ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДИСПОЗИЦИЙ ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-65-80

Полный текст:


Аннотация

Цель. Современная образовательная среда предоставляет человеку возможности для эффективного саморазвития и приобретения новых компетенций. Но данная среда в связи с ее структурной многосложностью обладает высокой стрессогенностью. До сих пор не существовало методик, которые диагностировали бы комплексные образования – например, диспозиции – защитного и совладающего поведения в образовательной среде. Цель статьи – восполнить этот пробел.

Методы и результаты. На основе анализа существующих теоретических аспектов проблемы механизмов и способов психологической защиты, а также теории диспозиций защитного и совладающего поведения автором были выделены различные варианты проявления подобных способностей человека во время учебного процесса и самообразования.

Научная новизна. Был спроектирован личностный опросник «Диспозиции защитного и совладающего поведения в образовательной среде», обладающий достаточной валидностью и удовлетворительной надежностью. В исследовании на разных его этапах в общей сложности приняло участие 402 человека.

Практическая значимость. Авторский опросник может быть использован педагогами, желающими качественно улучшить образовательный процесс. Также он будет полезен учащимся, стремящимся понять и устранить возможную причину собственных затруднений, возникающих во время обучения.


Об авторе

Анна Дмитриевна Бойко
Уральский государственный педагогический университет
Россия

специалист института менеджмента и права,

Екатеринбург



Список литературы

1. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки тестов: Ч. I // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 30 (163). С. 4–14.

2. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки тестов: ч. II // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 42 (175). С. 11–25.

3. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Экспериментальное исследование факторов детерминации диспозиций защитного и совладающего поведения личности в условиях стресс-факторов городской среды // Экспериментальный метод в структуре психологического знания: материалы Всероссийской научной конференции. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. С. 150–157.

4. Григорьева М. В. Эмоциональные процессы и состояния в системе динамичных взаимодействий школьника и образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, № 3. С. 10–18.

5. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. С.-Петербург: СПбГМУ. 2009. 136 с.

6. Кружкова О. В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 1 (5). С. 36–47.

7. Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3 (2). С. 222–227.

8. Кружкова О. В. Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования: дис. … канд. псих. наук. Казань, 2006.

9. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова; Авантитул, 2004. 376 с.

10. Метод объективного анализа стресс-факторов в студенческой среде высшей школы / Г. Аракелов, В. Аршинова, Г. Жданова, С. Тарлыкова // Научное обозрение. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 5. С. 139–147.

11. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. Москва: Смысл, 2010. 235 с.

12. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS. Профессиональный статистический анализ данных. С.-Петербург: Питер, 2013. 416 с.

13. Савина Н. Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. С. 302–306.

14. Учет эффектов активизации и ингибиции субъектности при воздействии стресс-факторов городской среды в системе образования / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, А. Ю. Плешакова, В. А. Чупина // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 22–28.

15. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика: введение / пер. с англ. А. С. Науменко, А. Ю. Попова; под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. 445 с.

16. Фоменко С. Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики: учебное пособие // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 9. С. 22–23.

17. Фоменко С. Л. Центр педагогики высшей школы // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 156–157.

18. Шварева Е. В. Жизнестойкость как психологическая характеристика участников современной образовательной среды // Педагогическое образование в России. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2011. № 4. С. 180–185.

19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл. 2001. 365 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бойко А.Д. ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДИСПОЗИЦИЙ ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Образование и наука. 2015;(8):65-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-65-80

For citation: Boyko A.D. DISPOSITION DIAGNOSTIC MEANS OF DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2015;(8):65-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-65-80

Просмотров: 496

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)