ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75
Аннотация
Цель публикации – описание исследовательского поиска решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании.
Методы. В процессе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, моделирования, синтеза и обобщения. Детализация предлагаемой авторами модели обучения рабочих осуществлялась на основе глубинных интервью с экспертами – представителями крупных предприятий, осуществляющими обучение персонала.
Результаты. Констатируется социально-педагогическое противоречие, которое заключается в остром дефиците квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств, с одной стороны, и недостаточно эффективных мерах системы профессионального образования по удовлетворению потребностей таких производств, с другой стороны. Причины несоответствия, а следовательно, и снижения качества подготовки рабочих кадров выявлены на основе сравнения идеальной компетентностной модели мастера ПО и преподавателя СПО с компетенциями, представленными в образовательных и профессиональном стандартах и обсуждаемых проектах. Охарактеризованы особенности педагогического процесса в условиях высокотехнологичного производства. С целью повышения качества обучения профессиональных рабочих кадров и приведения его в соответствие с нуждами производства предложен сетевой формат взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и бизнес-организаций.
Научная новизна. Уточнено понятие «педагогический процесс» с учетом специфики подготовки рабочих для высокотехнологичного производства. Осуществлена разработка уникального сетевого проекта по созданию и внедрению инновационного учебно-методического комплекса для сварочного оборудования фирмы Fronius.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны руководителям служб по обучению и повышению квалификации персонала высокотехнологичных производств, а также руководителям организаций профессионального образования при решении проблем повышения качества подготовки рабочих кадров, мастеров ПО, преподавателей СПО.
Об авторах
М. А. ДреминаРоссия
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента,
Екатеринбург
В. А. Копнов
Россия
доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе,
Екатеринбург
А. И. Лыжин
Россия
аспирант, специалист отдела магистратуры, аспирантуры и докторантуры,
Екатеринбург
Список литературы
1. Дремина М. А., Горбунова Г. А., Копнов В. А. Влияние корпоративной культуры на адорнацию компетенций выпускников // Образование и наука. 2015. № 5. С. 39–57.
2. Дремина М. А., Копнов В. А., Станкин А. А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества. С.-Петербург: Лань, 2015.
3. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. С.-Петербург: СПбУЭФ, 1996.
4. Еленева Ю. Я., Черноскутова И. А., Просвирина М. Е. Концептуальная модель мониторинга подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для организаций ОПК // Управление экономическими системами [Электрон. ресурс]. 2014. № 8 (68). Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs68-682014/item/3014-2014-08-15-08-53-21.
5. Колегова Е. Д., Маврина И. Н., Мокроносов А. Г., Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Подготовка рабочих кадров для инновационной экономики: проблемы и пути решения // Вопросы управления [Электрон. ресурс]. 2012. № 2. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/10/.
6. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. С.-Петербург: Политехника, 2002.
7. Лыжин А. И. Инновационные средства повышения компетентности рабочего персонала машиностроительных производств // Региональное образование и рынок труда. 2014. № 1 (5). С. 18.
8. Потехина Н. В. Роль человеческого капитала в экономическом росте // Вестник Томского государственного ун-та. 2007. № 295 С. 207–209.
9. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011.
10. Сагдеева Л. С. Управление качеством человеческого капитала в условиях инновационного развития региона // Управление экономическими системами [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (39). Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1151-2012-03-20-05-58-23.
11. Сидоров С. В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [Электрон. ресурс]. 2013. Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_3.htm.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва: Академия, 2002.
13. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.
14. Штепа М. В. Оценка технического развития предприятий в условиях конкуренции // Российское предпринимательство. 2013. № 5 (227). С. 33–40.
15. Щепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Москва: Финансы и статистика, 1992.
16. Сайт Свердловского областного телевидения [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
17. http://www.obltv.ru/news/society/itogi_nedeli_pramaja_linija_s_vladimirom_putinym-2015/.
18. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/strategy_06.pdf.
19. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902317973.
20. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70643464/#ixzz3bzAunwbo
21. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». (Проект). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0CCIQFjAB&url=http%3A%2F%2Frsue.ru%2Fdoc%2Fstandart%2Ffgosvo3%2Fproekt%2F440304.doc&ei=tgqJVbbtLoLWU7rJgPgB&usg=AFQjCNGnb6w8k2vd4YOiJbHV2Qq0godmLQ&bvm=bv.96339352, d.d24.
22. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/44.02.06.pdf.
23. Профессиональный стандарт «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)». (Проект). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://umo.sportedu.ru/sites/umo.sportedu.ru/files/profstprep_1.pdf.
24. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Направление подготовки 38.03.02. «Менеджмент». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&cad=rja&uact=8&ved=0CDIQFjAD&url=http%3A%2F%2Fwww.osu.ru%2Fdocs%2Ffgos%2Fproekt%2Fbak_38.03.02.doc&ei=YpKKVcqHCcjfywPdk7iAAQ&usg=AFQjCNFweHqktM9IBfxyTRm4guolBzAzwA&bvm=bv.96339352, d.bGQ.
25. Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня СПО). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fbakalavr.ntf.ru%2FDswMedia%2Fversiya2_rekomendaciiposetevomuvzaimodeyst.doc&ei=QxiNVcupNIqxUenekMgK&usg=AFQjCNELMRj_n5UyXrt8sw319OHT1inAXQ&bvm=bv.96782255, d.d24&cad=rjt.
26. Вескеr G. Human Capital. N. Y., 1964.
27. Dominik E. Froehlich, Simon A. J. Beausaert, Mien S. R. Segers. Great Expectations: The Relationship Between Future Time Perspective, Learning from Others, and Employability // Vocations and Learning. 2015. Р. 214–227.
28. Joseph Kessels, Kitty Kwakman. Interface: establishing knowledge networks between higher vocational education and businesses // Higher Education. 2007. Р. 659–703.
29. Külliki Tafel-Viia, Krista Loogma, Silja Lassur, Anne Roosipõld. Networks as Agents of Innovation: Teacher Networking in the Context of Vocational and Professional Higher Education Reforms // Vocations and Learning. 2012. Р. 175–193.
30. The mass communication program in UNESCO // Audiovisual communication review. 1954. Р. 190–207.
31. PMBOK® Guide. Fourth edition. Project Management Institute, Inc. 2008. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://startupseminar.ru/_ld/0/17_301907_2D9D3_pm.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Дремина М.А., Копнов В.А., Лыжин А.И. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. Образование и наука. 2016;(1):50-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75
For citation:
Dremina M.A., Kopnov V.A., Lyzhin A.I. TRAINING EMPLOYEES TO WORK WITH HI-TECH EQUIPMENT. The Education and science journal. 2016;(1):50-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75