Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-120-133

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – выявить возможности психолого-педагогической фасилитации старшеклассников для формирования их ценностно-смысловой сферы и решения проблемы самоопределения личности.

Методы. В работе использовались анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных источников о методологии, теории и практике психолого-педагогической фасилитации. В исследовательском эксперименте была задействована методика ценностных ориентаций М. Рокича. В качестве средств фасилитации применялись эссе, беседы, консультирование, недирективные тренинги и дискуссии.

Результаты. Доказывается необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса становления личности в юношеском возрасте, которое должно основываться на гуманистическом подходе и идее фасилитации, выдвинутой К. Роджерсом в противовес авторитарным, директивным методам воздействия. Данные предпринятого автором эксперимента, в ходе которого осуществлялась психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся старших классов, показывают положительное влияние фасилитации на формирование ценностной структуры личности школьников, укрепление их активной позиции по отношению к окружающему миру и к своему будущему. Научная новизна работы заключается в уточнении понятия психолого-педагогической фасилитации применительно к проблеме самоопределения старшеклассников. Высказано предположение о непосредственной связи между компетентной психолого-педагогической поддержкой и стабилизацией психических процессов, верность чего подтверждается статистически значимыми результатами исследования динамики ценностной иерархии учеников старшей школы.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы для разработки специальных программ в общеобразовательных учреждениях и в дополнительном образовании.

Об авторе

Дмитрий Владимирович Кузнецов
Уральский федеральный университет
Россия

соискатель кафедры психологии развития и педагогической психологии,

Екатеринбург



Список литературы

1. Афанасьева О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: монография. Москва: МГОУ, 2007. 324 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. 2е изд. Москва; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1997. 352 с.

3. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. … дра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 398 с.

4. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Москва: Педагогика, 1987. 184 с.

5. Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.

6. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. Москва: Политиздат, 1984. 335 с.

7. Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23–30.

8. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича [Электрон. ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/tool/metodika-opredeleniya-cennostnyhorientaciy-m-rokicha (дата обращения:12.05.2014).

9. Патяева Е. Ю. Практики саморазвития личности в изменяющемся мире [Электрон. ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8, № 41. С. 5. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2015).

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. Москва: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

11. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться: пер. с англ. Москва: Смысл, 2002. 527 с.

12. Ромашина С. Я., Майер А. А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: учебное пособие. Москва: Вита-Пресс, 2010. 63 с.

13. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 15 января 2015).

14. Чуева М. Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: сборник научных трудов. Вып. 5: Самара: Инсома-Пресс, 2011. С. 454–459.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996. 334 с.

16. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80’s. Columbus, OH: Charles E. Merrill, 1983. 368 p.

17. Shu-Ling Peng, Biing-Lin Cherng & Hsueh-Chih Chen. The effects of classroom goal structures on the creativity of junior high school students // Educational Psychology: An International Journal of Experimental Educational Psychology. Vol. 33. Issue 5. 2013. Р. 540–560.


Для цитирования:


Кузнецов Д.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Образование и наука. 2015;(9):120-133. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-120-133

For citation:


Kuznetsov D.V. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACILITATION AS A NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL SELF-DETERMINATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS. The Education and science journal. 2015;(9):120-133. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-120-133

Просмотров: 524


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)