Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Феномен профессионального выгорания педагогов: сущность и проявления

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-65-91

Аннотация

Введение. Один из инструментов повышения качества образования –совершенствование кадровой политики. Профессиональная деятельность педагога постоянно связана с высоким эмоциональным напряжением, что выступает предиктором профессионального выгорания. Учитывая факт дефицита учителей, педагогических работников и руководителей школ в стране, актуальной становится проблема сохранения имеющихся кадров, создание благоприятной профессиональной атмосферы для труда и профессионального роста, выявление факторов риска и предотвращение развития профессионального выгорания и профессиональной деформации. Важно своевременно диагностировать эмоциональное и профессиональное выгорание с целью реализации программ профилактики среди педагогических сотрудников и недопущения развития профессиональной деформации. Цель исследования заключалась в выявлении факторов риска и оценке уровня профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ. Материалы, методы и методики. Авторы провели исследование, используя специально разработанную анкету, включающую сокращенную версию опросника Maslach Burnout Inventory в русскоязычной адаптации Н. Е. Водопьяновой и вопросы, оценивающие профессиональную деятельность учителей для определения факторов профессионального выгорания. В исследовании приняло участие 1 863 респондента. Изучалась распространенность и выраженность профессионального выгорания среди учителей (n = 1863), а также организационные компоненты профессионального выгорания по классам, должностям, подразделениям и опыту работы. Результаты. Проведенное исследование показало, что 67,2 % педагогов общеобразовательных организаций, принявших участие в исследовании подвержены профессиональному выгоранию. Научная новизна исследования заключается в выявлении факторов риска профессионального выгорания педагогов современных школ, функционирующих в новых социально-экономических условиях и определении основных направлений профилактики профессионального выгорания педагогов. Практическая значимость исследования заключается в детальном изучении реальной картины уровня профессионального выгорания на примере одного из регионов Российской Федерации и проведении аудита профессионального выгорания с целью дальнейшей разработки мер по его предотвращению среди педагогов.

Об авторах

М. Э. Паатова
Адыгейский государственный университет
Россия

Паатова Мария Эдуардовна – доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной работы и туризма,

Майкоп.



А. К. Берсирова
Адыгейский государственный университет
Россия

Берсирова Ася Казбековна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии,

Майкоп.



Е. Ю. Шебанец
Адыгейский государственный университет
Россия

Шебанец Елена Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии,

Майкоп.



О. С. Кобякова
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ
Россия

Кобякова Ольга Сергеевна – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор,

Москва.

ResearcherID M-52872014. 



Список литературы

1. Кочетков Н.В., Маринова Т.Ю., Орлов В.А, Расходчикова М.Н., Хаймовская Н.А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей. Современная зарубежная психология. 2023;12(2):43–52. doi: 10.17759/jmfp.2023120204

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). В книге: Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Институт психотерапии и клинической психологии; 2002:360–362. Режим доступа: https://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf (дата обращения: 31.08.2024).

3. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер; 2004. 224 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/qxfzbt (дата обращения: 31.08.2024).

4. Mota A.I., Lopes J., Oliveira C. Burnout in Portuguese teachers: a systematic review. European Journal of Educational Research. 2021;10(2):693–703. doi: 10.12973/eu-jer.10.2.693

5. Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023;23(1):61–73. doi: 10.22363/2313-2272-2023-23-1-61-73

6. Hodges C.B., Moore S., Lockee В.B., Trust T. The difference between emergency remote teaching and online learning. EDUCAUSE Review. 2020. Accessed August 31, 2024. https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning

7. Roloff J., Kirstges J., Grund S., Klusmann U. How strongly is personality associated with burnout among teachers? A meta-analysis. Educational Psychology Review. 2022;34:1613–1650. doi: 10.1007/s10648-022-09672-7

8. Zhao W., Liao X., Li Q., Jiang W., Ding W. The relationship between teacher job stress and burnout: a moderated mediation model. Frontiers in Psychology. 2022;12:784243. doi: 10.3389/fpsyg.2021.784243

9. Lim S., Eo S. The mediating roles of collective teacher efficacy in the relations of teachers’ perceptions of school organizational climate to their burnout. Teaching and Teacher Education. 2017;44:138–147. doi: 10.1016/j.tate.2014.08.007

10. Kariou A., Koutsimani P., Montgomery A., Lainidi O. Emotional labor and burnout among teachers: a systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(23):12760. doi: 10.3390/ijerph182312760

11. Ghasemi F., Herman K.C., Reinke W.M. A cognitive-behavioral approach to teacher burnout: a randomized controlled trial of a group therapy program. Anxiety, Stress & Coping. 2022;9(4):533–541. doi: 10.1080/10615806.2022.2103118

12. Madigan D.J., Kim L.E. Towards an understanding of teacher attrition: a meta-analysis of burnout, job satisfaction, and teachers’ intentions to quit. Teaching and Teacher Education. 2021;105:103425. doi: 10.1016/j.tate.2021.103425

13. Alsalhe T.A., Chalghaf N., Guelmami N., Azaiez F., Bragazzi N.L. Occupational burnout prevalence and its determinants among physical education teachers: a systematic review and meta-analysis. Frontiers in Human Neuroscience. 2021;15:553230. doi: 10.3389/fnhum.2021.553230

14. Floricica C.M., Tanase T., Antonia S. The effects of burnout on the professional activity of teachers. Technium Social Sciences Journal. 2022;34:430–440. doi: 10.47577/tssj.v34i1.7156

15. Meier S.T., Kim S. Meta-regression analyses of relationships between burnout and depression with sampling and measurement methodological moderators. Journal of Occupational Health Psychology. 2021;27(2):195–206. doi: 10.1037/ocp0000273

16. Aydogmus M., Serçe H. Investigation of regulatory role of collective teacher efficacy in the effect of job satisfaction and satisfaction with life on professional burnout. Research in Pedagogy. 2021;11(1):234–250. doi: 10.5937/IstrPed2101234A

17. Inandi Y., Büyüközkan A.S. The relationship between mobbing, alienation and burnout among teachers in Mersin, Turkey. South African Journal of Education. 2022;42(1):1–12. doi: 10.15700/saje.v42n1a1990

18. Струтинская А.А. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция: Методические рекомендации. Тюмень, ТОГИРРО, ЦНППМПР г. Тобольск; 2022. 38 с. Режим доступа: https://togirro.ru/upload/medialibrary/9d3/k3nnemgwe23xgm20ew2tmxglo6xsclbe.pdf (дата обращения: 31.08.2024).

19. Karasek R.A. Job demands, job decision latitude, and mental strain: implications for job redesign. Administrative Science Quarterly. 2019;24(2):285–308. doi: 10.2307/2392498

20. Kermanshahi P.N., Pishghadam R. Teachers’ burnout and their feedback-ability. Iranian Journal of Language Teaching Research. 2022;10(2):95–114. doi: 10.30466/ijltr.2022.121185

21. Писаревская М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;7(4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-pedagoga-i-ego-psihologicheskoe-blagopoluchie (дата обращения: 31.08.2024).

22. Брешковская К.Ю., Бобровникова Н.С. Особенности профилактики профессионального выгорания у педагогических работников. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(5). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-profilaktiki-professionalnogo-vygoraniya-u-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 31.08.2024).

23. Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. Известия ВГПУ. 2019;3(136):15–21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihoemotsionalnyh-i-povedencheskih-komponentov-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-s-razlichnym-stazhem-raboty (дата обращения: 31.08.2024).

24. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Annual Review of Psychology. 2001;52:397–422. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.397

25. Светличная Д.А., Волобуева Е.В. Проблема профессионального выгорания педагогов и пути её разрешения. Экономика и социум. 2023;4-1(107):869–872 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-vygoraniya-pedagogov-i-puti-eyo-razresheniya (дата обращения: 31.08.2024).

26. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива. 2022;2(6):38–44. doi: 10.55523/27822559_2022_2(6)_38

27. Багадаева О.Ю., Голубчикова М.Г. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода. Педагогический ИМИДЖ. 2017;4(37):129–140. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-stressoustoychivosti-pedagoga-s-pozitsiy-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 31.08.2024).

28. Горбунова Н.В., Игнатова О.И. Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019;2(39):15–21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-uchiteley-nachalnyh-klassov-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.08.2024).

29. Микляева А.В., Безгодова С.А. Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016;18:66–73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-kak-faktor-professionalnoy-samorealizatsii-molodyh-pedagogov (дата обращения: 10.03.2024).

30. Симонова О.А. Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд. Журнал исследований социальной политики. 2013;11(3):339–354. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-trud-v-sovremennom-obschestve-nauchnye-diskussii-i-dalneyshaya-kontseptualizatsiya-idey-a-r-hohshild (дата обращения: 10.03.2024).

31. Purvanova R.K., Muros J.P. Gender differences in burnout: a meta-analysis. Journal of Vocational Behavior. 2010;77:168–185. doi: 10.1016/j.jvb.2010.04.006

32. Zhao N., Huo M., Van Den Noortgate W. Exploring burnout among preschool teachers in rural China: a job demands-resources model perspective. Frontiers in Psychology. 2023;14:1253774. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1253774

33. Дьяченко Е.В. Особенности эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы в зависимости от возраста и стажа работы. Вестник магистратуры. 2020;2-6(101):47– 49. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-obscheobrazovatelnoy-shkoly-v-zavisimosti-ot-vozrasta-i-stazha-raboty (дата обращения: 10.03.2024).

34. Burke R.J. Greenglass E.R., Schwarzer R. Predicting teacher burnout over time: effects of work stress, social support, and self-doubts on burnout and its consequences. Anxiety, Stress, and Coping. 2016;9(3):261–275. doi: 10.1080/10615809608249406

35. Манукян В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008;4:94–102. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni (дата обращения: 10.03.2024).

36. Czerniawski G. Professional development for professional learners: teachers’ experiences in Norway, Germany and England. Journal of Education for Teaching. 2013;39:383–400. doi: 10.1080/02607476.2013.769339

37. Сидорова Т.В. Мультизадачность современного педагога: миф или реальность. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021;3:48‒52. doi: 10.18101/2307-3330-2021-3-48-52

38. Гофман О.О., Водопьянова Н.Е., Джумагулова А.Ф., Никифоров Г.С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор. Организационная психология. 2023;13(1):117–144. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-vygoraniya-spetsialistov-v-sfere-informatsionnyh-tehnologiy-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 10.03.2024).

39. Покровская С.Е., Суравьева П.С. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности. Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021;1:339–343. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-s-raznym-stazhem-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.03.2024).

40. OECD. Working and Learning: The Teaching Profession Through Teachers’ Eyes. Paris: OECD Publishing; 2022. 184 p. doi: 10.1787/2e4b5a5f-en


Рецензия

Для цитирования:


Паатова М.Э., Берсирова А.К., Шебанец Е.Ю., Кобякова О.С. Феномен профессионального выгорания педагогов: сущность и проявления. Образование и наука. 2025;27(10):65-91. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-65-91

For citation:


Paatova M.E., Bersirova A.K., Shebanets E.Y., Kobyakova O.S. The phenomenon of professional burnout in teachers: its nature and manifestations. The Education and science journal. 2025;27(10):65-91. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-65-91

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)