СРЕДСТВА СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-152-164
Аннотация
Цель исследования, изложенного в статье, – рассмотреть влияние применения адаптированной методики начального обучения спортивному ориентированию (НОСО) на коррекцию физической подготовленности и психического развития младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).
Методики и методы. В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение, формирующий эксперимент, методы математической статистики. Использовались методики тестирования физических качеств, психологического тестирования и педагогического наблюдения.
Результаты и научная новизна. Определены условия начального обучения спортивному ориентированию младших школьников с ЗПР, при которых коррекция физической подготовленности и психических функций за счет применения средств спортивного ориентирования будет наиболее эффективной. Обоснована и адаптирована под возможности младших школьников с ЗПР методика начального обучения спортивному ориентированию.
Результаты исследования показали целесообразность использования средств спортивного ориентирования для коррекции физической подготовки и психических функций школьников 9–10 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть ис- пользованы на дополнительных занятиях в специальных (коррекционных) школах 7-го вида, в классах выравнивания (коррекционно-развивающего обучения) общеобразовательных школ и при обучении педагогов дополнительного образования. Предлагаемая методика приемлема и для нормально развивающихся детей более младшего возраста. Разработанные практические рекомендации по организации занятий спортивным ориентированием, описанные автором игры и интеллектуальные упражнения могут быть применены в тренировках по другим видам спорта.
Об авторе
Ирина Владимировна МайоркинаРоссия
доцент кафедры физического воспитания,
Омск
Список литературы
1. Воронов Ю. С. Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2009. № 1. С. 18–21.
2. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учебное пособие. Омск: СибГАФК, НИИ ДЭУ. ОИПКРО, 1990. 80 с.
3. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. Москва: Академия, 2002. 176 с.
4. Зубков С. А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры. 1971. № 12. С. 26–28.
5. Казанцев С. А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков // Азимут. 2004. № 1. С. 36–37.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 144 с.
7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Москва: Владос, 1997. 304 с.
8. Пермяков В. Е. Влияние занятий плаванием на умственное и физическое состояние детей с задержкой психического развития // Тезисы XXX научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. Краснодар, 2003. С. 37–38.
9. Спортивное ориентирование: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, объединений дополнительного образования детей / Ю. С. Константинов, Ю. С. Воронов. Москва: Советский спорт, 2005. 212 с.
10. Ульенкова У. В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения // Специальная психология. 2009. № 2. С. 7–10.
11. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир: программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. Москва: Генезис, 2003. 96 с.
Рецензия
Для цитирования:
Майоркина И.В. СРЕДСТВА СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Образование и наука. 2015;(7):152-164. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-152-164
For citation:
Mayorkina I.V. MEANS OF ORIENTEERING IN EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY. The Education and science journal. 2015;(7):152-164. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-152-164