Психолого-педагогические принципы в современном управлении образованием: влияние и перспективы развития
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3773
Аннотация
Введение. Включение психолого-педагогических принципов в процессы управления школой влияет на эффективность образовательного процесса в целом, создает оптимальную среду обучения и способствует общему развитию учащихся. Цель – исследовать влияние фундаментальных принципов педагогической психологии на организацию процессов управления в современной школе. Методология, методы и методики исследования. В репрезентативную выборку вошли 96 директоров квалифицированных средних школ в регионе Касабланка-Сеттат в Марокко. Использовалась комбинация двух опросников – TALIS и QADAPS. Для дальнейшего анализа применялись статистический тест ANOVA в программном обеспечении SPSS 28 и Microsoft Office Excel 365. Результаты. Установлено, что 85,5 % школ реализуют программы по разрешению конфликтов, направленные на формирование социально-эмоциональных компетенций у участников взаимодействия. Подавляющее большинство руководителей образовательных организаций (94,6 %) отмечают, что регуляция эмоциональных процессов вносит важный вклад в развитие обучающихся. Кроме того, 72,9 % школ активно внедряют практики сотрудничества, способствующие социально-эмоциональному развитию учащихся. Важно отметить, что 77,1 % административных работников рассматривают психолого-педагогические принципы в качестве фундамента для реализации образовательной миссии учреждения. 84,4% – применяют дифференцированные подходы для удовлетворения особых образовательных потребностей участников образовательного процесса, причем 87,8 % директоров школ интегрируют психологические принципы в образовательную политику и практику. 17,7 % школ проводят политику, способствующую созданию позитивного школьного климата. Научная новизна. Впервые осуществлено изучение воздействия психолого-педагогических принципов на процессы административного управления в системе регионального школьного образования в Марокко. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для интеграции психолого-педагогических принципов в процессы управления современной школой.
Об авторах
К. КхеннуМарокко
Кхенну Хаула – аспирант Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий (LASTIE) факультета наук Бен М’сик
Касабланка
Б. Тури
Марокко
Тури Бузекри – профессор Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий факультета наук Бен М’сик
Касабланка
Л. Черкауи
Марокко
Черкауи Лейла – профессор, исследователь в области клинической психологии и психопатологии факультета литературы и гуманитарных наук Айн Чок
Касабланка
Список литературы
1. Soussan M. SCHOOL LIFE: a socio-historical approach. Revue Française de Pédagogie. 1988;83:39–49.
2. Heimberg C. Citizenship education in Geneva and French-speaking Switzerland: how to promote without prescribing ? Vierteljahrsschrift für Wissenchaftiche Pädagogik. 2011;3:520–532.
3. Kandaria I. La Contribution des personnels de direction dans la réussite des élèves. Le cas de directeurs adjoints de lycées agricoles publics français. Toulouse II: Université Toulouse le Mirail; 2016. (In French) Accessed June 12, 2024. https://hal.science/tel-01393036/
4. Gauvin R., Blouin L. Testimony of a school principal: adopting a culture of innovation for a different kind of education. Revue hybride de l’éducation. 2022;5(2):155–169. doi:10.1522/rhe.v5i2.1274
5. Altet M. Gaston Mialaret, a life and work of thought, action and research to improve education. Les Sciences de l’éducation – Pour l’Ère nouvelle. 2016;49(3):21–38. doi:10.3917/lsdle.493.0021
6. Untas A., Lelorain S., Dany L., Koleck M. Health psychology and therapeutic education: current situation and outlook. Pratiques Psychologiques. 2020;26(2):89–106. doi:10.1016/j.prps.2018.11.005
7. Pélissier P.E. Educational Practices for the Inclusion of Newcomer Students in Ontario’s French-Language Schools. University of Ottawa; 2024. doi:10.20381/RUOR-30285
8. Fonte D., Lagouanelle-Simeoni M.C., Apostolidis T. Psychosocial skills in therapeutic patient education: challenges for the psychologist’s practice. Pratiques Psychologiques. 2017;23(4):417–435. doi:10.1016/j.prps.2017.01.005
9. Gilly M. Educational psychology: applied or fundamental? Persée. 1981;35(353):3–9.
10. Chaptal A. Projet franco-québécois de recherche-action: École informatisée clés en mains. Montréal, France; 1995. (In French) Accessed June 12, 2024. https://edutice.hal.science/file/index/docid/30831/filename/b82p137.pdf
11. Décaudain M., Ghiglione R. Chapitre 3. Éducation, formation et métiers de la psychologie. In: Décaudain M., Ghiglione R., eds. Les Métiers de la psychologie. Paris: Dunod; 2016:55–73. (In French)
12. Goyette N., Martineau S., Gagnon B., Bazinet J. How can we evaluate the effects of a pedagogical approach based on the psychoeducation of well-being on the educational success of primary school pupils? Revue hybride de l’éducation. 2020;4(4):1–23. doi:10.1522/rhe.v4i4.1072
13. Lebocey M. Un dispositif récent: La réussite éducative. La Lettre de l’enfance et de l’adolescence. 2010;80–81(2):81. (In French) doi:10.3917/lett.080.0081
14. Auquier N. Vers une meilleure compréhension du rôle du chef d’établissement scolaire secondaire en Belgique francophone. Université catholique de Louvain; 2023. (In French) Accessed June 12, 2024. https://dial.uclouvain.be/memoire/ucl/object/thesis:43532
15. Barton J.S., Muchinsky P.M., Schneier C.E., Friedman H.L., Graham H. Management. Academic Journal. 1997;30(3):42.
16. Clegg S.R., Kornberger M., Carter C., Rhodes C. For management? Management Learning. 2006;37(1):7–27. doi:10.1177/1350507606060975
17. Drucker P. The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker’s Essential Writings on Management. Harper Collins, New York; 2003. Accessed June 12, 2024. https://www.academia.edu/6064771/The_Essential_Drucker
18. Pont B., Nusche D., Moorman H. Améliorer la direction des établissements scolaires. Vol. 1. Paris: OCDE; 2008. (In French) doi:10.1787/9789264044739-fr
19. Bourgeois F. Définir la Réussite éducative ? Cahiers de l’action. 2010;27(1):57–72. (In French) doi:10.3917/cact.027.0057
20. Fabères A. L’heure de vie de classe: un espace-temps d’éducation à la citoyenneté. Sciences de l’Homme et Société. Bordeaux; 2017. (In French) Accessed June 12, 2024. https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-01980683v1/document
21. Morcillo A., Martin F., Jeunier B. Approche psycho-éducative de la déviance scolaire. Éducation et francophonie . 2021;32(1):327–340. (In French) doi:10.7202/1079129ar
22. Paquette H., Caouette C. Expérimentation d’un nouveau modèle pédagogique pour la formation des professionnels en sciences humaines appliquées. Revue des Sciences de l’Éducation. 2009;4(3):443–457. (In French) doi:10.7202/900091ar
23. Jézégou A. La présence en e-learning: modèle théorique et perspectives pour la recherche. Revue de l’Éducation à Distance. 2012;26:1–18. (In French) Accessed June 12, 2024. https://edutice.hal.science/edutice-00733742v2
24. Linard M. Concevoir des environnements pour apprendre: l’activité humaine, cadre organisateur de l’interactivité technique. Sciences et Techniques Educatives. 2001;8(3):211–238. (In French) doi:10.3406/stice.2001.1485
25. Boissonnade R. Apprendre et raisonner: approche développementale et socio-cognitive du rôle des situations collectives et individuelles d’apprentissage. Psychologie. Neuchâtel, Suisse: Université de Neuchâtel; 2011. (In French) Accessed June 12, 2024. https://theses.hal.science/tel-00663351/document
26. Nguyen T.P. La qualité de vie et le bien-être à l’école en France: quelle place dans les textes institutionnels? Rapport commandé par le Cnesco. 2016. (In French) Accessed June 12, 2024. https://www.cnesco.fr/fr/qualite-de-vie-a-lecole/
27. Center on PBIS. School Climate Survey (SCS) Suite Manual. University of Oregon; 2022. Accessed June 12, 2024. https://files.pbisapps.org/pub/pdf/School-Climate-Survey-Suite-Manual-2-2022.pdf
28. Husman J., Lens W. The role of the future in student motivation. Educational Psychologist. 1999;34(2):113–125. doi:10.1207/s15326985ep3402_4
29. Martin A.J. Integrating motivation and instruction: towards a unified approach in educational psychology. Educational Psychology Review. 2023;35(2). doi:10.1007/s10648-023-09774-w
30. Gillen A., Wright A., Spink L. Student perceptions of a positive climate for learning: a case study. Educational Psychology in Practice. 2011;27(1):65–82. doi:10.1080/02667363.2011.549355
31. Arhin V., Laryea J.E. Application od social psychology for positive school climate: global perspective. European Journal of Education Studies. 2018;4(1). doi:10.5281/zenodo.1160656
32. Syahril S., Hadiyanto H. Improving school climate for better quality educational management. Journal of Educational and Learning. 2018;1(1):16. doi:10.32698/0182
33. Shakir M., Sharma S. Using educational psychology for better teaching-learning environment. International Journal of Education. 2017;8(6). doi:10.13140/RG.2.2.27333.76005
34. Ministère de L’éducation Nationale du Préscolaire et Des sports. Portail Open Data – Données ouvertes du Maroc. Liste des établissements scolaires publics. (In French) Accessed June 12, 2024. https://data.gov.ma/data/fr/dataset/listes-des-etablissements-scolaires-publics
35. O.E.C.D. The Organisation for Economic Co-operation and Development – International survey (TALIS) – Questionnaire destiné aux Chefs d’établissement. 2018. Accessed June 12, 2024. https://www.oecd.org/fr/education/scolaire/TALIS-2018-MS-Principal-Questionnaire-FR.pdf
36. Guignard J.-H., Lobach M., Kermarrec S, Tordjman S. Le QADAPS – Questionnaire d’Aide à la Décision d’Ajustement du Parcours Scolaire. 2018. (In French) Accessed June 12, 2024. https://www.qadaps.fr
37. Stavrou P.D., Kourkoutas E. School based programs for socio-emotional development of children with or without difficulties: promoting resilience. American Journal of Educational Research. 2017;5(2):131–137. doi:10.12691/education-5-2-4
38. Colomeischi A.A., Duca D.S., Bujor L., Rusu P.P., Grazzani I., Cavioni V. Impact of a school mental health program on children’s and adolescents’ socio-emotional skills and psychosocial difficulties. Children. 2022;9(11):1661. doi:10.3390/children9111661
39. Appelqvist-Schmidlechner K., Liski A., Pankakoski M., Solantaus T., Ojala T., Kampman M., et al. Together at school intervention programme. A pilot study on the feasibility and perceived benefits of a programme focusing on improving socio-emotional skills among schoolchildren in Finland. International Journal of Mental Health Promotion. 2016;18(3):127–143. doi:10.1080/14623730.2016.1193763
40. Santamaría-Villar M.B., Gilar-Corbi R., Pozo-Rico T., Castejón J.L. Teaching socio-emotional competencies among primary school students: improving conflict resolution and promoting democratic co-existence in schools. Frontiers in Psychology. 2021;12. doi:10.3389/fpsyg.2021.659348
41. Rosenthal M.K., Gatt L. ‘Learning to Live Together’: training early childhood educators to promote socio‐emotional competence of toddlers and pre-school children. European Early Childhood Education Research Journal. 2010;18(3):373–390. doi:10.1080/1350293x.2010.500076
42. Jennings J.L., DiPrete T.A. Teacher effects on social and behavioral skills in early elementary school. Sociology of Education. 2010;83(2):135–159. doi:10.1177/0038040710368011
43. Björklund K., Liski A., Samposalo H., Lindblom J., Hella J., Huhtinen H., et al. “Together at school” – a school-based intervention program to promote socio-emotional skills and mental health in children: study protocol for a cluster randomized controlled trial. BMC Public Health. 2014;14(1). doi:10.1186/1471-2458-14-1042
44. McDermott D. Understanding parent involvement and engagement in schools today. In: Developing Caring Relationships among Parents, Children, Schools, and Communities. SAGE Publications; 2008;3–16. Accessed June 12, 2024. https://sk.sagepub.com/book/mono/developing-caring-relationships-among-parents-children-schools-and-communities/toc
45. Cefai C., Bartolo P.A., Cavioni V., Downes P. Strengthening Social and Emotional Education as a Core Curricular Area Across the EU: A Review of the International Evidence. Luxembourg; 2018. Accessed June 12, 2024. https://nesetweb.eu/wp-content/uploads/AR3_Full-Report.pdf
46. Pop C.F. Community, school and family essential partners in the special educational process. Journal of Romanian Literary Studies. 2020;22:288–296.
47. Eccles J.S., Roeser R.W. School and Community Influences on Human Development. Psychology Stress; 2015. 84 p. Accessed June 12, 2024. https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203112373-15/school-community-influences-human-development-jacque-lynne-eccles-robert-roeser
48. Sergiovanni T.J. Strengthening the Heartbeat: Leading and Learning Together in Schools. Jossey-Bass Education; 2015. Accessed June 12, 2024. https://static1.squarespace.com/static/5df3bc9a62ff3e45ae9d2b06/t/5e389da938ee47147399cac4/1580768685087/Strenghthening+The+Heartbeat.Sergiovanni.EBS.pdf
49. Perez K. The New Inclusion: Differentiated Strategies to Engage All Students. New York, NY: Teachers’ College Press; 2014. https://www.abebooks.com/9780807754825/New-Inclusion-Differentiated-Strategies-Engage-080775482X/plp
50. Voltz D.L., Sims M.J., Nelson B.P. Connecting Teachers, Students, and Standards: Strategies for Success in Diverse and Inclusive Classrooms: Strategies for Success in Diverse and Inclusive Classrooms. United States; 2010. Accessed June 12, 2024. https://fr.scribd.com/document/872509736/Connecting-Teachers-Students-And-Standards-Strategies-For-Success-In-Diverse-And-Inclusive-Classrooms-Deborah-L-Voltz-pdf-download
51. Loreman T. Pedagogy for Inclusive Education. In: Oxford Research Encyclopedia of Education. 2017. Accessed June 12, 2024. doi:10.1093/acrefore/9780190264093.013.148
52. Cotton K. Principals and Student Achievement: What the Research Says. United States: Association for Supervision & Curriculum Development; 2003. 124 p. Accessed June 12, 2024. https://eric.ed.gov/?id=ED482257
53. Greenberg M.T., Weissberg R.P., O’Brien M.U., Zins J.E., Fredericks L., Resnik H., et al. Enhancing school-based prevention and youth development through coordinated social, emotional, and academic learning. American Psychologist. 2003;58(6–7):466–474. doi:10.1037/0003-066x.58.6-7.466
54. Elias M.J., Zins J.E., Graczyk P.A., Weissberg R.P. Implementation, sustainability, and scaling up of social-emotional and academic innovations in public schools. School Psychology Review. 2003;32(3):303–319. doi:10.1080/02796015.2003.12086200
55. Everard K.B., Morris M.R.G., Wilson M.R.I. Effective School Management. London, England: SAGE Publications; 2004. 320 p. Accessed June 12, 2024. https://core.ac.uk/download/pdf/34221694.pdf
56. Baronienė D., Šaparnienė D., Sapiegienė L. Leadership as a prerequisite of effective management of educational organisation. Socialiniai Tyrimai. 2008;3:19–31. Accessed June 12, 2024. https://epublications.vu.lt/object/elaba:6109421/index.html
57. Arhipova O., Kokina I., Michaelsson A.R. School principal’s management competences for successful school development. Tiltai. 2021;79(1):63–76. doi:10.15181/tbb.v78i1.1757
58. Blase J. Empowering Teachers: What Successful Principals Do. United States: Corwin; 2000. 192 p. Accessed June 12, 2024. https://books.google.co.ma/books?id=FJHADMtOyiQC&printsec=frontcover&hl=fr&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
59. Shonubi O.K. How Leadership and Management Dynamics Contribute to School Effectiveness. Doctoral dissertation. University of Pretoria; 2012. https://repository.up.ac.za/server/api/core/bitstreams/5237972d-9a5e-4fb7-aebe-7aa5ebd58a56/content
60. Elias M.J. Social-emotional and character development and academics as a dual focus of educational policy. Educational Policy. 2009;23(6):831–846. doi:10.1177/0895904808330167
61. Elias M.J., Weissberg R.P. Primary prevention: educational approaches to enhance social and emotional learning. Journal of School Health. 2000;70(5):186–190. doi:10.1111/j.1746-1561.2000.tb06470.x
Рецензия
Для цитирования:
Кхенну К., Тури Б., Черкауи Л. Психолого-педагогические принципы в современном управлении образованием: влияние и перспективы развития. Образование и наука. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3773
For citation:
Khennou K., Touri B., Cherqaoui L. Psychological and pedagogical principles in modern educational management: influence and development prospects. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3773