Роль сетевой культуры и цифрового этикета в обучении студентов: систематический обзор
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-72-91
Аннотация
Введение. Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов.
Цель – анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов.
Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975–2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии.
Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций.
Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. СыздыкбаеваКазахстан
Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна – PhD (Педагогика и методика начального образования), доцент Казахского национального женского педагогического университета
Алматы
У. М. Абдигапбарова
Казахстан
Абдигапбарова Улжаркын Муслимовна – доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая
Алматы
Э. А. Айтенова
Казахстан
Айтенова Эльмира Абдикалиевна – PhD (Педагогика и методика начального образования), постдокторант Казахского национального педагогического университета имени Абая
Алматы
Ю. Б. Иминова
Казахстан
Иминова Юлдуз Бахтияровна – докторант Казахского национального педагогического университета имени Абая
Алматы
И. У. Хасанова
Казахстан
Хасанова Инкар Утебаевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова
Уральск
Список литературы
1. Telukdarie A., Munsamy M. Digitization of higher education institutions. In: 2019 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). IEEE; 2019:716–721. doi:10.1109/IEEM44572.2019.8978701
2. Al-Abdullatif A., Gameil A. Exploring students’ knowledge and practice of digital citizenship in higher education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020;15(19):122– 142. doi:10.3991/ijet.v15i19.15611
3. Belyakova E.G., Bykov S.A., Zemlyanova M.P., Muraveva N.G. Students’ perception of digital opportunities in university education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal. 2022;479:199–212. (In Russ.) doi:10.17223/15617793/479/21
4. Jamiai A. The role of netiquettes in establishing relationships in virtual learning communities. International Journal of Language and Literary Studies. 2019;1(2). doi:10.36892/ijlls.v1i2.29
5. Soler-Costa R., Moreno-Guerrero A.J., López-Belmonte J., Marín-Marín J.A. Netiquette: ethic, education, and behavior on internet – a systematic literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(3):1212. doi:10.3390/ijerph18031212
6. Farshadnia S., Marandi S.S. Netiquette practices and perceptions in TESOL-related online communities. The Journal of International Communication. 2024;30(2):1–25. doi:10.1080/13216597.2024.2 374552
7. Mahmood S. Instructional strategies for online teaching in COVID-19 pandemic. Human Behavior and Emerging Technologies. 2021;3(1):199–203. doi:10.1002/hbe2.218
8. Clark J.T. Distance education. In: Dyro J., ed. Clinical Engineering Handbook. Academic Press; 2020:410–415. doi:10.1016/B978-0-12-813467-2.00063-8
9. Mistretta S. The new netiquette: choosing civility in an age of online teaching and learning. International Journal on E-Learning. 2021;20(3):323–345.
10. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Addison-Wesley; 1993. 325 p.
11. Shea V. Netiquette. Albion Books; 1994. 160 p.
12. Zheng Y., Zhang J., Li Y., Wu X., Ding R., Luo X., Fan M., Huang J. Effects of digital game-based learning on students’ digital etiquette literacy, learning motivations, and engagement. Heliyon. 2024;10(1):e23490. doi:10.1016/j.heliyon.2023.e23490
13. Heitmayer M., Schimmelpfennig R. Netiquette as digital social norms. International Journal of Human-Computer Interaction. 2024;40(13):3334–3354. doi:10.1080/10447318.2023.2188534
14. Syzdykbayeva A.D., Abdigapbarova U.M., Knissarina М.M., Seidualiyeva A.N., Mirza N.V. Network communication culture, digital etiquette, online community of university teachers and students: bibliometric mapping of the literature. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2025;27(4):97–121. doi:10.17853/1994-5639-2025-9173
15. Shachar M., Neumann Y. Differences between traditional and distance education academic performances: а meta-analytic approach. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2003;4(2):1–20. doi:10.19173/irrodl.v4i2.153
16. MacGeorge E.L., Samter W., Gillihan S.J. Academic stress, supportive communication, and health. Communication Education. 2005;54(4):365–372. doi:10.1080/03634520500442236
17. Garrison D.R., Vaughan N.D. Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines. John Wiley & Sons; 2008. 272 p.
18. Dabbagh N., Kitsantas A. Personal learning environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning. The Internet and Higher Education. 2012;15(1):3–8. doi:10.1016/j.iheduc.2011.06.002
19. Rheingold H. The Virtual Community: Finding Connection in a Computerized World. Addison-Wesley Longman Publishing Co.; 1993. 325 p.
20. Rheingold H. The Virtual Community, Revised Edition: Homesteading on the Electronic Frontier. MIT Press; 2000. 448 p.
21. Ellis D., Oldridge R., Vasconcelos A. Community and virtual community. Annual Review of Information Science and Technology. 2004;38(1):145–186. doi:10.1002/aris.1440380106
22. Hew K.F. Determinants of success for online communities: an analysis of three communities in terms of members’ perceived professional development. Behaviour & Information Technology. 2009;28(5):433–445. doi:10.1080/01449290802005995
23. Armstrong A., Hagel J. The real value of online communities. In: Lesser E.L., Fontaine M.A., Slusher J.A., eds. Knowledge and Communities. Routledge; 2009:85–95. doi:10.4324/9780080509785-7
24. Zhou T. Understanding online community user participation: a social influence perspective. Internet Research. 2011;21(1):67–81. doi:10.1108/10662241111104884
25. Park S., Na E.Y., Kim E.M. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullying. Children and Youth Services Review. 2014;42:74–81. doi:10.1016/j.childyouth.2014.04.002
26. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., Boutron I., Hoffmann T.C., Mulrow C.D., et al. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. doi:10.1136/bmj.n71
27. Syzdykbayeva A.D., Abdigapbarova U.M., Aitenova E.A., Iminova Y.B., Khassanova I.U. Studying the impact of network communication culture and digital etiquette on the effectiveness of learning and professional development of students in the university’s online community: a systematic review. INPLASY protocol 202520115. INPLASY – International Platform of Registered Systematic Review and Meta-Analysis Protocols. doi:10.37766/inplasy2025.2.0115
28. Porritt K., Gomersall J., Lockwood C. JBI’s systematic reviews: study selection and critical appraisal. AJN, American Journal of Nursing. 2014;114(6):47–52. doi:10.1097/01.NAJ.0000450430.97383.64
29. Deroncele-Acosta A., Palacios-Núñez M.L., Toribio-López A. Digital transformation and technological innovation on higher education post-COVID-19. Sustainability. 2023;15(3):2466. doi:10.3390/su15032466
30. Gurianov I.O., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Modernization of higher education teachers’ professional formation as a strategy of forming their professionalism. Revista on line de Política e Gestão Educacional. 2021;25(esp.1):506–515. doi:10.22633/rpge.v25iesp.1.14987
31. Dolzhikova A., Kurilenko V., Biryukova Y., Baryshnikova E., Shcherbakova O., Glazova O. Why did they keep silent? Some peculiarities of intercultural academic communication. Intercultural Education. 2021;32(1):83–99. doi:10.1080/14675986.2020.1845043
32. Jackson L.C., Jackson A.C., Chambers D. Establishing an online community of inquiry at the Distance Education Centre, Victoria. Distance Education. 2013;34(3):353–367. doi:10.1080/01587919.2013.835774
33. Lowe D., Goldfinch T., Kadi A., Willey K., Wilkinson T. Engineering graduates professional formation: the connection between activity types and professional competencies. European Journal of Engineering Education. 2022;47(1):8–29. doi:10.1080/03043797.2021.1901074
34. Mali D., Lim H. How do students perceive face-to-face/blended learning as a result of the Covid-19 pandemic? The International Journal of Management Education. 2021;19(3):100552. doi:10.1016/j.ijme.2021.100552
35. Martin F., Wang C., Sadaf A. Student perception of helpfulness of facilitation strategies that enhance instructor presence, connectedness, engagement and learning in online courses. The Internet and Higher Education. 2020;44:100772. doi:10.1016/j.iheduc.2018.01.003
36. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online university teaching during and after the Covid-19 crisis: Refocusing teacher presence and learning activity. Postdigital Science and Education. 2020;2(3):923–945. doi:10.1007/s42438-020-00155-y
37. Bond M., Marín V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education during the COVID-19 pandemic: emergency remote teaching and beyond. Educational Technology Research and Development. 2021;69(1):201–224. doi:10.1007/s11423-020-09856-4
38. García-Peñalvo F.J., Corell A., Abella-García V., Grande-de-Prado M. Online assessment in higher education in the time of COVID-19. Education in the Knowledge Society. 2021;22:e26821. doi:10.14201/eks.25465
39. Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial Intelligence in Education: Promises and Implications for Teaching and Learning. Center for Curriculum Redesign; 2022. 281 p.
40. König J., Jäger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany. European Journal of Teacher Education. 2020;43(4):608–622. doi:10.1080/02619768.2020.1809650
41. Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge. Teachers College Record. 2021;108(6):1017–1054. doi:10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
42. Graham C.R., Borup J., Short C.R., Archambault L. K-12 Blended Teaching: A Guide to Personalized Learning and Online Integration. EdTech Books; 2019. 174 p.
43. Liu H., Zhang X. Mobile learning in higher education: a systematic review of trends and empirical research. Sustainability. 2021;13(18):13566. doi:10.3390/su151813566
44. Tondeur J., Howard S.K., Yang J. One size does not fit all: towards an adaptive model for developing pre-service teachers’ digital competencies. Computers in Human Behavior. 2020;116:106659. doi:10.1016/j.chb.2020.106659
45. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. 2020;68(5):2449–2472. doi:10.1007/s11423-020-09767-4
46. Williamson B., Eynon R., Potter J. Pandemic politics, pedagogies and practices: digital technologies and distance education during the coronavirus emergency. Learning, Media and Technology. 2020;45(2):107–114. doi:10.1080/17439884.2020.1761641
47. Manouselis N., Vuorikari R., Van Assche F. Collaborative recommendation of e-learning resources: an experimental investigation. Journal of Computer Assisted Learning. 2010;26(4):227–242. doi:10.1111/j.1365-2729.2010.00362.x
48. Goett J.A., Foote K.E. Cultivating student research and study skills in Web-based learning environments. Journal of Geography in Higher Education. 2000;24(1):92–99. doi:10.1080/03098260085162
49. Liu K.Y. A design framework for online teacher professional development communities. Asia Pacific Education Review. 2012;13:701–711. doi:10.1007/s12564-012-9230-0
50. Ou A.W., Malmström H. ‘It becomes increasingly complex to deal with multiple channels’: materialised communicative competence and digital inequality in English-medium higher education in the digital era. Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2023:1–19. doi:10.1080/01434632.2023.2172630
51. Sánchez Vera F., Tellez Infantes A., Martínez Guirao J.E., Antón Hurtado F. Development of the pre-professional identity of vocational students during their training through a program based on OER-enabled pedagogy and an online community of practice. Sustainability. 2021;14(1):356. doi:10.3390/su14010356
52. Shephard K., Brown K., Guiney T., Deaker L., Hesson G. Exploring the use of social media by community-engaged university people. Innovations in Education and Teaching International. 2019;57(6):677–687. doi:10.1080/14703297.2019.1579661
53. Samarawickrema G., Benson R., Brack C. Different spaces: staff development for Web 2.0. Australasian Journal of Educational Technology. 2010;26(1):44–49. doi:10.14742/ajet.1101
Рецензия
Для цитирования:
Сыздыкбаева А.Д., Абдигапбарова У.М., Айтенова Э.А., Иминова Ю.Б., Хасанова И.У. Роль сетевой культуры и цифрового этикета в обучении студентов: систематический обзор. Образование и наука. 2025;27(7):72-91. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-72-91
For citation:
Syzdykbayeva A.D., Abdigapbarova U.M., Aitenova E.A., Iminova Yu.D., Khassanova I.U. The role of network culture and digital etiquette in student learning: a systematic review. The Education and science journal. 2025;27(7):72-91. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-72-91