ПРОБЛЕМА ИЗМЕРИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-21-33
Resumen
Цель статьи состоит в описании таксономической модели, позволяющей классифицировать учебную информацию, педагогические контрольные материалы, а также уровни сформированности у обучающихся компетенций, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Методология и методики исследования основаны на квалиметрическом подходе, предполагающем педагогическую экспертизу элементов матрицы таксономической модели посредством групповых экспертных оценок в виде многофункциональной матрицы
Результаты. Описаны методика и математический аппарат для определения рейтинга ячеек многофункциональной матрицы, на основе которой осуществляется классификация рассматриваемых педагогических объектов.
Научная новизна. Предложена новая таксономическая модель, позволяющая решить проблему измеримости компонентов образовательных стандартов в условиях реализации в высшей школе компетентностного подхода.
Практическая значимость. Представленные в статье таксономическая модель и методика ее применения могут быть использованы для конкретизации компетентностно-ориентированных целей обучения в вузе и диагностики степени их достижения.
Palabras clave
De los autores
Ю. ШиховRussian Federation
О. Шихова
Russian Federation
А. Касаткин
Russian Federation
Referencias
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Издательство института профобразования и МО, 1995. 336 с.
2. Вербицкая Н. О., Котова Д. И., Романцев Г. М., Федоров В. А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. № 5. С. 119–125.
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва: Педагогика, 1991. 239 с.
4. Любимова О. В., Шихова О. Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография. Ижевск: ИжГТУ, 2009. 184 с.
5. Родионов Б. У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 12 с.
6. Соколов В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт): монография. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 86 с.
7. Чошанов М. А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. 2000. № 4. С. 86–91.
8. Шихов Ю. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «школа – втуз» // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50–52.
9. Шихов Ю. А. Квалитативная технология конструирования дидактических тестов // Образование и наука. 2004. № 5. С. 53–60.
10. Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Современные фундаментальные и прикладные исследования: международное научное издание. 2013. № 4 (11). С. 35–39.
11. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 7 (103). С. 40–57.
Recensión
Para cita:
Shikhov Y.A., Shikhova O.F., Kasatkin A.A. THE PROBLEM OF STANDARDS MEASURABILITY IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(1):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-21-33