Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Хореография как фактор адаптации студентов-первокурсников в университетской среде

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2026-8599

Аннотация

Введение. Адаптационный период, сопряженный с переходом к обучению в высшем учебном заведении, характеризуется значительным увеличением психоэмоционального напряжения у студентов. Данное обстоятельство актуализирует задачу поиска и внедрения эффективных средств, способствующих успешной адаптации. Целью исследования является оценка влияния 45-недельной танцевальной интервенции на соматический статус, психофизиологические показатели и академические результаты студентов первого курса. Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 236 студентов-первокурсников. Для оценки эффективности интервенции применялся комплексный диагностический инструментарий, включавший соматические, психофизиологические и академические показатели. Для проверки статистических гипотез применялись t-критерий Стьюдента для сравнения средних значений в зависимых и независимых выборках, а также корреляционный анализ (коэффициент Пирсона) для выявления взаимосвязей между изучаемыми параметрами. Результаты. У испытуемых зафиксирована статистически значимая положительная динамика в снижении уровня стресса, результаты академической успеваемости свидетельствуют о положительном влиянии примененной интервенции на когнитивные функции студентов. Научная новизна. Впервые получены данные, подтверждающие, что структурированная танцевальная программа может рассматриваться как эффективный фактор, способствующий когнитивной и психоэмоциональной адаптации студентов. Практическая значимость работы определяется возможностью прямого внедрения разработанной 45-недельной модели в систему университетского физического воспитания, что обуславливает ее ценность для практики высшей школы.

Об авторах

Ж. Т. Муканбетова
Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова
Казахстан

Муканбетова Жанар Тулегеновна – магистр наук (образование), старший преподаватель факультета культуры и искусства

Уральск



Ш. Т. Габдрахманова
Назарбаев Интеллектуальные школы
Казахстан

Габдрахманова Шынар Тулегеновна – кандидат педагогических наук, учитель кафедры педагогики и психологии

Уральск



А. Т. Жансейтов
Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Карагандинской области; Карагандинский Медицинский университет
Казахстан

Жансейтов Азамат Толешович – магистр наук (развитие экономики и политики), доцент, начальник Управления разработки и реализации образовательных программ; заместитель декана Международного медицинского факультета

Караганда



Список литературы

1. Sanderson P. Age and gender issues in adolescent attitudes to dance. European Physical Education Review. 2001;7(2):117–136. doi:10.1177/1356336X010072002

2. Adshead J., Hodgens P., Briginshaw V., Huxley M. Dance Analysis: Theory and Practice. Athens: Pasxalidis Publications; 2007. 212 p.

3. Khromina S.I., Malyarchuk N.N. Ideas of Vygotsky L. S. as a methodological basis for inclusion of physical educational environment. Inkljuzija v obrazovanii = Inclusion in Education. 2017;1:7–12. (In Russ.) Accessed December 21, 2024. https://www.tisbi.ru/files/prod/home/nauka/gurnal-inklyuziya-v-obrazovanii/eaed5c91fb2203c3cdd97feb4b5cdcf4.pdf

4. Lykesas G., Chatzopoulos D., Νeratzoula V., Nikolaki E., Douka S., Bakirtzoglou P. Reviewing available online publications on the effect of dance on the physical and mental health of children and adolescents. Central European Journal of Sport Sciences and Medicine. 2022;39:17–26. doi:10.18276/cej.2022.3-02

5. Tao D., Gao Y., Cole A., Baker J.S., Gu Y., Supriya R., et al. The physiological and psychological benefits of dance and its effects on children and adolescents: a systematic review. Frontiers in Physiology. 2022;13:925958. doi:10.3389/fphys.2022.925958

6. Gao X., Cao S. Teaching reform and innovation of sports dance in colleges and universities. Frontiers in Sport Research. 2021;3(5):1–6.

7. Koch S.C., Riege R.F., Tisborn K., Biondo J., Martin L., Beelmann A. Effects of dance movement therapy and dance on health-related psychological outcomes: a meta-analysis update. Frontiers in Psychology. 2019;10:1806. doi:10.3389/fpsyg.2019.01806

8. Marich J., Howell T. Dancing mindfulness: a phenomenological investigation of the emerging practice. Explore. 2015;11(5):346–356. doi:10.1016/j.explore.2015.06.008

9. Dos Santos G.C., do Nascimento Queiroz J., Reischak-Oliveira A., Rodrigues-Krause J. Effects of dancing on physical activity levels of children and adolescents: a systematic review. Complementary Therapies in Medicine. 2019;56:102586. doi:10.1016/j.ctim.2020.102586

10. Sil P. Effect of aerobic dance with music on selected health-related fitness parameters among adolescent school girls. International Journal of Yoga, Physiotherapy and Physical Education. 2018;3(1):1–5.

11. May T., Chan E.S., Lindor E., McGinley J., Skouteris H., Austin D., et al. Physical, cognitive, psychological and social effects of dance in children with disabilities: systematic review and meta-analysis. Disability and Rehabilitation. 2021;43(1):13–26. doi:10.1080/09638288.2019.1615137

12. Gilbert A.G. Creative Dance for all Ages. 2nd ed. Champaign, IL: Human Kinetics; 2015. 376 p.

13. Carballo-Fazanes A., Rico-Díaz J., Barcala-Furelos R., Rey E., Rodríguez-Fernández J. E., Varela-Casal C., et al. Physical activity habits and determinants, sedentary behaviour and lifestyle in university students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(9):3272. doi:10.3390/ijerph17093272

14. Popa D.A.T. Communication through dance–therapeutic method in working with young people. Acta Universitatis Danubius. Communicatio. 2021;15(2):15–30.

15. Morejón J.L. Dance improvisation research: embodied self-esteem and self-confidence through glass art. Research in Dance Education. 2021;22(2):174–189. doi:10.1080/14647893.2020.1800732

16. West B.T., Welch K.B., Galecki A.T. Linear Mixed Models: A Practical Guide Using Statistical Software. 3rd ed. Chapman and Hall/CRC; 2022. 490 p. doi:10.1201/9781003181064

17. Douse L., Farrer R., Aujla I. The impact of an intergenerational dance project on older adults’ social and emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2020;11:561126. doi:10.3389/fpsyg.2020.561126

18. Arman N., Turkmen E. Effect of dance therapy course practice on academic motivation, anxiety, dance-related self-efficiency, stress, and autonomous learning in physiotherapy students. Archives of Health Science and Research. 2021;8(2):124–130. doi:10.5152/archealthscires.2021.20120

19. Kong S. Analysis on the positive effect of dance on alleviating patience with depression. Psychiatria Danubina. 2022;34(Suppl.2):726–731. Accessed December 21, 2024. https://hrcak.srce.hr/file/409171

20. Skivington K., Matthews L., Simpson S.A., Craig P., Baird J., Blazeby J.M., et al. A new framework for developing and evaluating complex interventions: update of Medical Research Council guidance. BMJ. 2021;374:n2061. doi:10.1136/bmj.n2061

21. Fong Yan A., Nicholson L.L., Ward R.E., Hiller C.E., Dovey K., Parker H.M., et al. The effectiveness of dance interventions on psychological and cognitive health outcomes compared with other forms of physical activity: a systematic review with meta-analysis. Sports Medicine. 2024;54:1179–1205. doi:10.1007/s40279-023-01990-2

22. Cao C.H., Liao X.L., Jiang X.Y., Li X.-D., Chen I.-H., Lin C.-Y. Psychometric evaluation of the depression, anxiety, and stress scale-21 (DASS-21) among Chinese primary and middle school teachers. BMC Psychology. 2023;11:209. doi:10.1186/s40359-023-01242-y

23. Rugh R., Humphries A., Tasnim N., Basso J.C. Healing minds, moving bodies: measuring the mental health effects of online dance during the COVID-19 pandemic. Research in Dance Education. 2022;25(2):137–157. doi:10.1080/14647893.2022.2078297

24. Yang P. Practical analysis of sports dance teaching in colleges and universities. In: 2019 4th International Conference on Social Sciences and Economic Development (ICSSED 2019). Atlantis Press; 2019:201–204. doi:10.2991/icsse-19.2019.55

25. Zhang L. The problems and solutions of dance education in universities. Open Journal of Social Sciences. 2019;7(05):240–249. doi:10.4236/jss.2019.75019

26. Zhou L. Innovative exploration of dance teaching with students as the main body in dance teaching in colleges and universities. In: 2018 4th International Conference on Education Technology, Management and Humanities Science (ETMHS 2018). Atlantis Press; 2018:43–46. doi:10.2991/etmhs-18.2018.11

27. Zimmer C., McDonough M.H., Hewson J., Toohey A.M., Din C., Crocker P.R., et al. Social support among older adults in group physical activity programs. Journal of Applied Sport Psychology. 2022;35(3):1–22.

28. Wang J., Jia D., Fan Y. Analysis of the integration of multimedia technology and dance teaching in colleges and universities. In: International Conference on Innovative Computing. Singapore: Springer Nature Singapore; 2023:657–665. doi:10.1007/978-3-030-73429-3_59

29. Wang Y., Zheng G. Application of artificial intelligence in college dance teaching and its performance analysis. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020;15(16):178–190. doi:10.3991/ijet.v15i16.15495

30. Smith L., Disler R., Watson K. Physical activity and dietary habits of first-year nursing students: an Australian dual-method study. Collegian. 2020;27(5):535–541. doi:10.1016/j.colegn.2020.06.007

31. Jian Z. Practice the training concept of applied talents, and discuss the optimization of dance teaching in colleges and universities. Journal of Frontiers in Art Research. 2021;1(2):77–80.


Рецензия

Для цитирования:


Муканбетова Ж.Т., Габдрахманова Ш.Т., Жансейтов А.Т. Хореография как фактор адаптации студентов-первокурсников в университетской среде. Образование и наука. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2026-8599

For citation:


Mukanbetova Zh.T., Gabdrakhmanova Sh.T., Zhanseitov A.T. Choreography as a factor in the adaptation of first-year students to the university environment. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2026-8599

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)