Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНО АДАПТИРОВАННЫЙ КУРРИКУЛУМ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-80-93

Полный текст:

Аннотация

Целью изложенного в статье исследования является анализ и обсуждение проблемы индивидуального планирования изучения в конкретном классе учебной программы. Данное планирование рассматривается с позиций адаптированного куррикулума – средства реализации международного принципа инклюзивного образования.

Методы, использованные в работе, включают обзор зарубежной литературы о различных аспектах инклюзивного образования и обобщение данного материала; научно-педагогический анализ одной из передовых теорий трансформации общего образования, основанной на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Результаты. Подробное изучение модели куррикулума, предложенной Берит Йонсен, показало, что в ней учтены все аспекты, которые должны быть приняты во внимание в период освоения методов и форм инклюзивного образования в условиях общей школы. Эта модель, подкрепленная соответствующими учебниками, учебными пособиями, содержательным и организационным методическими блоками, комплексом критериев и показателей оценкикачества обучения, технологиями и средствами коммуникации, является идеальным инструментом для учителя при планировании значимых и индивидуально адаптированных программ. Обзор литературы показал эффективность реализации разработанных и заявленных Организацией Объединенных Наций деклараций и других международных документов, касающихся инклюзивного образования и соблюдения прав детей с особыми потребностями. Главная цель данных нормативных актов – исключение каких-либо видов дискриминации учащихся с ограниченными возможностями.

Научная новизна и практическая значимость. Новизна и актуальность работы заключаются в инновационных предложениях по разработке учебных программ общей школы с инклюзивным обучением, ориентированных на гуманизацию человеческого сообщества. В настоящее время вопросы инклюзивного образования широко и активно обсуждаются во всех развитых странах. В некоторых из них такое образование насчитывает историю в несколько десятилетий. Другие государства находятся только в начале пути по освоению идей и методов подобного обучения и воспитания подрастающего поколения. Для стран, приступивших к реформам в сфере образования, очень важен поиск путей правильного и эффективного приспособления модели куррикулума к учебному процессу для успешной социализации детей и подростков.

Об авторе

Фарид Aламдар оглу Сулейманов
Институт Проблем Образования Республики Азербайджан, Баку (Азербайджан)
Россия
Старший научный сотрудник отдела инклюзивного образования


Список литературы

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5–16.

2. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

3. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу. Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

4. Befring E. The Child Welfare Service in Norway – Perspectives and Challenges. In B. H. Johnsen (ed.). Socio-Emotional Growth and Development of Learning Strategies 2005. Oslo: Unipub – Oslo Academic Press, 2005.

5. Befring E. The Enrichment Perspective: A Special Educational Approach to an Inclusive School. In B. H. Johnsen & M. D. Skjørten, (eds.). Education – Special Needs Education: An Introduction. Oslo: Unipub, 2001.

6. Bruner J. The Process of Education. Harvard University Press, 1960.

7. Ensuring Access to education for All: Guidelines for Inclusion. UNESCO, 2005.

8. Johnsen H. B. A Curricular Approach to Inclusive Education. Some Thoughts concerning Practice, Innovation and Research, 2012.

9. Kirk S. A., et. al. Educating Exceptional Children. Thirteenth edition. USA, Hougthon Mifflin Company. Chapter 3. Early Intervention Supports and Services, 2011.

10. Lipsky D. K., and Gartner A. Beyond separate education: quality education for all. Baltimore: Paul Brookes Publishing, 1989.

11. Rogoff B. The Cultural Nature of Human Development. Oxford: University Press, 2003.

12. Rye H. Helping Children and Families with Special Needs: A Resource-Oriented Approach. In B. H. Johnsen & M. D. Skjørten (Eds.). Education – Special Needs Education: An Introduction. Oslo: Unipub, 2001.

13. Vygotsky L. Mind in Society. Cambridge: Harvard University Press, 1978.


Для цитирования:


Сулейманов Ф.A. ИНДИВИДУАЛЬНО АДАПТИРОВАННЫЙ КУРРИКУЛУМ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2015;(10):80-93. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-80-93

For citation:


Suleymanov F.A. INDIVIDUALLY ADAPTED CURRICULUM FOR INCLUSIVE EDUCATION. The Education and science journal. 2015;(10):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-80-93

Просмотров: 406


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)