и отечественных исследованиях. СМАЛЬТА. 2021;1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45541277 (дата обращения: 11.11.2024).

17. Романовский С.А. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства как leanтехнология. Производственные системы будущего: опыт внедрения Lean и экологических решений: материалы III международной научно-практической конференции; 2024; Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева; 2024. Режим доступа: https://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/PSB/2024/PSB_2024/pages/Articles/206 (дата обращения: 11.11.2024).

18. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 5-е изд. Москва: Академический Проект; 2020. 330 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/110036.html (дата обращения: 11.11.2024).

19. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2024. 234 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/565212 (дата обращения: 07.12.2024).

20. Банникова Т.И. Самообразовательная деятельность как важнейшее педагогическое условие развития транспрофессиональных компетенций магистрантов-дизайнеров. Казанский педагогический журнал. 2021;1(144):94–101. doi:10.51379/kpj.2021.145.2.011

21. Прянишников Н.Е. Новая категория профессионалов: разговор в новосибирской «Трубе». 60 параллель. 2009;2(33). Режим доступа: https://docplayer.ru/83488367-Novaya-kategoriya-professionalov.html (дата обращения: 07.12.2024).

22. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Кормильцева М.В., Буковей Т.Д., Третьякова В.С. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессиональнопедагогического университета; 2019. 142 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-80500668-6 (дата обращения: 07.12.2024).

23. Лазарева И.Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии. Современные наукоемкие технологии. 2015;12(3):517–520. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35305 (дата обращения: 10.12.2024).

24. Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена. Педагогические науки: международный научно-исследовательский журнал. 2016;2(4):13–15. Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/struktura-transprofessionalnyx-kompetencij-specialistov-srednego-zvena (дата обращения: 10.12.2024).

25. Белостоцкий А.С. От профессиональных знаний – к транспрофессиональной компетентности. Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов 2-й Всероссийской конференции, Екатеринбург, 28–29 мая 2015 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет; 2015:33–38. Режим доступа: https://www.academia.edu/14104396 (дата обращения: 10.12.2024).

26. Захаров А.С. Транспрофессионализм: характеристика представлений в образовательной среде. Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции; 05–06 декабря 2019 г. Екатеринбург: Sedlčany: Ústav personalistiky; 2020:59–71. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/82486/1/978-80-88327-03-5_009.pdf (дата обращения: 07.12.2024).

27. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Буковей Т.Д., Третьякова В.С. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография. 2-е изд., стер. Екатеринбург: РГППУ; 2023. 143 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54265403 (дата обращения: 07.12.2024).

28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института психотерапии; 2002. 362 с. Режим доступа: https://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf (дата обращения: 07.12.2024).

29. Бояринцева А.В. Тест на самоэффективность. В книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва: Московский психолого-социальный институт; 2003:217–219. Режим доступа: https://djvu.online/file/AVn7VW3Wk51cQ (дата обращения: 07.12.2024).

30. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2024. 307 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/537828 (дата обращения: 14.01.2025).

31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах-М; 2017. 672 с.

32. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Москва: Когито-Центр; 2004. 44 с.

33. Котова С.С. К проблеме социально-профессиональной реориентации субъектов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2024;5:195–208. Режим доступа: https://pedobrazovanie.ru/archive/2024/5/k-probleme-sotsialno-professionalnoj-reorientatsii-subektov-professionalnoj-deyatelnosti (дата обращения: 14.01.2025).

34. Котова С.С., Хасанова И.И., Холопова Е.С., Теоретические основы исследования проблемы профессионализации субъектов деятельности в условиях социально-профессиональной реориентации. Общество: социология, психология, педагогика. 2024;10(126):48–56. doi:10.24158/spp.2024.10.6

35. Котова С.С. Роль профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии (на примере профессионального обучения). Профессиональное образование и рынок труда. 2024;12(4):66–78. doi:10.52944/PORT.2024.59.4.006

36. Medicia G., Tschoppa C., Grotea G., Hirschib A. Grass roots of occupational change: Understanding mobility in vocational careers. Journal of Vocational Behavior. 2020;122:10348. doi:10.1016/j.jvb.2020.103480

37. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему. Сибирский психологический журнал. 2021;(79):89–107. doi:10.17223/17267080/79/6

38. Ye X., Zhai M., Feng L., Xie A., Wang W., Wu H. Still want to be a doctor? Medical student dropout in the era of COVID-19. The Journal of Economic Behavior and Organization. 2022;195:122–139. doi:10.1016/j.jebo.2021.12.034


Рецензия

Для цитирования:


Котова С.С., Хасанова И.И., Холопова Е.С. Социально-профессиональная реориентация субъектов деятельности: психологическая готовность к профессионализации. Образование и наука. 2025;27(6):98-125. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-98-125

For citation:


Kotova S.S., Khasanova I.I., Kholopova E.S. Social and professional reorientation of individuals: psychological readiness for professional development. The Education and science journal. 2025;27(6):98-125. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-98-125

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)