Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Психолого-педагогические барьеры одарённых школьников в олимпиадном движении

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-92-124

Texto completo:

Resumen

Введение. Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращать

Цель – выявить трудности одаренных школьников – участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию.

Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники – участники олимпиад РФ.

Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины.

Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах.

Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.

De los autores

О. Щербинина
Костромской государственный университет
Russian Federation


Н. Майорова
Костромской государственный университет
Russian Federation


И. Грушецкая
Костромской государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Богоявленская Д.Б., Пирлик Г.П. Ответ на необоснованность нового пути развития одаренности. Психологическая наука и образование. 2023;28(1):132–141. doi:10.17759/pse.2023280108

2. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности. Психологический журнал. 2019;40(2):15–26. doi:10.31857/S020595920002981-5

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989;6:29–33. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.html (дата обращения: 20.05.2025).

4. Савенков А.И. Представления о детской одаренности, как психическом явлении в современной образовательной практике. Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019;6:30. Режим доступа: https://sdo-practice.ru/journalpril/aisavenkov-predstavleniya-o-detskoj-odaryonnosti-kak-psihicheskom-yavlenii-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-praktike.html (дата обращения: 20.05.2025).

5. Черемошкина Л.В. О структуре одаренности и закономерностях ее проявления. Преподаватель XXI век. 2014;2:341–347.

6. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования). Психологический журнал. 2020;4(16):35–47. doi:10.31857/S020595920011082-6

7. Gierczyk M., Pfeiffer S.I. The impact of school environment on talent development: a retrospective view of gifted british and polish college students. Journal of Advanced Academics. 2021;32(4):567– 592. doi:10.1177/1932202X211034909

8. Sternberg R.J. A new model of giftedness for transformational active concerned citizenship and ethical leadership. Gifted Education International. 2024;40(2):166–195. doi:10.1177/02614294241246497

9. VanTassel-Baska J. Whither thou goest, gifted education? Gifted Child Today. 2024;47(2):151–155. doi:10.1177/10762175231222307

10. Kang D.Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective. Asia-Pacific Science Education. 2019;5(12). doi:10.1186/s41029-019-0045-8

11. Zhang S. Gifted education in China. Cogent Education. 2017;4(1). doi:10.1080/2331186X.2017.1364881

12. Hoffman M. Japan is hard on gifted children. Japan Today. September 14, 2022. Accessed May 20, 2025. https://japantoday.com/category/features/kuchikomi/japan-is-hard-on-gifted-children

13. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. Вопросы территориального развития. 2015;9(29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-konkursah-i-olimpiadah-kak-forma-razvitiya-odarennosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.08.2025).

14. Абдусамедов Г.А. Традиции олимпиадного движения школьников в России. Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2014;3:166–170. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21691403 (дата обращения: 20.05.2025).

15. Юртаева Т.В. Олимпиадное движение как форма работы с одаренными детьми. Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической конференции; 2021. Коломна; 2021:187–191. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48050996 (дата обращения: 20.05.2025).

16. Гулов А.П. Генезис олимпиадного движения в России. Ценности и смыслы. 2023;3(85):42–60. doi:10.24412/2071-6427-2023-3-42-60

17. Вдовина Т.О., Карасев С.А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель эффективности работы с одаренными учащимися. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018;1(13):83. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711746 (дата обращения: 20.05.2025).

18. Банзаракцаева Е.В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в вузе культуры. Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022;2(22):164–170. doi:10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156

19. Артемьева Л.Н., Яковлева Ю.В. Методологические основы психолого-педагогической олимпиады школьников. Педагогическое образование. 2022;3(8):146–151. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49620687 (дата обращения: 20.05.2025).

20. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Всероссийская олимпиада школьников: современное состояние и перспективы развития. М.: АПКиППРО; 2006. 122 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25972124 (дата обращения: 20.05.2025).

21. Berk S. Designing for the future of education requires design education. Art Education. 2016;69(6):16–20. doi:10.1080/00043125.2016.1224844

22. Xiong B. Mathematical Olympiad in China (2021–2022): Problems and Solutions (Mathematical Olympiad Series). East China Normal University Press and World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.; 2022. 432 p. Accessed May 20, 2025. https://www.amazon.com/Mathematical-Olympiad-China-2021-2022-Solutions-ebook/dp/B0D1KD6NJQ

23. Ленева Е.А. Особенности подготовки одаренных школьников Оренбургской области к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: сборник статей по материалам пятой международной научно-практической конференции; 24 марта 2023 г.; Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет; 2023:66–71. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50738110 (дата обращения: 20.05.2025).

24. Рябова С.В., Искужина Н.Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере республики Башкортостан. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2(92):45–61. doi:10.21510/1817-3292-2021-92-2-45-61

25. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет. Вопросы образования. 2022;3:213–238. doi:10.17323/1814-9545-2022-3-213-238

26. Муравьев С.Е., Скрытный В.И. Олимпиады школьников. Высшее образование в России. 2017;6:126–130. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29381647 (дата обращения: 20.05.2025).

27. Ambrose D. Interdisciplinary insights that reveal contextual influences on the development of giftedness and talent. Education Sciences. 2023;13(7):690. doi:10.3390/educsci13070690

28. Piske F., Stoltz T., Guérios E., de Camargo D., Vestena C., de Freitas S., et al. The importance of teacher training for development of gifted students’ creativity: contributions of Vygotsky. Creative Education. 2017;8:131–141. doi:10.4236/ce.2017.81011

29. Cross T.L. The psychological well-being of students with gifts and talents: from amelioration to education. Gifted Child Today. 2024;47(2):146–150. doi:10.1177/10762175231223766

30. Бойцова О.Ю., Носов Д.М., Тороп В.В. Справедливость неравенства, или кто и как побеждает на олимпиаде по обществознанию. Вопросы образования. 2019;2:199–225. doi:10.17323/1814-9545-2019-2-199-225

31. Parr J., Stevens T. Challenges of equity and discrimination in the education of gifted children. Quality education, encyclopedia of the UN sustainable development. Goals. 2020:67–78. doi:10.1007/978-3-319-69902-8_21-1

32. Bol T., Witschge J. van de Werfhorst H.G.V., Dronkers J. Curricular tracking and central examinations: counterbalancing the impact of social background on student achievement in 36 countries. Social Forces. 2014;92(4):1545–1572. doi:10.1093/sf/sou003

33. Ladewig A., Köller O., Neumann K. Persisting in physics and the physics olympiad – impact of gender identification and sense of belonging on expectancy-value outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022;38(7):1–20. doi:10.1007/s10212-022-00600-5

34. Simeon-Fayomi B.C., Cheatan B.S., Oludeyi O.S. Soft skills for young adults: circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education. 2018;6(1):99–112. doi:10.15415/iie.2018.61006

35. Fleer M. A cultural-historical critique of how engineering knowledge is constructed through research in play-based settings: what counts as evidence and what is invisible? Research in Science Education. 2022;52(2):1355–1373. doi:10.1007/s11165–021–10012-y

36. Fabio R.A., Croce A., Calabrese C. Critical thinking in ethical and neutral settings in gifted children and non-gifted children. Children. 2023;10(1):74. doi:10.3390/children10010074

37. Bildiren A., Kirişçi N., Kavruk S.Z., Yıldırım Y., Bıkmaz-Bilgen Ö., Dildeğmez B. İlkokul dönemi üstün yetenekli çocuklar için aday bildirim ölçeği (İDABÖ) geliştirme çalışması. Ankara Üniversitesi Eğitim Bilimleri Fakültesi Özel Eğitim Dergisi, Erken Görünüm. 2024;25(3):297–311. doi:10.21565/ozelegitimdergisi.1359061

38. Печеркина А.А., Борисов Г.И., Тарасов Д.А. Эмоциональное благополучие школьников: роль личностных черт и академической успешности. Образование и наука. 2025;27(2):135–158. doi:10.17853/1994-5639-2025-2-135-158


Recensión

Para cita:


Shcherbinina O.S., Mayorova N.S., Grushetskaya I.N. Psychological and pedagogical barriers faced by gifted schoolchildren in the olympiad movement. The Education and science journal. 2025;27(7):92-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-92-124

Número de consultas: 22


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)