ПРОЦЕДУРА ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-20-33
Аннотация
Целью статьи является разработка и обоснование процедуры построения практико-ориентированной модели подготовки выпускника на основе приближения образовательной ситуации к условиям профессиональной деятельности.
Методы, использованные в работе: сравнительный анализ документов (профессионального и федерального государственного образовательного стандарта); обобщение содержания отечественных и зарубежных источников по проблеме профессионально-педагогического образования; моделирование профессионально-педагогической подготовки.
Результаты. Выявлены несоответствия в требованиях к профессиональным компетенциям педагога, предъявляемые профессиональными и федеральными государственными образовательными стандартами. На примере магистерской программы «Методология и методика социального воспитания» продемонстрирован способ разработки образовательной программы на основе выделения трудовых действий, соответствующих требованиям профессии.
Научная новизна. Обозначены противоречия практико-ориентированной подготовки в университетах и показаны пути их разрешения через использование возможностей образовательной среды высшего учебного заведения.
Практическая значимость работы заключается в предложении процедуры построения кластерной модели профессиональной подготовки. Описаны последовательные шаги разработки практико-ориентированной образовательной программы.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Никитична ЕмельяноваРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики,
Тюмень
Ольга Андреевна Теплякова
Россия
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права,
Тюмень
Список литературы
1. Абрамова В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 260–263.
2. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ. / под общ. ред. В. В. Мотылева. Москва: Прогресс, 1984. 367 с.
3. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1–18.
4. Жукова Н. М., Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В. Механизм проектирования компетентностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам и условия его реализации в вузах // Образование и наука. 2015. № 1. С. 68–79.
5. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегии его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3–18.
6. Напалков С. В., Первушкина Е. А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. 2014. № 8–2. С. 51–53.
7. Ньюмен Д. Христианство и научные изыскания // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 249–266.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки от 21 ноября 2014 г. № 15.05.
10. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета [Электрон. ресурс] // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 125–132. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2002/2/hos.html.
11. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Л. Д. Профессиональные стандарты – основа проектирования образовательных программ нового поколения // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 101–106.
12. Словарь терминов по общей и социальной педагогике http://social_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения 01.04.2015).
13. Томилин О. Б., Томилин О. О. Проблемы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 44–55.
14. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. Режим доступа: www.psyedu.ru
15. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Москва: Просвещение, 2014. 175 с.
16. Cochran-Smith M., Lytle S. L. Relationships of Knowledge and Practice: Teacher Learning in Communities // Action research. 2003. Vol. 1, № 1. Р. 37–89.
Рецензия
Для цитирования:
Емельянова И.Н., Теплякова О.А. ПРОЦЕДУРА ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА. Образование и наука. 2015;(8):20-33. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-20-33
For citation:
Emelyanova I.N., Teplyakova O.A. PROCEDURE OF BUILDING THE UNIVERSITY GRADUATE TRAINING PRACTICE-ORIENTED MODEL. The Education and science journal. 2015;(8):20-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-20-33