Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Структура и факторы профессиональной устойчивости молодого педагога

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-92-123

Аннотация

Введение. Вход в профессию для молодых педагогов часто сопровождается эмоциональным стрессом, недостаточностью поддержки, ограниченными ресурсами и профессиональной изоляцией. Эти обстоятельства влияют на непосредственное выполнение ими работы и долгосрочную приверженность профессии. Цель исследования состоит в изучении факторов и условий, способствующих развитию профессиональной устойчивости молодых педагогов. Методология, методы и методики. В качестве предметно-научных ориентиров были выбраны идеи позитивной психологии и педагогики (К. Роджерс, М. Селигман, А. А. Реан), теория жизнестойкости С. Мадди, ресурсный подход И. А. Баевой. Были применены различные психодиагностические методики. В исследовании добровольно приняли участие 168 педагогов в возрасте от 21 до 34 лет со стажем работы по специальности до 5 лет, в том числе 56 человек со стажем до 3 лет. Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволили уточнить знания об особенностях психологических факторов и педагогических условий, с помощью которых может быть исследована профессиональная устойчивость молодых педагогов. Выявлено, что основными предикторами профессиональной устойчивости оказались самоэффективность и отношение к образовательной среде. Практическая значимость. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке программ внутрикорпоративной подготовки в школе.

Об авторах

Е. А. Шмелева
Ивановский государственный университет; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; Российский государственный социальный университет
Россия

Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой дидактики; профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики,

Шуя, Москва.

ResearcherID: H-7821-2016,

Scopus Author ID: 56375922700.



П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; профессор кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой дидактики; главный научный сотрудник, 

Москва.

ResearcherID: E-4701-2016,

Scopus Author ID: 56348736600.



Чунг Кьен Фан
Ханойский столичный университет
Вьетнам

Фан Чунг Кьен – кандидат педагогических наук, старший преподаватель факультета профессионального образования, факультета социальных и гуманитарных наук,

Ханой.



С. А. Коноплев
Ивановский государственный университет; Гаврилово-Посадская общеобразовательная школа
Россия

Коноплев Сергей Александрович – аспирант; учитель,

Шуя; Гаврилово-Посад.



Список литературы

1. Seligman Martin E.P., Ernstb R.M., Gillhamc J., Reivicha K., Linkins M. Positive education: positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education. 2009;35(3):293–311. doi: 10.1080/03054980902934563

2. Бандура А. Теория социального научения. Москва: Директ-Медиа; 2008. 532 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39127 (дата обращения: 26.03.2025).

3. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нонфикшн; 2011. 461 с. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/331000296_Mihaj_Ciksentmihaji_Potok_Psihologia_optimalnogo_perezivania (дата обращения: 26.03.2025).

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука; 1986. 255 с. Режим доступа: https://dn721208.ca.archive.org/0/items/1986_20241110/Платонов%20К.К.%20-%20Структура%20и%20развитие%20личности%20-%201986.pdf (дата обращения: 01.03.2025).

5. Черниченко Б.А. Современный молодой учитель – от профессионального самоопределения до профессиональной устойчивости. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016;3(28):10–14. Режим доступа: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/681 (дата обращения: 03.05.2025).

6. Fernandes S.F.A., Madhulika V. Psychological well-being in military organisations: fostering resilience and performance. Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2024;50(1):367–380. Accessed May 16, 2025. https://jiaap.in/psychological-well-being-in-military-organizations-fostering-resilience-and-performance/

7. Bobek B.L. Teacher resiliency: a key to career longevity. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2002;75(4):202–205. doi: 10.1080/00098650209604932

8. Brunetti G.J. Resilience under fire: perspectives on the work of experienced, inner city high school teachers in the United States. Teaching and Teacher Education. 2006;22:812–825. doi: 10.1016/j.tate.2006.04.027

9. Tagay Ö. Occupational resilience belief life satisfaction and superior support as the predictors of the job stress in teachers. International Online Journal of Educational Sciences. 2021;13(4):1010– 1022. doi: 10.15345/iojes.2021.04.005

10. Syam F., Resyadi H., Sanusi A.P. Unveiling the journey: exploring the personal experience of novice EFL teacher in the classroom. International Journal of Research on English Teaching and Applied Linguistics. 2023;4(1):24–33. doi: 10.30863/ijretal.v4i1.5008

11. Головчин М.А. Формула стресса. Методологические основы измерения личностно-профессиональной устойчивости учителей школ. Образовательная политика. 2022;1(89):82– 95. doi: 10.22394/2078-838X-2022-1-82-94

12. Подымов Н.А. Кризис профессионального развития и факторы его преодоления. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022;2(62):307-313. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=mftwhl0zxz280008365&id=49089575 (дата обращения: 03.05.2025).

13. Горбатенко Ю.И., Ерошенкова Е.И. Профессионально-личностная устойчивость учителя: сущность, структура и содержание. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2025;11(1):68–87. doi: 10.18413/2313-8971-2025-11-1-0-6

14. Духновский В.В. Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Выраженность психологической устойчивости и ситуационных реакций у субъектов образовательного процесса, переживающих кризис. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015;8(3):36–43. Режим доступа: https://vestnik.susu.ru/psychology/article/view/3827 (дата обращения: 09.04.2025).

15. Свеженцева И.Б. Процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в условиях модернизации образования. Образование и наука. 2012;7(96):35–44. doi: 10.17853/1994-5639-2012-7-35-44

16. Борозинец Н.М. Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов. Вестник Майкопского государственного технологического университета.2014;4:83–87. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22931309 (дата обращения: 17.03.2025).

17. Кучер В.А. Подходы к определению понятий профессиональной устойчивости. Педагогический журнал. 2011;1:83–95. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16968549 (дата обращения: 09.04.2025).

18. Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки. Наука и школа. 2018;2:62–68. doi: 10.24412/fd9tu4rdsk0

19. Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога. Вестник Марийского государственного университета. 2019;13(3):375–382. doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-375-382

20. Stoeber J., Rennert D. Perfectionism in school teachers: relations with stress appraisals, coping styles, and burnout. Anxiety, Stress, and Coping. 2008;21(1):37–53. doi: 10.1080/10615800701742461

21. Hakanen J.J., Bakker A.B., Schaufeli W.B. Burnout and work engagement among teachers. Journal of School Psychology. 2006;43(6):495–513. doi: 10.1016/j.jsp.2005.11.001

22. Skaalvik E.M., Skaalvik S. Dimensions of teacher burnout: relations with potential stressors at school. Social Psychology of Education. 2017;20(4):775–790. doi: 10.1007/s11218-017-9391-0

23. Hong J.Y. Why do some beginning teachers leave the school, and others stay? Understanding teacher resilience through psychological lenses. Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2012;18(4):417–440. doi: 10.1080/13540602.2012.696044

24. Каргиева З.К. К вопросу подготовки учителей в системе университетского образования. Экономические и гуманитарные исследования регионов.2015;3:43-49. Режим доступа; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23831332&ysclid=mfu0f7d0fp634927144 (дата обращения: 17.03.2025).

25. Пинегина А.А. Факторы и условия развития профессиональной устойчивости молодого учителя в сверхкрупном городе. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72(2):218–222. doi: 10.54884/S181570410027994-8

26. Kavrayici C., Shikhkamalova V., Tamdogan Evliyaoglu A. Psychological capital as a predictor of professional resilience capacities of teachers in public schools. CADMO. 2025;2:71–77. doi: 10.3280/CAD2024-002005

27. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Ritcher D., Voss T., Hachfeld A. Professional competence of teachers: effects on instructional quality and student development. Journal of Educational Psychology. 2013;105(3):805–820. doi: 10.1037/a0032583

28. Kang M.A., Cavanagh M.S. Classroom ready? Pre-service teachers’ self-efficacy for their first professional experience placement. Australian Journal of Teacher Education. 2018;43(7):134–151. doi: 10.14221/ajte.2018v43n7.8

29. Debora R.R. Effect of teachers’ emotions on their students: some evidence. Journal of Education & Social Policy. 2016;3(4):72–79. Accessed April 09, 2025. https://www.researchgate.net/publication/311949229_Effect_of_Teachers_Emotions_on_Their_Students_Some_Evidence

30. Maddi S.R., Harvey R.H., Khoshaba D.M., Fazel M., Resurreccion N. Hardiness training facilitates performance in college. Journal of Positive Psychology. 2009;4:566–577. doi: 10.1080/17439760903157133

31. Harland L., Harrison W., Jones J.R., Reiter Palmon R. Leader behaviors and subordinate resilience. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005;11:2–14. doi: 10.1177/107179190501100202

32. Patterson J.H., Collins L., Abbott G. A study of teacher resilience in urban schools. Journal of Instructional Psychology. 2004;31(1):3–11. Accessed April 09, 2025. https://openurl.ebsco.com/EPDB%3Agcd%3A1%3A31850753/detailv2?sid=ebsco%3Aplink%3Ascholar&id=ebsco%3Agcd%3A12670768&crl=c&link_origin=scholar.google.com

33. Beltman S., Mansfield C., Price A. Thriving not just surviving: a review of research on teacher resilience. Educational Research Review. 2011;6:185–207. doi: 10.1016/j.edurev.2011.09.001

34. Богачев А.Н. Формирование профессиональной устойчивости будущих педагогов в вузе. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020;4(50):51–61. doi: 10.7442/2071-96202020-12-4-51-61

35. Конюхова Е.Н. Модель формирования профессиональной устойчивости преподавателей высшей школы в ситуации неопределенности. Высшее образование сегодня. 2024;4:129–134. doi: 10.18137/RNU.HET.23.04.P.129

36. Коноплев С.А. Построение модели профессиональной устойчивости молодых педагогов. Научный поиск: личность, образование, культура. 2025;2:40–45. doi: 10.54348/SciS.2025.2.7

37. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде. Образование и наука. 2022;24(9):143–173. doi: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173

38. Белолуцкая А.К., Жабина Н.Г., Гурин Г.Г. и др. Портрет начинающего педагога московской школы: учебное пособие. Москва: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб»; 2024. 32 с. Режим доступа: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2025/07/Portret-nachinayushhego-pedagoga-moskovskoj-shkoly.pdf (дата обращения: 09.04.2025).

39. Воскрекасенко О.А., Гаврилова М.А., Пашин А.А. Социальная адаптивность как soft skills в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;11(103):106–111. doi: 10.24158/spp.2022.11.15

40. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций). Человек и образование. 2017;4(53):176–183. Режим доступа: https://obrazovanie21.narod.ru/Files/2017-4_pp176-183.pdf (дата обращения: 09.04.2025).

41. Li S. The effect of teacher self-efficacy, teacher resilience, and emotion regulation on teacher burnout: a mediation model. Frontiers in Psychology. 2023;14:1185079. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1185079

42. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. 1 ed. New York: W.H. Freeman and Company; 1997. Accessed May 01, 2025. https://www.worldcat.org/title/self-efficacy-the-exercise-of-control/oclc/36074515

43. Таирова К.А. Формирование стрессоустойчивости педагогов начального образования на основе развития их универсальных компетенций. Alatoo Academic Studies. 2024;3:194–205. doi: 10.17015/aas.2024.243.18

44. Серафимович И., Посысоев Н. Эмоциональный интеллект – предиктор профессионализма педагога? Образовательная политика. 2020;2(82):106–115. doi: 10.22394/2078838X-2020-2-106-114

45. Минюрова С.А., Брель Е.Ю., Кружкова О.В., Воробьева И.В., Матвеева А.И. Нелинейность взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности педагогов. Педагогическое образование в России. 2023;3:199–207. Режим доступа: https://pedobrazovanie.ru/archive/2023/3/nelinejnost-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-i-trevozhnosti-pedagogov (дата обращения: 06.04.2025).

46. Осадчук О.Л. Роль саморегуляции в развитии профессиональной надежности педагога. Образование и саморазвитие. 2008;1(7):106–111. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18055130 (дата обращения: 06.04.2025).

47. Liu H., Chu W. Exploring EFL teacher resilience in the Chinese context. System. 2022;105:102752. doi: 10.1016/j.system.2022.102752

48. Gu Q., Day C. Teachers resilience: a necessary condition for effectiveness. Teaching and Teacher Education. 2007;23:1302–1316. Accessed April 04, 2025. https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.tate.2006.06.006

49. Аржаных Е.В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов. Психологическая наука и образование. 2017;22(4):27–37. doi: 10.17759/pse.2017220405

50. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны. Интеграция образования. 2023;3(112):468–489. doi: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489

51. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России. Образование и наука. 2024;26(5):124–151. doi: 10.17853/1994-5639-2024-5-124-151


Рецензия

Для цитирования:


Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Фан Ч.К., Коноплев С.А. Структура и факторы профессиональной устойчивости молодого педагога. Образование и наука. 2025;27(10):92-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-92-123

For citation:


Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Phan T.K., Konoplev S.A. The structure and contributing factors of professional stability among early-career teachers. The Education and science journal. 2025;27(10):92-123. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-92-123

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)