Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Инновационная модель совершенствования научно-исследовательской работы студентов вузов Республики Казахстан в контексте приоритетов технологического суверенитета

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-35-61

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения задач технологического развития, которые определены в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2024 года № 103-VIII ЗРК «О науке и технологической политике». Целью статьи является разработка инновационной модели совершенствования научно-исследовательской работы студентов вузов Республики Казахстан на основе анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта организации научных исследований в контексте достижения технологического суверенитета. Методология, методы и методики. В проведенном исследовании применялись теоретические (анализ нормативных актов, литературы по проблеме исследования; обобщение представлений о факторах активизации НИРС, сравнение моделей организации научно-исследовательской работы студентов) и эмпирические (наблюдение, анкетирование) методы, метод Делфи. Респондентами выступили 2 370 студентов, обучающиеся по различным образовательным программам, 1 458 преподавателей и 351 эксперт из 9 ведущих вузов Республики Казахстан. Обработка и анализ полученных данных проводился с использованием пакета SPSS. Усилить выводы о достоверности полученных в комплексном исследовании результатов позволила официальная среднестатистическая оценка данных в Республике Казахстан. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности комплексного сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов вузов в условиях цифровой трансформации образования. Установлено, что результативность студенческой науки в значительной степени определяется сочетанием институциональных механизмов, цифровых инструментов, уровня методологической подготовки и роли преподавателя-наставника. Обоснована целесообразность включения научно-исследовательской работы студентов в стратегические и образовательные контуры вуза. Разработана и апробирована инновационная модель, направленная на повышение уровня мотивации, исследовательской самостоятельности и вовлеченности студентов. Подтверждена взаимосвязь между степенью развития цифровой и организационной инфраструктуры научно-исследовательской работы студентов и формированием устойчивой исследовательской идентичности обучающихся. Практическая значимость. Инновационная модель может быть использована как инструмент стратегического и операционного управления в университетах разного профиля.

Об авторах

В. Н. Головачёва
Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова
Казахстан

Головачёва Виктория Николаевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры информационно-вычислительных систем

Караганда



А. В. Баширов
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Баширов Александр Витальевич – кандидат технических наук, руководитель лаборатории инновационных и научно-образовательных технологий

Караганда



Т. А. Ханов
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Ханов Талгат Ахматзиевич – доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института экономических и правовых исследований

Караганда



С. Б. Глазунова
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Глазунова Светлана Борисовна – магистр экономических наук, директор Департамента стратегического развития

Караганда



Список литературы

1. Баширов А.В., Головачёва В.Н., Накипова Г.Е., Ханов Т.А. Особенности осуществления научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗах Республики Казахстан. Труды университета. 2023;3(92):378–393. doi:10.52209/1609-1825_2023_387

2. Кочемасова Л.А. Теоретические предпосылки активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента. Современные проблемы науки и образования. 2015;6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23108 (дата обращения: 15.02.2025).

3. Арсентьева М.В. Особенности научно-исследовательской работы студентов младших курсов обучения. Известия Тульского государственного университета. 2017;11-2:208–210. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-mladshih-kursov-obucheniya?ysclid=m7vpq4kqo5161749937 (дата обращения: 16.02.2025).

4. Веденеева Г.И., Бакланов И.О. О подходах к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Современные проблемы науки и образования. 2017;6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27118 (дата обращения: 14.04.2025).

5. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Системный подход и его роль в научном исследовании. Психология и педагогика служебной деятельности. 2023;1:158–161. doi:10.24412/2658-638Х-2023-1-158-161

6. Мордовская А.В. Компетентностный подход к организации научно-исследовательской работы бакалавров. Наука, образование, технологии. 2012;2:14–19. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-podgotovki-bakalavrov?ysclid=m9h761fseq75347655 (дата обращения: 14.04.2025).

7. Большакова О.Н. Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Высшее образование сегодня. 2014;10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-sistemy-podgotovki-studentov-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.02.2025).

8. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Алексеев В.П. Инновационные подходы к организации научно-исследовательской деятельности университета. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015;4:16–20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-universiteta?ysclid=m7vqi5tkx041487462 (дата обращения: 22.02.2025).

9. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;5-2:167–170. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 25.02.2025).

10. Иванова И.В., Лукьянова О.Г. Менторство и наставничество – тренды развития научно-исследовательской деятельности студентов. Профильная школа. 2023;1(5):20–26. Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/71360/view (дата обращения: 25.02.2025).

11. Комарова И.В. Новые подходы к организации научно-исследовательской работы студентов. Научный потенциал. 2022;1(36):71–74. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=qfciqq&ysclid=m76ag6n6x4222173714 (дата обращения: 25.02.2025).

12. Коротков С.Г. Модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга. Вестник Марийского государственного университета. 2021;15(1):44–51. doi:10.30914/2072-6783-2021-15-1-44-52

13. Данилова И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дис. ... канд. пед. н. Москва; 2010. 172 с.

14. Абраухова В.В., Зимовец А.С., Гетаова Н.Р., Хвостов А.Г. Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе вуза. Гуманитарные науки. 2024;2:42–48. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza?ysclid=m7vq6rmmdi55371592 (дата обращения: 17.02.2025).

15. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Высшее образование в России. 2017;10(216):75–82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze?ysclid=m7vp0nvd7644787127 (дата обращения: 15.02.2025).

16. Майдангалиева Ж.А., Идрисов С.Н., Кузембаева Г.А., Ташмухамбетов Б.Т. Внедрение модели менторства молодых ученых (в начале их научной карьеры) региональных ВУЗОВ Республики Казахстан для раскрытия научного потенциала. Вестник Атырауского университета имени Х. Досмухамедова. 2024;2(73):75–85. doi:10.47649/vau.2024.v.73.i2.07

17. Головачёва В.Н., Баширов А.В., Накипова Г.Н., Ханов Т.А. Исследование факторов активизации научно-исследовательской работы студентов с использованием процесса итеративной экспертизы. Образование и наука. 2024;26(7):44–69. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-44-69

18. Ahmad Z., Al-Thani N.J. Undergraduate research experience models: a systematic review of the literature from 2011 to 2021. International Journal of Educational Research. 2022;114:101996. doi:10.1016/j.ijer.2022.101996

19. Mieg H.A., Odebiyi F., Haberstroh S. Toward an undergraduate research network in Europe and beyond. Scholarship and Practice of Undergraduate Research. 2024;7(3):34–40. doi:10.18833/spur/7/3/2

20. Пак Сон Хён, Ким Кван Ки, Ли Кён Хва. Нейрообразовательное исследование развития творческой обучающей программы и ее эффекта. Procedia – Социальные и поведенческие науки. 2015;186:1–8.

21. Cain L., Goldring J., Westall A. Seeing behind the curtain: reverse mentoring within the higher education landscape. Teaching in Higher Education. 2022;29(5):1267–1282. doi:10.1080/13562517.2022.2129963

22. Bowman N.A., Holmes J.M. Getting off to a good start? First-year undergraduate research experiences and student outcomes. Higher Education. 2018;76:17–33. Accessed February 15, 2025. https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-017-0191-4

23. Xerri M.J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: a social support perspective. Higher Education. 2018;75:589–605. Accessed February 18, 2025. https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-017-0162-9

24. Kahu E.R., Nelson K. Student engagement in the educational interface: understanding the mechanisms of student success. Higher Education Research & Development. 2018;37(1):58–71. doi:10.1080/07294360.2017.1344197

25. Lardy L., Bressoux Pr.P., Clercq M.D. Achievement of first-year students at the university: a multilevel analysis of the role of background diversity and student engagement. European Journal of Psychology of Education. 2022;37:949–969. Accessed February 15, 2025. https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-021-00570-0

26. Yang Da. The design and implementation of scientific research management system in university. Proceedings of the 6th International Conference on Mechatronics, Computer and Education Informationization. 2016;130:756–759. doi:10.2991/mcei-16.2016.157

27. Atkins K., Dougan B.M., Dromgold-Sermen M.S., et al. “Looking at myself in the future”: how mentoring shapes scientific identity for STEM students from underrepresented groups. International Journal of STEM Education. 2020;7:42. Accessed February 18, 2025. https://stemeducationjournal. springeropen.com/articles/10.1186/s40594-020-00242-3

28. Bowden J.L.-H., Tickle L., Naumann K. The four pillars of tertiary student engagement and success: a holistic measurement approach. Studies in Higher Education. 2021;46(6):1207–1224. doi:10.1080/03075079.2019.1672647

29. Trolian T.L., Jach E.A., Archibald G.C. Shaping students’ career attitudes toward professional success: examining the role of student faculty. Interactions Innovative Higher Education. 2021;46:111– 131. Accessed February 18, 2025. https://link.springer.com/article/10.1007/s10755-020-09529-3

30. Stewart M., Stott T., Nuttall A.-M. Study goals and procrastination tendencies at different stages of the undergraduate degree. Studies in Higher Education. 2016;41(11):2028–2043. doi:10.1080/03075079.2015.1005590

31. Guo J.-P., Yang L.-Y., Zhang J., Gan Y.-J. Academic self-concept, perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes of university students: relationships and causal ordering. Higher Education. 2022;83:809–828. Accessed February 25, 2025. https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-021-00705-8

32. Smyth L., Davila F., Sloan T., et al. How science really works the student experience of researched education. Higher Education. 2016;72:191–207. doi:10.1007/s10734-015-9945-z

33. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology. 2020;61:101860. doi:10.1016/j.cedpsych.2020.101860

34. Ferrer J., Ringer A., Saville K., Parris M.A., Kash K. Students’ motivation and engagement in higher education: the importance of attitude to online learning. Higher Education. 2022;83:317–338. doi:10.1007/s10734-020-00657-5

35. Morales D.X., Grineski S.E., Collins T.W. Faculty motivation to mentor students through undergraduate research programs: a study of enabling and constraining factors. Research in Higher Education. 2017;58(5):520–544. Accessed April 14, 2025. https://eric.ed.gov/?id=EJ1147421

36. Ommering B.W.C., Wijnen-Meijer M., Dolmans D.H.J.M., Dekker F.W., van Blankenstein F.M. Promoting positive perceptions of and motivation for research among undergraduate medical students to stimulate future research involvement: a grounded theory study. BMC Medical Education. 2020;20:204. doi:10.1186/s12909-020-02112-6

37. Linn M.C., Palmer E., Baranger A., Gerard E., Stone E. Undergraduate research experiences: impacts and opportunities. Science. 2015;347(6222):1261757. doi:10.1126/science.1261757

38. Adams S.K. Empowering and motivating undergraduate students through the process of developing publishable research. Frontiers in Psychology. 2019;10:2415. Accessed April 14, 2025. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC6509154/

39. Shapiro C., Moberg-Parker J., Tangalos G., Lewis-Fitzgerald M., Sanders E.R. Comparing the impact of course-based and apprentice-based research experiences in an undergraduate lab curriculum. Journal of Microbiology & Biology Education. 2015;16(2):50–61. doi:10.1128/jmbe.v16i2.1045

40. Байдарова А.У., Эльсиева Ш.С.-Т. Использование средств информационных технологий при организации научно-исследовательской работы студентов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. doi:10.36871/ek.up.p.r.2024.12.05.021

41. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Эффективность использования информационных ресурсов и технологии в научно-исследовательской работе студентов. Бюллетень науки и практики. 2017;2(15):310–313. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28320228&ysclid=m9n14dvuy857675384 (дата обращения: 14.04.2025).

42. Юрмазова Т.А., Шахова Н.Б., Мирошниченко Ю.Ю. Исследовательская компетентность преподавателя как фактор успешной организации НИРС. Современные проблемы науки и образования. 2012;5. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7125 (дата обращения: 28.02.2025).

43. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Меры поддержки исследовательской работы студентов и научного наставничества в российских вузах. Высшее образование в России. 2024;33(10):60–82. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-10-60-82

44. Griffioen D.M.E. Differences in students’ experiences of research involvement: study years and disciplines compared. Further and Higher Education. 2019;44(4):454–466. doi:10.1080/0309877X.2019.1579894


Рецензия

Для цитирования:


Головачёва В.Н., Баширов А.В., Ханов Т.А., Глазунова С.Б. Инновационная модель совершенствования научно-исследовательской работы студентов вузов Республики Казахстан в контексте приоритетов технологического суверенитета. Образование и наука. 2025;27(8):35-61. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-35-61

For citation:


Golovachyova V.N., Bashirov A.V., Khanov T.A., Glazunova S.B. The innovative model for enhancing the research work of university students in the Republic of Kazakhstan within the context of technological sovereignty priorities. The Education and science journal. 2025;27(8):35-61. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-35-61

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)