Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Развитие субъектности студентов при взаимодействии с генеративным искусственным интеллектом: систематизация научных представлений

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-9-34

Аннотация

Введение. Учебная деятельность студентов в настоящий момент претерпевает значительные изменения в связи с активным внедрением генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс. Научное сообщество озабочено тем, что данные технологии могут выступать не только фактором снижения когнитивных способностей обучающегося, но и способствовать потере позиции субъекта учебной деятельности. В связи с этим становится актуальной разработка модели такого взаимодействия студентов с генеративным искусственным интеллектом, которое бы способствовало поддержанию и развитию у них субъектных качеств. Это позволит взять под контроль стихийно развивающееся на данный момент взаимодействие обучающихся с нейросетями и сделать данный процесс не только целенаправленным и управляемым, но и ориентированным на развитие личности обучающихся. Цель исследования – провести системный анализ научных позиций в понимании субьектности студента и его взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Реализация цели осуществлялась с применением методов: аналитический обзор литературы и системный анализ. Результаты. Установлено, что теоретическими основаниями для разработки модели развивающего взаимодействия студентов с генеративным искусственным интеллектом выступили базовые характеристики взаимодействия как междисциплинарной категории и качества субъекта, связанные с автономией, осознанностью и способностью к саморегуляции/самоорганизации деятельности. Научная новизна. Ситуация взаимодействия студента с генеративным искусственным интеллектом рассматривается не только как способ улучшения результатов обучения, но, прежде всего, как возможность развития субъектных качеств у обучающегося. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистами в области педагогики и психологии образования при разработке программ психолого-педагогического сопровождения студентов. Теоретический обзор и систематизация научной информации, посвященной проблемам определения понятий «взаимодействие» и «субъектность», также могут быть полезны при проведении психологических исследований и в преподавании психологических дисциплин.

Об авторах

Д. С. Гнедых
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Гнедых Дарья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования

ResearcherID  N-1299-2015

Санкт-Петербург



Н. В. Бордовская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Бордовская Нина Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования

ResearcherID F-8504-2015

Санкт-Петербург



Е. А. Кошкина
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Кошкина Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии гуманитарного института

ResearcherID S-5627-2016

Архангельск



С. Т. Посохова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Посохова Светлана Тимофеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии образования

 ResearcherID ААК-2334-2020

Санкт-Петербург



М. А. Хромова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Хромова Марина Анатольевна  – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования

ResearcherID E-4940-2018 

Санкт-Петербург



М. П. Исхакова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Исхакова Мария Павловна – аспирант 

ResearcherID  IUP-1903-2023

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Смысл; 2017. 375 с. Режим доступа: https://lyl.su/azMe (дата обращения: 05.01.2025).

2. VanDeventer S.S., White J.A. Expert behavior in children’s video game play. Simulation & Gaming. 2002;33(1):28–48. doi:10.1177/1046878102033001002

3. Tarpley T. Children, the Internet, and other new technologies. In: Singer D., Singer J., eds. Handbook of Children and the Media. Thousands Oaks (CA): Sage Publications; 2001:547–556. Accessed January 14, 2025. https://archive.org/details/isbn_9780761919544

4. Rosen L.D., Lim A.F., Felt J., Carrier L.M., Cheever N.A., Lara-Ruiz J.M. Media and technology use predicts ill-being among children, preteens and teenagers independent of the negative health impacts of exercise and eating habits. Computers in Human Behavior. 2014;35:364–375. doi:10.1016/j.chb.2014.01.036

5. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education. 2023;21(2):100790. doi:10.1016/j.ijme.2023.100790

6. Razmerita L. Human-AI collaboration: a student-centered perspective of generative AI use in higher education. In: Proceedings of the 23rd European Conference on e-Learning – ECEL 2024. 2024:320– 329. doi:10.34190/ecel.23.1.3008

7. Erciyas Ş.K., Ekrem E.C., Edis E.K. Relationship between individual innovativeness levels and attitudes toward artificial intelligence among nursing and midwifery students. CIN: Computers, Informatics, Nursing. 2024;42(11):802–808. doi:10.1097/CIN.0000000000001170

8. Salem G.M.M., El-Gazar H.E., Mahdy A.Ya., Alharbi T.A.F., Zoromba M.A. Nursing students’ personality traits and their attitude toward artificial intelligence: a multicenter cross-sectional study. Journal of Nursing Management. 2024;1:1–10. doi:10.1155/2024/6992824

9. Rodríguez-Ruiz J., Marín-López I., Espejo-Siles R. Is artificial intelligence use related to self-control, self-esteem and self-efficacy among university students? Education and Information Technologies. 2025;30(2):2507–2524. doi:10.1007/s10639-024-12906-6

10. Jun H., Wenhao Ya., Ali N., Khan A.B. The model of improving college students’ critical thinking ability based on artificial intelligence. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2024;14(6):478–492. doi:10.6007/IJARBSS/v14-i6/21686

11. Rusandi M.A., Ahman, Saripah I., Khairun D.Y., Mutmainnah. No worries with ChatGPT: building bridges between AI and education with critical thinking soft skills. Journal of Public Health. 2023;45(3):602–603. doi:10.1093/pubmed/fdad049

12. Qawqzeh Y. Exploring the influence of student interaction with ChatGPT on critical thinking, problem solving, and creativity. International Journal of Information and Education Technology. 2024;14(4):596–601. doi:10.18178/ijiet.2024.14.4.2082

13. Baidoo-Anu D., Owusu Ansah L. Education in the era of generative artificial intelligence (AI): understanding the potential benefits of ChatGPT in promoting teaching and learning. Journal of AI. 2023;7(1):52–62. doi:10.61969/jai.1337500

14. Klos M.C., Escoredo M., Joerin A., Lemos V.N., Rauws M., Bunge E.L. Artificial intelligence-based chatbot for anxiety and depression in university students: pilot randomized controlled trial. JMIR Formative Research. 2020;5(8):1–28. doi:10.2196/20678

15. Liu J. ChatGPT: perspectives from human–computer interaction and psychology. Frontiers of Artificial Intelligence. 2024;7. Accessed June 1, 2025. https://www.frontiersin.org/journals/artificial-intelligence/articles/10.3389/frai.2024.1418869/full

16. Lai T., Xie C., Ruan M., Wang Z., Lu H., Fu S. Influence of artificial intelligence in education on adolescents’ social adaptability: the mediatory role of social support. PLoS ONE. 2023;18(3):e0283170. doi:10.1371/journal.pone.0283170

17. Tamimi J., Addichane E., Alaoui S.M. Evaluating the effects of artificial intelligence homework assistance tools on high school students’ academic performance and personal development. Arab World English Journal. 2024;10:36–42. doi:10.24093/awej/call10.3

18. Bozkurt A., Xiao J., Farrow R., Bai J.Y.H., Nerantzi C., Mooreet S., et al. The manifesto for teaching and learning in a time of generative AI: a critical collective stance to better navigate the future. Open Praxis. 2024;16(4):487–513. doi:10.55982/openpraxis.16.4.777

19. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования». Психология развития. 2014;3(3):214–224. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekopsihologicheskie-predposylki-izucheniya-psihicheskoy-aktivnosti?ysclid=mex6xnnte8752145026 (дата обращения: 25.03.2025).

20. Старцев М.В. Категория «Взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007;1(11):49–61. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15016526&ysclid=mex703rg90613502602 (дата обращения: 27.03.2025).

21. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд. УрГПУ; 2013. 203 с. Режим доступа: https://lyl.su/dlS5 (дата обращения: 27.03.2025).

22. Басов О.О., Карпов А.А., Саитов И.А. Методологические основы синтеза полимодальных инфокоммуникационных систем государственного управления: монография. Орёл: Академия ФСО РФ; 2015. 271 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23701220&ysclid=mex75j6xsv413944579 (дата обращения: 14.03.2025).

23. Стешина Л.А., Петухов И.В. Концепция человеко-ориентированного проектирования сложных технических систем. Современные наукоемкие технологии. 2023;7:92–96. doi:10.17513/snt.39700

24. Минитаева А.М. Организация человеко-машинного интерфейса с учетом интеллектуализации взаимодействия человека и вычислительного комплекса. Программные продукты и системы. 2013;3:104–107. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-cheloveko-mashinnogo-interfeysa-s-uchetom-intellektualizatsii-vzaimodeystviya-cheloveka-i-vychislitelnogo-kompleksa?ysclid=mex7a930ng911889201 (дата обращения: 02.04.2025).

25. Карпов А.А., Юсупов Р.М. Многомодальные интерфейсы человеко-машинного взаимодействия. Вестник Российской академии наук. 2018;88(2):146–155. doi:10.7868/S0869587318020056

26. Wilson J., Daugherty P.R. Collaborative intelligence: humans and AI are joining forces. Harvard Business Review. 2018;96(4):114–123. Accessed April 05, 2025. https://www.iveypublishing.ca/s/product/collaborative-intelligence-humans-and-ai-are-joining-forces/01t5c00000Cwo5gAAB

27. Dave D.M., Mandvikar S. Augmented intelligence: human-AI collaboration in the era of digital transformation. International Journal of Engineering Applied Sciences and Technology. 2023;8(6):24– 33. doi:10.33564/IJEAST.2023.v08i06.003

28. Ji H., Han I., Ko Y. A systematic review of conversational AI in language education: focusing on the collaboration with human teachers. Journal of Research on Technology in Education. 2023;55(1):48– 63. doi:10.1080/15391523.2022.2142873

29. Sharma A., Lin I.W., Miner A.S., Atkins D.C., Althoff T. Human-AI collaboration enables more empathic conversations in text-based peer-to-peer mental health support. Nature Machine Intelligence. 2023;5(1):46–57. doi:10.1038/s42256-022-00593-2

30. Ifenthaler D., Schumacher C. Reciprocal issues of artificial and human intelligence in education. Journal of Research on Technology in Education. 2023;55(1):1–6. doi:10.1080/15391523.2022.2154511

31. Jiang T., Sun Z., Fu S., Lv. Y. Human-AI interaction research agenda: a user-centered perspective. Data and Information Management. 2024;8(4):100078. doi:10.1016/j.dim.2024.100078

32. Lindgren H. Emerging roles and relationships among humans and interactive AI systems. International Journal of Human-Computer Interaction. 2024;41(17):10595–10617. doi:10.1080/10447318.2024.2435693

33. Kim J., Lee H., Cho Y.H. Learning design to support student-AI collaboration: perspectives of leading teachers for AI in education. Education and Information Technologies. 2022;27:6069–6104. doi:10.1007/s10639-021-10831-6

34. Yan W., Nakajima T., Sawada R. Benefits and challenges of collaboration between students and conversational generative artificial intelligence in programming learning: an empirical case study. Education Sciences. 2024;14(4):433. doi:10.3390/educsci14040433

35. Atchley P., Pannell H., Wofford K., Hopkins M., Atchley R.A. Human and AI collaboration in the higher education environment: opportunities and concerns. Cognitive Research: Principles and Implications. 2024;9:20–31. doi:10.1186/s41235-024-00547-9

36. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии. Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2015;2:47–53. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-subekt-i-subektnost-v-zarubezhnoy-psihologii?ysclid=mex7mmb8jn513507085 (дата обращения: 06.05.2025).

37. Dattathrani S., De’ R. The concept of agency in the era of artificial intelligence: dimensions and degrees. Information Systems Frontiers. 2023;25(1):29–54. doi:10.1007/s10796-022-10336-8

38. Madary M. The illusion of agency in human – computer interaction. Neuroethics. 2022;15(1):16. doi:10.1007/s12152-022-09491-1

39. Хисамбеев Ш.Р. Проблема субъектности в философии и психологии. Психологические исследования. 2015;8(39):6–15. doi:10.54359/ps.v8i39.569

40. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл. В книге: Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. Москва: ПЕР СЭ; 2002:310–329. Режим доступа: https://elibrary.ru/sijfhr?ysclid=mex80ohohe501303740 (дата обращения: 14.05.2025).

41. Сергиенко Е.А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. Москва: Институт психологии РАН; 2021. 393 с. doi:10.38098/mng_21_0435

42. Павлова Н.С. Исследование субъектных и личностных характеристик в русле системносубъектного подхода. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023;13(4):462–474. doi:10.21638/spbu16.2023.402

43. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. В книге: Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Психология индивидуального и группового субъекта. Москва: ПЕР СЭ; 2002:34–51. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21780135&pff=1 (дата обращения: 14.05.2025).

44. Лепский В.Е. Искусственный интеллект в субъектных парадигмах управления. Философские науки. 2021;64(1): 88–101. doi:10.30727/0235-1188-2021-64-1-88-101

45. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности. Эпистемология и философия науки. 2010;15(3):136–173. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-daet-psihologii-ponyatie-subekta-subektnost-kak-izmerenie-lichnosti?ysclid=mex8410egl277776735 (дата обращения: 09.05.2025).

46. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии. В книге: Сайко Э.В. Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. Москва: Воронеж; 2001:36–53.

47. Лодде О.А. Основные положения субъектно-деятельностного подхода в рамках исследования адаптивности личности. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019;8(4А):175–181. doi:10.34670/AR.2019.44.4.021

48. Брушлинский А.В. О критериях субъекта. В книге: Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. Москва: ПЕР СЭ; 2002:9–33. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21739451&pff=1&ysclid=mex8aw5cez581025330 (дата обращения: 14.05.2025).

49. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал. 2011;32(1):120–132. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16283464&ysclid=mex8d20vtg77546801 (дата обращения: 21.05.2025).

50. Кузнецова М.Д. Перспективы разработки малопараметрических моделей субъектности в психологии. В книге: Болотова А.К. Перспективные направления психологической науки. Вып. 2. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики; 2012:204–230. Режим доступа: https://lyl.su/3lOX (дата обращения: 29.04.2025).

51. Inden R. Imagining India. C. Hurst & Co. Publishers; 2000. 298 p. Accessed February 03, 2025. https://archive.org/details/imaginingindia0000inde/page/n7/mode/2up

52. Bandura A. Toward a psychology of human agency. Perspectives on Psychological Science. 2006;1(2):164–180. doi:10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x

53. Сорокин П.С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития. Социологические исследования. 2023;3:103–114. doi:10.31857/S013216250022927-2

54. Сорокин П.С., Корешникова Ю.Н. и др. Самостоятельность и проактивное поведение. Москва: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; 2022. 383 с. Режим доступа: https://lyl.su/qnTd (дата обращения: 02.04.2025).

55. Klemencic M. From student engagement to student agency: conceptual considerations of European policies on student-centered learning in higher education. Higher Education Policy. 2017;30:69–85. doi:10.1057/s41307-016-0034-4

56. Sutterlüty F., Tisdall E. K. M. Agency, autonomy and self-determination: questioning key concepts of childhood studies. Global Studies of Childhood. 2019;9(3):183–187. doi:10.1177/2043610619860992


Рецензия

Для цитирования:


Гнедых Д.С., Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Посохова С.Т., Хромова М.А., Исхакова М.П. Развитие субъектности студентов при взаимодействии с генеративным искусственным интеллектом: систематизация научных представлений. Образование и наука. 2025;27(8):9-34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-9-34

For citation:


Gnedykh D.S., Bordovskaia N.V., Koshkina E.A., Posokhova S.T., Khromova M.A., Iskhakova M.P. Development of students’ subjectivity through interaction with generative artificial intelligence: a systematic review of scientific concepts. The Education and science journal. 2025;27(8):9-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-9-34

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)