Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Патриотизм и гражданская активность в представлениях российской молодежи: опыт социологического анализа

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-124-159

Аннотация

Введение. Актуальность исследования диктуется необходимостью формирования деятельностного патриотического поведения и гражданского участия у подрастающего поколения. Целью статьи является проведение социологической диагностики представлений молодежи о патриотизме, практиках гражданской активности и отношения к гражданству, в том числе с применением кластерного анализа, для выявления групп с наиболее типическим поведением в области патриотизма и гражданственности и последующего определения потенциальных проблемных мест в воспитании гражданина и патриота для внесения обоснованных изменений в воспитательную работу с молодежью. Методология, методы и методики. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о феномене патриотизма, выделении пассивного, деятельного и слепого типов патриотизма. Для выполнения эмпирического исследования была выбрана количественная методология, дающая основу для проведения кластеризации. Социологический опрос был проведен среди учащихся школ, студентов педагогических вузов и колледжей и молодых педагогов образовательных организаций (n = 16800) посредством онлайн-анкетирования с помощью Яндекс.Форм. Полученные результаты были обработаны с использованием программы для статистической обработки данных SPSS. Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены четыре кластерные группы («активные патриоты», «умеренные патриоты», «неопределившиеся» и «негативисты») с разным отношением к патриотизму и гражданственности, которым в разной степени присущ деятельностный, пассивный и слепой патриотизм. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с результатами российских и международных эмпирических исследований. Сделан вывод о наличии существенной доли молодых людей, принадлежащих к кластерной группе негативистов, для которых характерен патриотический индифферентизм и которые не могут полностью принять нормы и ценности российского общества. Обозначена проблема, состоящая в появлении групп молодежи, которые не могут успешно реализовать свои жизненные планы и потенциально находятся в зоне риска формирования радикальных настроений. Практическая значимость. Сделанные заключения имеют как теоретическое, так и практическое значение для совершенствования организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, могут быть полезны организаторам работы с молодежью практически в образовательных учреждениях любого уровня, а также в социально ориентированных некоммерческих организациях, занимающихся патриотическими и гражданскими проектами.

Об авторах

Н. Ю. Склярова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Склярова Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, первый проректор университета, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ,

Москва.



М. П. Литвиненко
Московский педагогический государственный университет
Россия

Литвиненко Мария Петровна – кандидат психологических наук, заместитель директора Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ,

Москва.



Е. Е. Луцькая
Московский педагогический государственный университет
Россия

Луцькая Екатерина Евгеньевна – кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии им. М. А. Будановой, специалист управления социологических и статистических исследований Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ,

Москва.



О. И. Белоусова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Белоусова Ольга Ивановна – старший преподаватель кафедры теоретической и специальной социологии им. М. А. Будановой, специалист управления социологических и статистических исследований Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ,

Москва.



Список литературы

1. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания. Социологический журнал. 1999;1/2:27–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-patriotizma-esse-po-sotsiologii-znaniya/viewer (дата обращения: 07.07.2025).

2. Nussbaum M.C. Patriotism and cosmopolitanism. Boston Review. 1994. Accessed August 15, 2025. https://oneworlduv.com/wp-content/uploads/2011/06/patriotism_cosmopolitanism.pdf

3. Nussbaum M.C. Teaching patriotism: love and critical freedom. University of Chicago Law Review. 2012;79(1):215–251. Accessed August 15, 2025. https://lawreview.uchicago.edu/sites/default/files/09%20Nussbaum%20SYMP.pdf

4. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan patriotism as a civic ideal. American Journal of Political Science. 2020;64(1):191–203. doi: 10.1111/ajps.12483

5. Vidmar Horvat K. Cosmopolitan patriotism. In: Sardoč M., ed. Handbook of Patriotism. Cham: Springer; 2017:1–14. doi: 10.1007/978-3-319-30534-9_36-1

6. Peng G. Rethinking nationalism, patriotism, and cosmopolitanism: a Confucian perspective. Journal of Confucian Philosophy and Culture. 2019;32:99–116. doi: 10.22916/jcpc.2019..32.99

7. Simicskó I. The challenges and tests faced by patriotism in the 21st century. Hungarian Defence Review. 2020;2:83–91. doi: 10.35926/HDR.2020.2.5

8. Ефимов В.Ф. Отражение историко-философских идей патриотизма в современном образовании. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016;45(1):90–95. Режим доступа: https://vestnik.chgik.ru/vestnik-chelyabinskoy-gosudarstvennoy-akademii-kulturyi-i-iskusstv-2016-1-45/?ysclid=mg9b2lirzi762575097 (дата обращения: 08.07.2025).

9. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе. Гуманитарий Юга России. 2017;23(1):42–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-patriotizm-o-sovmestimosti-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 10.07.2025).

10. Лубский А.В., Колесникова Е.Ю. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на юге России: парадигмы социологических исследований. Гуманитарий Юга России. 2018;7(5):174–183. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-grazhdanstvennost-v-molodezhnoy-srede-na-yuge-rossii-paradigmy-sotsiologicheskih-issledovaniy/viewer (дата обращения: 12.07.2025).

11. Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме. Гуманитарий Юга России. 2019;8(36):47–66. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-grazhdanstvennost-v-rossiyskom-obschestve-ili-kak-preodolet-defitsit-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-patriotizme?ysclid=mg9bb7o27f279649833 (дата обращения: 12.07.2025).

12. Алексеенок А.А., Исаев А.В., Наливайко К.В. Патриотизм как основа гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Среднерусский вестник общественных наук. 2024;19(3):177–203. doi: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203

13. Маленков В.В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022;22(1):60–65. doi: 10.18500/1818-9601-2022-22-1-60-65

14. Узгорок М.Ю. Основные факторы формирования гражданственности и патриотизма в современных условиях. Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021;2:90–93. Режим доступа: https://www.openrepository.ru/article?id=725431&ysclid=mg9bow6z79481519807 (дата обращения: 14.08.2025).

15. Othman I.W., Hamid J.A., Esa M.S. The practise of patriotism as citizen appreciation element: maintaining the integration of unity and togetherness in the face of Covid-19. International Journal of Law, Government and Communication. 2022;7(29):578–599. doi: 10.35631/IJLGC.729040

16. Ersoy A.F., Öztürk F. Patriotism as a citizenship value: perceptions of social studies teacher candidates. Elementary Education Online. 2015;14(3):974–992. doi: 10.17051/io.2015.85864

17. Krebs R.R., Ralston R., Balzacq T., Blagden D., Shenhav S.R., Steinbrecher M. Citizenship traditions and cultures of military service: patriotism and paychecks in five democracies. Armed Forces & Society. 2024. doi: 10.1177/0095327X241275635

18. Mukhtarova Sh.M., Pazylbek B.K. Patriotism as а condition of formation of person’s civic identity. Vestnik Karagandinskogo universiteta, serija “Pedagogika” = Bulletin of the Karaganda University. Pedagogy Series. 2020;99(3):25–32. doi: 10.31489/2020Ped3/25-32

19. Yang J., Hoskins B. Does university have an effect on young people’s active citizenship in England? Higher Education. 2020;80:839–856. doi: 10.1007/s10734-020-00518-1

20. Anderson L.W. Civic education, citizenship, and democracy. Education Policy Analysis Archives. 2023;31(103). doi: 10.14507/epaa.31.7991

21. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников. Социологические исследования. 2019;8:75–83. doi: 10.31857/ S013216250006163–2

22. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации. Социологические исследования. 2017;2:67–73. Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_2/Khaly.pdf (дата обращения: 17.07.2025).

23. Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Патриотизм и молодежь. Махачкала: АЛЕФ; 2019. 184 с. Режим доступа: https://pedkitchen.chspu.ru/storage/documents/monographs/monografiia-patriotizm-i-molodez_1701694810.pdf (дата обращения: 15.08.2025).

24. Гаврилова А.О. Деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка. Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2015;5:34–39.

25. Решетников В.А., Решетникова Е.В. Деятельностный патриотизм как социокультурный феномен. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020;32:50–60. doi: 10.26516/2304-1226.2020.32.50

26. Щербакова Л.И., Филоненко В.И. Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования. Власть. 2019;1:112–119. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6237

27. Schatz R.T. A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: Sardoč M., ed. Handbook of Patriotism. Cham: Springer; 2020:613–633. doi: 10.1007/978-3-319-54484-7_30

28. Васильева С.В., Микляева А.В. Конструктивный и слепой патриотизм подростков: вклад возраста, пола и типа образовательного учреждения. Психология человека в образовании. 2024;6(2):143–157. doi: 10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157

29. Elban M., Aslan S. The role of constructive patriotism in the relationship of basic human values and active citizenship for emerging adults in Türkiye. BMC Psychology. 2023;11(1):206. doi: 10.1186/s40359-023-01233-z

30. Hamada T., Shimizu M., Ebihara Ts. Good patriotism, social consideration, environmental problem cognition, and pro-environmental attitudes and behaviors: a cross-sectional study of Chinese attitudes. Research Article SN Applied Sciences. 2021;3:361. doi: 10.1007/s42452-021-04358-1

31. Simić A. Being critical is innovative: constructive patriotism and collective actions are related to social entrepreneurship intentions. Social Psychological Bulletin. 2024;19:12705. doi: 10.32872/spb.12705

32. Беловол Е.В., Мелков С.В., Пучкова Е.Б. и др. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности». Педагогика и психология образования. 2021;4:101–123. doi: 10.31862/2500-297X-2021-4-101-123

33. Кульбачевская О.В. Патриотизм молодежи как стратегический ресурс развития России: потенциал, вызовы, риски. Вестник антропологии. 2023;4:20–36. doi: 10.33876/23110546/2023-4/20-36

34. Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика. Siberian Socium. 2018;2(1):53–73. doi: 10.21684/25878484-2018-2-1-53-73

35. Hu Y., Zhang H., Zhang W., Li Q., Cui G. The influence of gratitude on patriotism among college students: a cross-sectional and longitudinal study. Frontiers in Psychology. 2024;15:1278238. doi: 10.3389/fpsyg.2024.1278238

36. Faiz M., Karasu Avci E. The patriotic attitudes of the prospective teachers. International Journal of Psychology and Educational Studies. 2020;7(1):124–134. doi: 10.17220/ijpes.2020.01.012

37. Altıkulaç A., Yontar A. Nationalism, patriotism and global citizenship: a comparison in between the social studies teacher candidates in the US and Turkey. International Journal of Education & Literacy Studies. 2019;7(4):115–123. doi: 10.7575/aiac.ijels.v.7n.4p.115

38. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования. 2016;5:44–53. Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_5/44_53_Sanina.pdf (дата обращения: 15.08.2025).

39. Дружинин А.М. Интернет-коммуникации в гражданском обществе: методологический анализ. Информационное общество. Режим доступа: 2017;3:24–29. https://elibrary.ru/item.asp?id=30753872&ysclid=mge8tbgmxv608256144 (дата обращения: 14.07.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Склярова Н.Ю., Литвиненко М.П., Луцькая Е.Е., Белоусова О.И. Патриотизм и гражданская активность в представлениях российской молодежи: опыт социологического анализа. Образование и наука. 2025;27(10):124-159. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-124-159

For citation:


Sklyarova N.Yu., Litvinenko M.P., Lutskaya E.E., Belousova O.I. Patriotism and civic engagement in the perceptions of Russian youth: insights from a sociological analysis. The Education and science journal. 2025;27(10):124-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-124-159

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)