Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-64-79

Аннотация

Цель статьи – сравнение российской и зарубежной практики общественной экспертизы качества общего образования для научного обоснования ее специфики как социального феномена и инструмента оценки состояния школьного образования.

Методология и методика исследования. Авторы работы в ходе исследования опирались на концепции общественного блага и социально значимой деятельности, раскрывающие социальную функцию и природу образования; а также на методологические принципы гуманитарной экспертизы. Осмысление и обобщение содержания публикаций по теме (размещенных в сети Интернет и в периодической печати) с глубиной поиска не более 5 лет производились на основе методов деконструкции, проблемного и сравнительного анализа.

Результаты. Констатируется общая для развитых стран тенденция роста внимания к оценке образования со стороны социума под влиянием внешних для системы образования факторов. Предметы общественной оценки и в России, и за рубежом также в целом совпадают – это различные аспекты удовлетворенности качеством образования, его доступность, открытость деятельности учебных организаций. Однако в современной России пока наиболее значимым фактором, влияющим на усиление общественного контроля работы школ, является государственная политика и нормативные акты, закрепляющие право семьи и социума принимать участие в деятельности школ и оценивать качество оказываемых им услуг. Высокий уровень регламентации со стороны государства, как основного заказчика общественной оценки, и относительно низкая гражданская активность сужают пространство общественной оценки, ограничивают ее критериальную базу. Тем не менее показано, что общественное влияние на сферу образования в западных странах и в РФ смещается с позиций контроля на развитие диалога и партнерства. Для российской практики управления образованием остаются актуальными вопросы поддержки общественных инициатив и использования их потенциала, а также согласования государственной и общественной оценок качества образования.

Научная новизна. Уточнены цели, объекты и предметы независимой общественной экспертизы качества школьного образования. Изложены комплексные теоретические основания для проектирования моделей общественной оценки деятельности общеобразовательных учреждений, развития научных идей и технологий в области гуманитарной экспертизы.

Практическая значимость. Авторы полагают, что результаты и выводы предпринятого ими исследования опыта общественных экспертиз качества общего образования в разных странах и сведения о наиболее ценных примерах ее реализации будут способствовать развитию практики независимой оценки качества в нашей стране, повышению востребованности экспертных оценок государством, обществом и потребителями образовательных услуг.

Об авторах

Татьяна Валерьевна Потемкина
Институт управления образованием Российской академии образования, Москва (РФ)
Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией профессионального развития руководителей образования



Татьяна Ивановна Пуденко
Институт управления образованием Российской академии образования, Москва (РФ)
Россия

доктор экономических наук, доцент, заведующая лабораторией управления образовательными системами



Список литературы

1. Батрова О. Ф. Государственно-общественный контроль и оценка деятельности школы // Народное образование. 2010. № 2. С. 88–95.

2. Голосов О. В., Смагина В. В. Парадигма общественного участия в управлении и оценке качества образования // Вестник ТГУ. 2011. № 12 (104). С. 529–532.

3. Каминский В. С. Общественное мнение как индикатор эффективности государственного управления // Проблемы развития территорий. 2015. № 5 (79). С. 97–110.

4. Кускова М. В. Общественное участие в управлении школой// Образование и современность: коллективная монография / под науч. ред. Н. Н. Ройтблат, О. В. Суртаевой, Н. Г. Миловановой. С.-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО. 2012. 208 с.

5. Штомпка П. Доверие – основа общества / пер. с польск. Н. В. Морозовой. Москва: Логос, 2012. 440 с.

6. Anderson K., Minke K. Parental involvement in education: Toward an understanding of parents’ decision making // The Journal of Educational Research. 2010. Vol. 100. № 5. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.3200/JOER.100.5.311–323 (дата обращения: 3.02.2015).

7. Bradley S., Taylor J. The report card on competition in schools. [Adam Smith Institute]. London. 2002. Available at: http://www.adamsmith.org/sites/default/files/images/uploads/publications/bradley-taylor-final.pdf (дата обращения: 5.09.2015).

8. Crea T. M., Reynolds, A. D., Degnan, E. Parent Engagement at a Cristo Rey High School: Building Home-School Partnerships in a Multicultural Immigrant Community // Journal of Catholic Education. 2015. Vol. 19. № 1. Available at: http://dx.doi.org/10.15365/joce.1901112015.

9. Green F., Machin S., Murphy R. Yu Z. Competition for Private and State School Teachers. [Centre for the Economics of Education London School of Economics]. London, 2010. Available at: http://cee.lse.ac.uk/ceedps/ceedp94.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

10. Hakhverdian A., Mayne Q. Institutional Trust, Education, and Corruption: A Micro-Macro Interactive Approach // Journal of Politics. 2012. Vol. 74. № 3. Available at: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/9639965/Mayne-InstitutionalTrust.pdf.

11. Heyneman S. Education and corruption // International Journal of Educational Development. 2004. Vol. 24. № 6. Available at: http:// www.researchgate.net/ profile/Stephen_Heyneman/publication/44838168_Education_and_corruption/links/ 00b7d530294a187dbe000000.pdf.

12. Hornby G., Lafaele R. Barriers to parental involvement in education: an explanatory model // Educational Review. 2011. Vol. 63. № 1. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/00131911.2010.488049 (дата обращения: 15.10.2015).

13. Kellaghan T. Public examinations, national and international assessment, and educational policy. [Educational Research Centre St Patrick’s College]. Dublin. 2004. Available at: http://siteresources.worldbank.org/INTAFRREGTOPSEIA/Resources/paper_Kellaghan.pdf (дата обращения: 15.10.2015).

14. Kohl G., Lengua L., McMahon RJ. Parent involvement in school: Conceptualizing multiple dimensions of their relations with family and demographic risk factors// Journal of School Psychology. 2000. Vol. 38. № 6. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2847291/ (дата обращения: 11.10.2015).

15. Sawiński Z. Zaufanie społeczeństwa do edukacji w Polsce i w krajach europejskich. 2013. Vol. 2. № 122. Available at: http://www.edukacja.ibe.edu.pl/images/numery/2013/2–4-sawinski-zaufanie-spoleczenstwa-do-edukacji.pdf (дата обращения: 18.10.2015).

16. Stensaker B., Harvey L. Old wine in new bottles? A comparison of public and private accreditation schemes in higher education // Higher Education Policy. 2006. Vol. 19. Available at: http://www.palgrave-journals.com/hep/journal/v19/n1/pdf/8300110a.pdf (дата обращения: 15.10.2015).

17. Thurston D. Leveling the Home Advantage: Assessing the Effectiveness of Parental Involvement in Elementary School // Sociology of Education. 2005. Vol. 78 (July). Available at: http://www.education.uci.edu/person/domina_t/docs/TD-SOE.pdf (дата обращения: 5.09.2015).

18. Veronese G., Pepe A., Jaradah A., Murannak F., Hamdouna H. Quality of Life and Determinants of Parents’ School Satisfaction in War Contexts A Mixed-Method Exploratory Study in Palestine // Sage Open. 2015. October – December. Available at: http://sgo.sagepub.com/content/spsgo/5/4/2158244015608422.full.pdf.

19. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. 2014. Vol. 66. № 3. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00131911.2013.780009#.Vl15I9L hDs0 (дата обращения: 20.11.2015).

20. Williams B., Williams J., Ullman. A. Parental involvement in education. [Department for Education and Skills]. 2002. London. Available at: http://dera.ioe.ac.uk/4669/1/RR332.pdf (дата обращения: 13.11.2015).

21. Willmott R. Education Policy and Realist Social Theory. 2002. [Taylor and Francis group]. London and New York. Available at: http:// samples. sainsburysebooks.co.uk/9781134493548_sample_528821.pdf (дата обращения: 21.11.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Потемкина Т.В., Пуденко Т.И. НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ. Образование и наука. 2015;(10):64-79. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-64-79

For citation:


Potemkinа T.V., Pudenko T.I. INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION: SOCIAL EXPERTISE IN FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICE. The Education and science journal. 2015;(10):64-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-64-79

Просмотров: 2116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)