Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ (РОССИЙСКИЙ ОПЫТ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-145-158

Полный текст:

Аннотация

Цели описанного в статье исследования – проанализировать и обобщить российский опыт использования публикационной активности в качестве критерия оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников; выявить роль мотивационных факторов, влияющих на эту активность.

Методы и методология. Авторами в ходе изучения заявленной темы применялась методология комплексного исследования, включающая методы анализа документов, сравнительного анализа, вторичного использования социологических и психологических данных.

Результаты и научная новизна. Рассмотрена международная и отечественная практика применения количественных и качественных показателей деятельности научно-педагогических работников вузов. Вскрыты причины, почему публикационная активность становится одним из ключевых параметров оценки достижений конкретного ученого, организации, в которой ведется научная работа, и в целом научного сообщества того или иного государства. Показана степень надежности данного критерия – его достоинства и недостатки. Сделан вывод о необходимости существенных изменений в управлении публикационной активностью, затрагивающих как профессиональную, так и мотивационную сферу научно-педагогических работников. Сформулированы наиболее приемлемые варианты измерения эффективности труда специалистов этой категории.

Практическая значимость. Материалы статьи могут служить базой для создания методики оценки профессиональной деятельности научно-педагогических кадров.

Об авторах

И. Б. Ардашкин
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии науки и техники,

Томск



Т. В. Сидоренко
Институт кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков,

Томск



Список литературы

1. Арефьев П. Г. Публикационная активность: возможности роста за счет деятельности авторов. 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/2291-publikacionnaya-aktivnost-vozmozhnostirosta-za-schet-deyatelnosti-avtorov.html.

2. Индикаторы науки: 2013. Статистический сборник // Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба государственной статистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/in2013 (дата обращения 17.08.2015).

3. Мотрошилова Н. В. Реальные факторы научно-исследовательского труда и измерения цитирования // Управление большими системами. 2013. Спец. вып. № 44. Наукометрия и экспертиза в управлении наукой. С. 453–475 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ubs.mtas.ru/upload/library/UBS4426.pdf (дата обращения 07.01.2015).

4. Писляков В. В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования // Социологический журнал [Электрон. ресурс]. 2007. № 1. С. 128–140. Режим доступа: http://library.hse.ru/science/papers/bibliometrics.pdf.

5. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности (дорожная карта) Национального исследовательского Томского политехнического университета среди ведущих мировых центров на 2013–2014 гг. Томск, 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://tpu.ru/today/programs/viu/ (дата обращения 07.01.2015).

6. Рыкова И. Н. Публикационная активность научных и образовательных организаций в условиях инновационной экономики // Академия в лицах. Сайт Российской Академии естественных наук. Москва, 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.raen.info/press/faces/document4014.html (дата обращения 07.01.2015).

7. Свердлов Е. Д. Миражи цитируемости. Библиометрическая оценка значимости научных публикаций отдельных исследований // Вестник Российской академии наук. 2006. Т. 76. № 12. С. 1073–1085.

8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. 9 мая 2012. Столичный выпуск. № 5775.

9. Чеботарев П. Ю. Наукометрия: как с ее помощью лечить, а не калечить? // Управление большими системами. 2013. Специальный выпуск 44. Наукометрия и экспертиза в управлении наукой. С. 14–31 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ubs.mtas.ru/upload/library/UBS4401.pdf (дата обращения 07.01.2015).

10. Штерн Б. Е. Индекс цитируемости российских ученых // Аналитика культурологии. 2009. № 14 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ciberlininka.ru./journal/n/analitika-kulturologii-issue_id=832393#issue-list-title

11. (дата обращения 07.01.2015).

12. Юревич А. В. Идти нам на Хирш // Аналитика. Казанский Федеральный Университет. Казань, 2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kpfu.ru/idti-nam-na-hirsh-71001.html (дата обращения 07.01.2015).

13. Abramo G., D’Angelo C. Evaluating research: from informed peer review to bibliometrics. Scientometrics. 2011. Vol. 87(3). P. 499–514.

14. Bornmann L., Daniel H. D. The state of h index research. Is the h index the ideal way to measure research performance? EMBO Reports. 2009. Vol. 10(1). P. 2–6.

15. Bornmann L. The problem of citation impact assessments for recent publication years in institutional evaluations. Journal of Informetrics. 2013. Vol. 7 (3). P. 722–729. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/j.joi.2013.05.002.

16. Elsaie M. L., Kammer J. Impactites: the impact factor myth. Syndrome. Indian journal of dermatology. 2009 P. 83–85. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2800883/.

17. Waltman L., Van Eck N. J. The inconsistency of the h-index. Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2012. Vol. 63 (2). P. 406–415.


Для цитирования:


Ардашкин И.Б., Сидоренко Т.В. ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ (РОССИЙСКИЙ ОПЫТ). Образование и наука. 2016;(1):145-158. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-145-158

For citation:


Ardashkin I.B., Sidorenko T.V. PUBLICATION ACTIVITY AND ITS ROLE IN ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ENGAGEMENT OF HEI ACADEMIC STAFF (RUSSIAN PRACTICES). The Education and science journal. 2016;(1):145-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-145-158

Просмотров: 622


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)