ПРОПЕДЕВТИКА ЯЗЫКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР И СХЕМ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-133-144
Resumen
Предметом статьи является процесс профильного естественнонаучного обучения в школе, основной темой – взаимосвязь успеваемости учащихся по математике и уровня их включенности в творческую деятельность на занятиях по решению задач естественнонаучного содержания. Цель работы заключалась в том, чтобы показать влияние математических структур и схем на эффективность учебно-творческой деятельности учащихся классов естественнонаучного профиля в ходе их обучения математике.
В статье дана сравнительная характеристика задачного, проблемного и модельного подходов к решению математических задач, обсуждены результаты экспериментального исследования эффективности математической подготовки в соответствии с этими подходами, показаны особенности моделирования проблемных задач. Автором рассмотрены также способы стимулирования творческой активности учащихся и мотивирования их к получению новых знаний, к поиску новых математических закономерностей в проблемных ситуациях естественнонаучного содержания. Особо отмечена роль олимпиадных и нестандартных задач, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление и творческие способности.
Предложенная методика показала целесообразность включения в структуру занятий по подготовке к ЕГЭ решение олимпиадных и нестандартных (проблемных) задач. Апробация методики подтвердила, что она способствует получению высоких результатов на государственной аттестации по математике и развитию творческих способностей школьников.
Referencias
1. Болтянский В. Г., Савин А. П. Беседы о математике. Кн. 1. Дискретные объекты. М.: ФИМА: МЦНМО, 2002. 368 с.
2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // Новое знание. 2001. No 2. С. 15.
3. Загвязинский В. И. Измерение уровня проблемности в обучении // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов / под ред. А. М. Арсентова, М. А. Данилова. М., 1973. 296 с.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 192 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
6. Колмогоров А. Н. // О профессии математика. М.: Наука, 1988. 286 с.
7. Морозова Е. А. // О профессии математика. М.: Наука, 1988. 286 с.
8. Пехлецкий И. Д. Сложность и трудность учебных текстов и задач: кн. для учителей и студентов. Пермь: ПГПУ, 2008. 101 с.
9. Розов Н. Х. Дифференцированное обучение и проблемы формирования «базиса» в пространстве задач // Математическое образование:традиции и современность: тез. докл. федеральной науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1977.
10. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. 255 с.
11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
12. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 216 с.
Recensión
Para cita:
Kotchnev V.P. Propaedeutics of Mathematical Language of Schemes and Structures in School Teaching of the Natural Sciences Profile. The Education and science journal. 2012;(3):133-144. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-133-144