ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель статьи – выделить в содержании обучения математики те элементы и виды познавательной деятельности, которые носят метапредметный характер и являются основой для формирования универсальных учебных действий, а также средствами для исследования не только математических объектов, но и объектов других наук.
Методология и методики исследования. Исследование базируется на системно-структурном и деятельностном подходах. Использовались анализ литературы и опытно-экспериментальная работа.
Результаты. Среди метапредметных результатов обучения математике выделены следующие виды математических схем мышления: логические, алгоритмические, комбинаторные, образно-геометрические, стохастические. Дана характеристика и описана специфика каждого вида математических структур мышления. По мнению автора, главным средством формирования таких схем является решение соответствующих типов нестандартных задач.
Научная новизна. Теоретически обоснована роль математических схем мышления как метапредметных результатов обучения; показаны варианты их формирования в учебной деятельности.
Практическая значимость. Выделены перспективные направления изменения акцентов в содержании обучения математике, направленные на повышение в обучении роли математических схем мышления как основы формирования универсальных познавательных учебных действий.
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Цель статьи состоит в описании таксономической модели, позволяющей классифицировать учебную информацию, педагогические контрольные материалы, а также уровни сформированности у обучающихся компетенций, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Методология и методики исследования основаны на квалиметрическом подходе, предполагающем педагогическую экспертизу элементов матрицы таксономической модели посредством групповых экспертных оценок в виде многофункциональной матрицы
Результаты. Описаны методика и математический аппарат для определения рейтинга ячеек многофункциональной матрицы, на основе которой осуществляется классификация рассматриваемых педагогических объектов.
Научная новизна. Предложена новая таксономическая модель, позволяющая решить проблему измеримости компонентов образовательных стандартов в условиях реализации в высшей школе компетентностного подхода.
Практическая значимость. Представленные в статье таксономическая модель и методика ее применения могут быть использованы для конкретизации компетентностно-ориентированных целей обучения в вузе и диагностики степени их достижения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Цель публикации – обсуждение содержания существующих в высшей школе образовательных программ по математическим дисциплинам и проблем преподавания математики при подготовке специалистов инженерных направлений.
Деятельностную и компетентностную основы математического образования инженеров невозможно усилить, находясь в жестких рамках консервативных академических программ по математике, которые не соответствуют целям и задачам современной профессиональной подготовки. Они удовлетворяют требованиям образовательных стандартов лишь по форме, а в реальности копируют традиционное обучение, характерное для прошлого века. Отсутствие четких рекомендаций по реконструкции действовавших десятилетиями привычных для преподавателей математических кафедр учебных планов приводит лишь к формальному механическому сокращению часов, отводимых на изучение требуемых разделов и тем.
Методы, использовавшиеся в работе, – анализ, обобщение, письменный анонимный опрос студентов.
Результаты и научная новизна. На основе анализа как существующих программ и результатов их усвоения, так и самого процесса преподавания математики в целом автор приходит к выводу о необходимости построения программ математических дисциплин на новых практических принципах, которые дополнят перечень основных дидактических положений высшего образования и помогут определить и предпринять конкретные действия по преобразованию программ по существу. В качестве таких новых принципов отбора содержания математической подготовки предлагаются принципы лакунарности, надежности, минимализма, избирательности и ИКТ-сопровождения. Методами реализации этих принципов могут стать анализ компетенций, анализ научных статей и диссертаций по группе научных специальностей, связанных с направлениями обучения, проведение аналогий, интервьюирование ключевых специалистов и преподавателей, экспертные оценки, формализация требований и др. Описанная в статье перестройка программ по математике направлена на развитие у студентов технического университета логического и алгоритмического мышления, воспитание у них прикладной математической культуры, формирование интуиции и эрудиции в вопросах применения математики.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны руководителям и методистам математических кафедр технических университетов, разработчикам новых программ по математике и образовательных стандартов по инженерным направлениям подготовки.
Цель публикации – описание исследовательского поиска решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании.
Методы. В процессе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, моделирования, синтеза и обобщения. Детализация предлагаемой авторами модели обучения рабочих осуществлялась на основе глубинных интервью с экспертами – представителями крупных предприятий, осуществляющими обучение персонала.
Результаты. Констатируется социально-педагогическое противоречие, которое заключается в остром дефиците квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств, с одной стороны, и недостаточно эффективных мерах системы профессионального образования по удовлетворению потребностей таких производств, с другой стороны. Причины несоответствия, а следовательно, и снижения качества подготовки рабочих кадров выявлены на основе сравнения идеальной компетентностной модели мастера ПО и преподавателя СПО с компетенциями, представленными в образовательных и профессиональном стандартах и обсуждаемых проектах. Охарактеризованы особенности педагогического процесса в условиях высокотехнологичного производства. С целью повышения качества обучения профессиональных рабочих кадров и приведения его в соответствие с нуждами производства предложен сетевой формат взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и бизнес-организаций.
Научная новизна. Уточнено понятие «педагогический процесс» с учетом специфики подготовки рабочих для высокотехнологичного производства. Осуществлена разработка уникального сетевого проекта по созданию и внедрению инновационного учебно-методического комплекса для сварочного оборудования фирмы Fronius.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны руководителям служб по обучению и повышению квалификации персонала высокотехнологичных производств, а также руководителям организаций профессионального образования при решении проблем повышения качества подготовки рабочих кадров, мастеров ПО, преподавателей СПО.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Цель статьи – представить модель взаимодействия университета и бизнес-корпораций в едином информационном и образовательном пространстве, где существуют единые требования к содержанию и качеству образования и в равной степени удовлетворяются потребности науки, образования и бизнеса.
Методы, использованные в работе: обобщение содержания отечественных и зарубежных источников по проблеме профессионально-педагогического образования; методы экспертной оценки и системного анализа.
Результаты. Описаны итоги информационного поиска, в ходе которого выявлены недостатки существующих технологий онлайн-обучения. Предложена концепция онлайн-платформы «Университет III тысячелетия», основу которой составляет идея аутсорсинга корпоративного обучения современному университету. Такое сотрудничество позволяет организациям сокращать затраты на обучение сотрудников, а вузу – привлекать дополнительные средства на проведение научных исследований за счет разработки и продажи инновационных образовательных продуктов, а кроме того, успешно трудоустраивать выпускников и внедрять инновации.
Научная новизна. Определены компетенции «as is» (как есть), которыми должен обладать университет при запуске проекта онлайн-платформы, и компетенции «as to be» (как должно быть), которые следует освоить университету для эффективной реализации данного проекта. Выявлены наиболее высокие риски внутренних системных напряжений в структуре онлайн-платформы и внешних вызовов для сотрудничества бизнеса и университета на базе данной платформы. Построена стратегическая матрица пересечений системных напряжений и внешних вызовов, позволяющая обозначить значимые задачи, требующие решения в процессе реализации проекта. Определена взаимосвязь выявленных задач с формируемыми компетенциями «as to be», разработана бизнес-модель «Канвас» образовательной онлайн-платформы.
Практическая значимость. Предложена модель взаимодействия образования и бизнеса, в рамках которой органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности делегируют корпоративное обучение современному университету, эффективно выполняющему функции научно-исследовательского, образовательного и консультативного центра в различных областях знаний.
Результаты мониторинга готовности руководителей предприятий и организаций передать свои корпоративные системы обучения на аутсорсинг вузу подтверждают эффективность данного решения по сравнению с имеющимися альтернативами – существующими в вузах системами дополнительного образования, MOOC, корпоративными университетами.
Цель. В статье говорится о разработке организационно- методических основ формирования ИКТ-компетентности аспирантов на тре- тьей ступени высшего образования.
Методология и методики исследования. В работе были использованы теоретические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы сравнения и классификации, а также эмпирический метод наблюдения.
Результаты. Представлены направления отбора содержания образовательной программы, развивающей и закрепляющей ИКТ-компетентность аспирантов: воспитание ценностного отношения к применению ИКТ в профессиональной деятельности; формирование системы знаний и навыков обучающихся об информационной сфере, их готовности к использованию ИКТ в преподавании и научно-исследовательской работе, а также в управлении образованием; развитие навыков обработки и визуализации экспериментальных данных, моделирования процессов и явлений профессиональной деятельности с помощью ИКТ; освоение новых социально-педагогических ролей и умений создавать новую информационно-образовательную среду учебной организации. В соответствии с выделенными направлениями отобрано содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности». Разработаны целевые индикаторы и показатели ИКТ-компетентности аспирантов.
Научная новизна. Сформулировано авторское понимание ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров, разработана модель содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности», построенная на идее эволюционного развития ИКТ-компетентности аспирантов в трехуровневой системе высшей школы.
Практическая значимость. Предложенное содержание курса позволяет сформировать у будущих преподавателей-исследователей умения и навыки интеграции различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, педагогической, методической, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении ИКТ.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Цель статьи – обосновать необходимость обучения студентов навыкам общения на иностранном языке во время собеседования-интервью.
Методы. В исследовании применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретических – методов анализа, синтеза, обобщения научно-методических работ, соответствующих теме работы; эмпирических – дискурс-анализа институциональной коммуникации, сбора и накопления данных; экспериментальных – опытного обучения, внедрения.
Результаты и научная новизна. На конкретных примерах показано, как формировать у учащихся компетенции речевого поведения во время делового диалога, исходя из коммуникативной ситуации. Впервые на материале серии записей реальных собеседований рассмотрена и изучена коммуникативная структура собеседования-интервью, продемонстрирован процесс выбора его участниками стратегических целей и возможных вариантов поведения.
Практическая значимость. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в учебном процессе при непосредственном практическом обучении студентов навыкам общения на собеседовании-интервью, а также в теоретических лекционных курсах при обучении межкультурному общению, методике преподавания иностранных языков, языку специальности и т. п.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель работы – обосновать необходимость изменения критериев оценивания успеваемости учащихся по физической культуре.
Главная задача уроков физической культуры – формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Однако очевидны тенденция снижения интереса школьников к занятиям физической культурой и их чрезвычайно низкая двигательная активность, что отражается на здоровье подрастающего поколения. Единые унифицированные требования контрольных нормативов не способствуют развитию мотивации к занятиям физической культурой значительной части школьников. Для оптимизации организации физического воспитания необходим обязательный учет индивидуальных особенностей возрастного развития.
Методы. Двигательная активность школьников изучалась на основе измерения параметров силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, скорости, аэробной выносливости. Показатели общего физического развития (ОФР) каждого учащегося рассчитывались путем перевода абсолютных значений тестов в баллы по программе «Президентские состязания», среднее арифметическое значение которых принималось нами за показатель ОФР. Динамика общего физического развития (ДОФР) выявлялась через сопоставление показателей ОФР в начале и конце учебного года.
Уровень умственных способностей учащихся 8, 10 и 11-х классов определялся посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой, а в 6-х классах – на основе интеллектуального теста (ГИТ). Типологические особенности проявления свойств нервной системы – сила нервной системы, подвижность возбуждения и торможения, уравновешенность по «внешнему» и «внутреннему» балансам – исследовались с применением произвольных двигательных методик, предложенных Е. П. Ильиным [6].
Результаты. Экспериментально установлено, что в процессе взросления пики динамики двигательных способностей и интеллекта не совпадают во времени. Так, среди шестиклассников ДОФР достоверно выше у учащихся с низкой динамикой интеллекта, из чего явствует, что в возрасте 12–13 лет высокие темпы развития двигательных способностей сочетаются со сравнительно меньшей динамикой интеллекта, и наоборот. По мере взросления в 8– 11-х классах картина меняется – высокая ДОФР совпадает с высокой дина- микой интеллекта. При этом у учащихся 6-х классов с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по внутреннему балансу выявлена более высокая ДОФР на фоне низкой динамики интеллекта. Шестиклассникам со сравнительно слабой нервной системой и преобладанием торможения по внутреннему балансу, напротив, свойственна более выраженная динамика интеллекта и низкая ДОФР. Следовательно, в подростковом возрасте на соотношение динамики развития умственной и двигательной сфер личности влияют биологические предпосылки. У одних подростков доминирует развитие умственной сферы, а у других – двигательной. На этом фоне единые унифицированные требования контрольных нормативов нецелесообразны.
Научная новизна. Впервые представлены научные экспериментальные данные по соотношению динамики развития двигательных способностей и интеллекта в процессе взросления учащихся, различающихся типологическими особенностями свойств нервной системы. Полученные результаты могут стать основанием для разработки дифференцированных критериев системы оценивания успеваемости школьников на уроках физической культуры.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям физкультуры и методистам. Переориентация системы оценивания достижений учащихся на уроках физической культуры на индивидуальные особенности возрастного развития позволит нивелировать негативное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Цель статьи – подробный анализ монографии «Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент)», автором которой является член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор И. И. Логвинов. Книга вошла в серию «Фундаментальные исследования института теории и истории педагогики РАО. Труды 2008–2012».
Рецензия монографии И. И. Логвинова стала поводом для размышлений автора настоящей публикации об актуальных, наиболее острых проблемах современной российской системы образования: о статусе педагогики в современной отечественной науке; эволюции дидактического знания и его типологии; качестве диссертационных исследований и выхолащивании в научных педагогических концепциях фундаментальных оснований; идеологизации дидактики и роли государства в этом процессе.
Разбирая основные положения труда И. И. Логвинова, в чем-то соглашаясь, а в чем-то споря с коллегой, автор статьи утверждает, что это серьезная и нужная работа, в которой поднимаются крайне важные вопросы по поводу наиболее болезненных точек российской педагогической науки и состояния нашего образования в целом.
ДИСКУССИИ
Цели описанного в статье исследования – проанализировать и обобщить российский опыт использования публикационной активности в качестве критерия оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников; выявить роль мотивационных факторов, влияющих на эту активность.
Методы и методология. Авторами в ходе изучения заявленной темы применялась методология комплексного исследования, включающая методы анализа документов, сравнительного анализа, вторичного использования социологических и психологических данных.
Результаты и научная новизна. Рассмотрена международная и отечественная практика применения количественных и качественных показателей деятельности научно-педагогических работников вузов. Вскрыты причины, почему публикационная активность становится одним из ключевых параметров оценки достижений конкретного ученого, организации, в которой ведется научная работа, и в целом научного сообщества того или иного государства. Показана степень надежности данного критерия – его достоинства и недостатки. Сделан вывод о необходимости существенных изменений в управлении публикационной активностью, затрагивающих как профессиональную, так и мотивационную сферу научно-педагогических работников. Сформулированы наиболее приемлемые варианты измерения эффективности труда специалистов этой категории.
Практическая значимость. Материалы статьи могут служить базой для создания методики оценки профессиональной деятельности научно-педагогических кадров.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Цель публикации – обобщение опыта и определение основных направлений организации и осуществления воспитательной работы в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе (МОК).
Методы. Авторами использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез основных положений и подходов по изучаемой проблеме, обобщение эмпирических данных.
Результаты и научная новизна. Представлен многолетний положительный опыт построения системы воспитания в Пензенском государственном технологическом университете. На его основе определены основные векторы воспитательной работы в современном многоуровневом образовательном учреждении технического профиля: формирование социальных компетентностей обучающихся, педагогическое сопровождение их адаптации в вузе и профессионального самоопределения, развитие студенческого самоуправления. Охарактеризован комплект авторских программ по воспитанию учащейся молодежи, реализация которых предполагает поэтапное осуществление первичной диагностики, созидательно-преобразующей и оценочно-результативной деятельности. Сделан вывод о необходимости обязательной дополнительной психолого-педагогической подготовки преподавателей технического вуза, не имеющих базового педагогического образования, для эффективной воспитательной работы с разновозрастными учащимися, осваивающими разные специальности по программам различных образовательных уровней.
Практическая значимость. Представленные материалы могут быть использованы в практике воспитания не только в образовательных центрах технической специализации, так и в иных учебных учреждениях профессионального образования.
Цель статьи – показать возможности совершенствования подготовки китайских студентов, осваивающих профессию учителя музыки, при их приобщении к музыкальной культуре России.
Методология и методы. Авторы публикации опирались на идею взаимной экстраполяции опыта российских и китайских педагогов – взаимообмен как традиционными методами и средствами музыкального образования, доказавшими свою эффективность, так и современными методиками подготовки учителей музыки. В работе использовались анализ и обобщение содержания существующих литературных источников; анализ состояния современного процесса профессионального педагогического образования будущих учителей музыки в университетах Китая и России.
Результаты исследования: описаны способы и средства приобщения китайских студентов – будущих учителей музыки к виолончельной музыкальной культуре России на основе взаимосвязи искусств и различных видов художественной деятельности и освоения профессиональной исполнительской техники игры на виолончели. Показано, что такие средства и способы служат взаимообогащению национальных культур, укреплению международных связей.
Научная новизна. Выявлены наиболее эффективные, с точки зрения авторов статьи, методики профессиональной подготовки учителей музыки: полихудожественное образование, базирующееся на сопоставлении разных видов искусства (музыки, поэзии, танца, театра, изобразительного искусства) и поиске их пересечения для более глубокого проникновения в пластику интонаций музыкального произведения; метод ретроспективы и перспективы, заключающийся в сравнительном анализе классических, заимствованных из арсенала признанных мастеров и современных манер исполнения и способов обучения игре на избранном инструменте; метод российского педагога, музыканта и композитора Д. Б. Кабалевского, основанный на восприятии и размышлении о музыке, расширяющий представления о диапазоне стилей исполнения, возможностях интерпретации музыкального произведения, специфике индивидуальной техники и ее эстетических особенностях у каждого музыканта. Опорные конспекты, которые предлагается создавать студентам в процессе такого размышления, в дальнейшем могут быть использованы ими в реальной профессиональной деятельности в качестве основного материала для музыкального анализа произведений на уроках в школе.
Практическая значимость: сформулированы рекомендации по реализации полихудожественного образования, метода перспективы и ретроспективы, восприятия и размышления о музыке, а также по применению в учебном процессе современных технических средств обучения учителей музыки, специализирующихся по классу виолончели.
ISSN 2310-5828 (Online)