Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-4-20

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – выделить в содержании обучения математики те элементы и виды познавательной деятельности, которые носят метапредметный характер и являются основой для формирования универсальных учебных действий, а также средствами для исследования не только математических объектов, но и объектов других наук.

Методология и методики исследования. Исследование базируется на системно-структурном и деятельностном подходах. Использовались анализ литературы и опытно-экспериментальная работа.

Результаты. Среди метапредметных результатов обучения математике выделены следующие виды математических схем мышления: логические, алгоритмические, комбинаторные, образно-геометрические, стохастические. Дана характеристика и описана специфика каждого вида математических структур мышления. По мнению автора, главным средством формирования таких схем является решение соответствующих типов нестандартных задач.

Научная новизна. Теоретически обоснована роль математических схем мышления как метапредметных результатов обучения; показаны варианты их формирования в учебной деятельности.

Практическая значимость. Выделены перспективные направления изменения акцентов в содержании обучения математике, направленные на повышение в обучении роли математических схем мышления как основы формирования универсальных познавательных учебных действий.

Об авторе

В. А. Тестов
Вологодский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и методики преподавания математики,

Вологда



Список литературы

1. Атаханов Р. А. К диагностике развития математического мышления // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 60–67.

2. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий (УУД) при обучении геометрии. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. 205 с.

3. Гарднер Мартин. Есть идея! Москва: Мир, 1982.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: 1996.

5. Зайкин М. И. Тренинговая служба в системе математического образования школьников // Математическое образование: традиции и современность: тезисы федеральной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 1997. С. 38–40.

6. Лазарев В. С. О формировании познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. 2014. № 6. С. 3–12.

7. Лазарев В. С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика. 2015. № 4. С. 10–19.

8. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Москва, 1979.

9. Маркушевич А. И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // Математика в школе. 1962. № 2. С. 3–14.

10. Найссер У. Познание и реальность. Москва: Прогресс, 1981. 230 с.

11. Подходова Н. С., Злобина Д. А. Основы развития умения работать с абстрактным материалом как одной из метафункций математики // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: сборник научных работ, представленных на Международную научно-практическую конференцию. Плоцк, 2010. Szkola Wyzsza im. Pawla Wlodkowica w Plocku.

12. Подходова Н. С., Фефилова Е. Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действии при обучении математике // Тенденции и перспективы развития математического образования: материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педвузов. Киров: ВятГГУ, 2014. С. 238–240.

13. Подходова Н. С., Кококарь О. А., Фефилова Е. Ф. Реализация ФГОС ОО: новые решения в обучении математике: учебно-методическое пособие. С.-Петербург; Архангельск: КАРА, 2014. 255 с.

14. Пономарев Я. А. Развитие внутреннего плана действий в процессе обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Москва: Просвещение, 1966. С. 395–441.

15. Слепкань З. И. Методическая система реализации развивающей функции обучения математике в средней школе: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1987. 47 с.

16. Столяр А. А. Педагогика математики: курс лекций. Минск: Вышэйшая Школа, 1969.

17. Тестов В. А. Стратегия обучения математике: монография. Москва: Технологическая школа бизнеса. 1999. 303 с.

18. Тестов В. А. Основные проблемы развития математического образования // Образование и наука. № 4. 2014. С. 3–16.

19. Фундаментальное ядро общего среднего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. Москва: Просвещение, 2011.

20. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. Москва: Педагогика, 1980. 240 с.


Для цитирования:


Тестов В.А. О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Образование и наука. 2016;(1):4-20. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-4-20

For citation:


Testov V.A. SOME TYPES OF METASUBJECT RESULTS WHEN TEACHING MATHEMATICS. The Education and science journal. 2016;(1):4-20. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-4-20

Просмотров: 648


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)