ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-159-169
Аннотация
Цель публикации – обобщение опыта и определение основных направлений организации и осуществления воспитательной работы в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе (МОК).
Методы. Авторами использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез основных положений и подходов по изучаемой проблеме, обобщение эмпирических данных.
Результаты и научная новизна. Представлен многолетний положительный опыт построения системы воспитания в Пензенском государственном технологическом университете. На его основе определены основные векторы воспитательной работы в современном многоуровневом образовательном учреждении технического профиля: формирование социальных компетентностей обучающихся, педагогическое сопровождение их адаптации в вузе и профессионального самоопределения, развитие студенческого самоуправления. Охарактеризован комплект авторских программ по воспитанию учащейся молодежи, реализация которых предполагает поэтапное осуществление первичной диагностики, созидательно-преобразующей и оценочно-результативной деятельности. Сделан вывод о необходимости обязательной дополнительной психолого-педагогической подготовки преподавателей технического вуза, не имеющих базового педагогического образования, для эффективной воспитательной работы с разновозрастными учащимися, осваивающими разные специальности по программам различных образовательных уровней.
Практическая значимость. Представленные материалы могут быть использованы в практике воспитания не только в образовательных центрах технической специализации, так и в иных учебных учреждениях профессионального образования.
Об авторах
С. В. СергееваРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии,
Пенза
О. А. Воскрекасенко
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики,
Пенза
Список литературы
1. Землянский В. В., Петров Ю. Н. Многоуровневая подготовка кадров с учетом требований регионального рынка труда // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3. С. 113−116.
2. Козлова Н. В. Возможность воспитательной системы технического вуза по формированию и развитию социальных компетентностей студентов на основе применения информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3. С. 118−125.
3. Моисеев В. Б. Пензенская государственная технологическая академия – многоуровневый образовательный комплекс // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 65–67.
4. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2012. 179 с.
5. Сергеев А. В. Профессиональное самоопределение будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза: автореф. дис. …канд. пед. наук. Пенза, 2007. 25 с.
6. Сергеев А. В., Землянский В. В. Проблемы развития многоуровневых образовательных комплексов в современных социально-экономических условиях // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23). С. 155.
7. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/115–11257 (дата обращения: 24.12.2013).
8. Сергеева С. В., Калашникова С. С., Воскрекасенко О. А. Психологопедагогическое сопровождение деятельности наставника в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. № 5. С. 45–51.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ. Образование и наука. 2016;(1):159-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-159-169
For citation:
Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. TECHNICAL UNIVERSITY AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX: FROM THE EXPERIENCE OF EDUCATION OF YOUNG STUDENTS. The Education and science journal. 2016;(1):159-169. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-159-169