Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-118-132

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – обосновать необходимость изменения критериев оценивания успеваемости учащихся по физической культуре.

Главная задача уроков физической культуры – формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Однако очевидны тенденция снижения интереса школьников к занятиям физической культурой и их чрезвычайно низкая двигательная активность, что отражается на здоровье подрастающего поколения. Единые унифицированные требования контрольных нормативов не способствуют развитию мотивации к занятиям физической культурой значительной части школьников. Для оптимизации организации физического воспитания необходим обязательный учет индивидуальных особенностей возрастного развития.

Методы. Двигательная активность школьников изучалась на основе измерения параметров силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, скорости, аэробной выносливости. Показатели общего физического развития (ОФР) каждого учащегося рассчитывались путем перевода абсолютных значений тестов в баллы по программе «Президентские состязания», среднее арифметическое значение которых принималось нами за показатель ОФР. Динамика общего физического развития (ДОФР) выявлялась через сопоставление показателей ОФР в начале и конце учебного года.

Уровень умственных способностей учащихся 8, 10 и 11-х классов определялся посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой, а в 6-х классах – на основе интеллектуального теста (ГИТ). Типологические особенности проявления свойств нервной системы – сила нервной системы, подвижность возбуждения и торможения, уравновешенность по «внешнему» и «внутреннему» балансам – исследовались с применением произвольных двигательных методик, предложенных Е. П. Ильиным [6].

Результаты. Экспериментально установлено, что в процессе взросления пики динамики двигательных способностей и интеллекта не совпадают во времени. Так, среди шестиклассников ДОФР достоверно выше у учащихся с низкой динамикой интеллекта, из чего явствует, что в возрасте 12–13 лет высокие темпы развития двигательных способностей сочетаются со сравнительно меньшей динамикой интеллекта, и наоборот. По мере взросления в 8– 11-х классах картина меняется – высокая ДОФР совпадает с высокой дина- микой интеллекта. При этом у учащихся 6-х классов с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по внутреннему балансу выявлена более высокая ДОФР на фоне низкой динамики интеллекта. Шестиклассникам со сравнительно слабой нервной системой и преобладанием торможения по внутреннему балансу, напротив, свойственна более выраженная динамика интеллекта и низкая ДОФР. Следовательно, в подростковом возрасте на соотношение динамики развития умственной и двигательной сфер личности влияют биологические предпосылки. У одних подростков доминирует развитие умственной сферы, а у других – двигательной. На этом фоне единые унифицированные требования контрольных нормативов нецелесообразны.

Научная новизна. Впервые представлены научные экспериментальные данные по соотношению динамики развития двигательных способностей и интеллекта в процессе взросления учащихся, различающихся типологическими особенностями свойств нервной системы. Полученные результаты могут стать основанием для разработки дифференцированных критериев системы оценивания успеваемости школьников на уроках физической культуры.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям физкультуры и методистам. Переориентация системы оценивания достижений учащихся на уроках физической культуры на индивидуальные особенности возрастного развития позволит нивелировать негативное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Об авторе

Е. М. Ревенко
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания,

Омск 



Список литературы

1. Акимова М. К. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова. Обнинск: Принтер, 1993. 40 с.

2. Бальсевич В. К. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Л. Н. Прогонюк, Л. Н. Мустафин, Н. Я. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56–59.

3. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22.

4. Вавилов Ю. Н., Вавилов Д. Ю. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 51–54.

5. Зелова Т. Ф., Ревенко Е. М., Сальников В. А. Возрастные особенности соотношения развития двигательных и умственных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11–16.

6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. С.-Петербург: Питер, 2001. 464 с.

7. Локалова Н. П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 106–112.

8. Пасек М, Михайловска-Савчин М., Новак-Залеска А. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связь с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных залах // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. С. 44–48.

9. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 392 с.

10. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Уровень умственных способностей студентов, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 43–51.

11. Сальников В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография. Омск: СибАДИ, 2013. 411 с.

12. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2012. № 8. С. 124–135.

13. Спирин В. К. К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 94–97.

14. Хедман Р. Спортивная физиология: пер. со швед. Москва: Физкультура и спорт, 1980. 149 с.

15. Чурганов О. А. и др. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О. А. Чурганов, О. М. Шелков, А. В. Малинин, А. А. Маточкина, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 2–5.

16. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство. С.-Петербург: ИМАТОН, 2002. 80 с.


Для цитирования:


Ревенко Е.М. ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Образование и наука. 2016;(1):118-132. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-118-132

For citation:


Revenko E.M. MODIFICATION OF STUDENT ASSESSMENT CRITERIA AS A CONDITION OF MOTIVATION INCREASING FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS. The Education and science journal. 2016;(1):118-132. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-118-132

Просмотров: 752


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)