ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75

Полный текст:


Аннотация

Цель публикации – описание исследовательского поиска решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании.

Методы. В процессе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, моделирования, синтеза и обобщения. Детализация предлагаемой авторами модели обучения рабочих осуществлялась на основе глубинных интервью с экспертами – представителями крупных предприятий, осуществляющими обучение персонала.

Результаты. Констатируется социально-педагогическое противоречие, которое заключается в остром дефиците квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств, с одной стороны, и недостаточно эффективных мерах системы профессионального образования по удовлетворению потребностей таких производств, с другой стороны. Причины несоответствия, а следовательно, и снижения качества подготовки рабочих кадров выявлены на основе сравнения идеальной компетентностной модели мастера ПО и преподавателя СПО с компетенциями, представленными в образовательных и профессиональном стандартах и обсуждаемых проектах. Охарактеризованы особенности педагогического процесса в условиях высокотехнологичного производства. С целью повышения качества обучения профессиональных рабочих кадров и приведения его в соответствие с нуждами производства предложен сетевой формат взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и бизнес-организаций.

Научная новизна. Уточнено понятие «педагогический процесс» с учетом специфики подготовки рабочих для высокотехнологичного производства. Осуществлена разработка уникального сетевого проекта по созданию и внедрению инновационного учебно-методического комплекса для сварочного оборудования фирмы Fronius.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны руководителям служб по обучению и повышению квалификации персонала высокотехнологичных производств, а также руководителям организаций профессионального образования при решении проблем повышения качества подготовки рабочих кадров, мастеров ПО, преподавателей СПО.


Об авторах

М. А. Дремина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента,

Екатеринбург



В. А. Копнов
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе,

Екатеринбург



А. И. Лыжин
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

аспирант, специалист отдела магистратуры, аспирантуры и докторантуры,

Екатеринбург



Список литературы

1. Дремина М. А., Горбунова Г. А., Копнов В. А. Влияние корпоративной культуры на адорнацию компетенций выпускников // Образование и наука. 2015. № 5. С. 39–57.

2. Дремина М. А., Копнов В. А., Станкин А. А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества. С.-Петербург: Лань, 2015.

3. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. С.-Петербург: СПбУЭФ, 1996.

4. Еленева Ю. Я., Черноскутова И. А., Просвирина М. Е. Концептуальная модель мониторинга подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для организаций ОПК // Управление экономическими системами [Электрон. ресурс]. 2014. № 8 (68). Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs68-682014/item/3014-2014-08-15-08-53-21.

5. Колегова Е. Д., Маврина И. Н., Мокроносов А. Г., Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Подготовка рабочих кадров для инновационной экономики: проблемы и пути решения // Вопросы управления [Электрон. ресурс]. 2012. № 2. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/10/.

6. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. С.-Петербург: Политехника, 2002.

7. Лыжин А. И. Инновационные средства повышения компетентности рабочего персонала машиностроительных производств // Региональное образование и рынок труда. 2014. № 1 (5). С. 18.

8. Потехина Н. В. Роль человеческого капитала в экономическом росте // Вестник Томского государственного ун-та. 2007. № 295 С. 207–209.

9. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011.

10. Сагдеева Л. С. Управление качеством человеческого капитала в условиях инновационного развития региона // Управление экономическими системами [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (39). Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1151-2012-03-20-05-58-23.

11. Сидоров С. В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [Электрон. ресурс]. 2013. Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_3.htm.

12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва: Академия, 2002.

13. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.

14. Штепа М. В. Оценка технического развития предприятий в условиях конкуренции // Российское предпринимательство. 2013. № 5 (227). С. 33–40.

15. Щепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Москва: Финансы и статистика, 1992.

16. Сайт Свердловского областного телевидения [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

17. http://www.obltv.ru/news/society/itogi_nedeli_pramaja_linija_s_vladimirom_putinym-2015/.

18. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/strategy_06.pdf.

19. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902317973.

20. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70643464/#ixzz3bzAunwbo

21. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». (Проект). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0CCIQFjAB&url=http%3A%2F%2Frsue.ru%2Fdoc%2Fstandart%2Ffgosvo3%2Fproekt%2F440304.doc&ei=tgqJVbbtLoLWU7rJgPgB&usg=AFQjCNGnb6w8k2vd4YOiJbHV2Qq0godmLQ&bvm=bv.96339352, d.d24.

22. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/44.02.06.pdf.

23. Профессиональный стандарт «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)». (Проект). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://umo.sportedu.ru/sites/umo.sportedu.ru/files/profstprep_1.pdf.

24. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Направление подготовки 38.03.02. «Менеджмент». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&cad=rja&uact=8&ved=0CDIQFjAD&url=http%3A%2F%2Fwww.osu.ru%2Fdocs%2Ffgos%2Fproekt%2Fbak_38.03.02.doc&ei=YpKKVcqHCcjfywPdk7iAAQ&usg=AFQjCNFweHqktM9IBfxyTRm4guolBzAzwA&bvm=bv.96339352, d.bGQ.

25. Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня СПО). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fbakalavr.ntf.ru%2FDswMedia%2Fversiya2_rekomendaciiposetevomuvzaimodeyst.doc&ei=QxiNVcupNIqxUenekMgK&usg=AFQjCNELMRj_n5UyXrt8sw319OHT1inAXQ&bvm=bv.96782255, d.d24&cad=rjt.

26. Вескеr G. Human Capital. N. Y., 1964.

27. Dominik E. Froehlich, Simon A. J. Beausaert, Mien S. R. Segers. Great Expectations: The Relationship Between Future Time Perspective, Learning from Others, and Employability // Vocations and Learning. 2015. Р. 214–227.

28. Joseph Kessels, Kitty Kwakman. Interface: establishing knowledge networks between higher vocational education and businesses // Higher Education. 2007. Р. 659–703.

29. Külliki Tafel-Viia, Krista Loogma, Silja Lassur, Anne Roosipõld. Networks as Agents of Innovation: Teacher Networking in the Context of Vocational and Professional Higher Education Reforms // Vocations and Learning. 2012. Р. 175–193.

30. The mass communication program in UNESCO // Audiovisual communication review. 1954. Р. 190–207.

31. PMBOK® Guide. Fourth edition. Project Management Institute, Inc. 2008. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://startupseminar.ru/_ld/0/17_301907_2D9D3_pm.pdf.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дремина М.А., Копнов В.А., Лыжин А.И. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. Образование и наука. 2016;(1):50-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75

For citation: Dremina M.A., Kopnov V.A., Lyzhin A.I. TRAINING EMPLOYEES TO WORK WITH HI-TECH EQUIPMENT. The Education and science journal. 2016;(1):50-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75

Просмотров: 936

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)