ПРИОБЩЕНИЕ К РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-169-179

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – показать возможности совершенствования подготовки китайских студентов, осваивающих профессию учителя музыки, при их приобщении к музыкальной культуре России.

Методология и методы. Авторы публикации опирались на идею взаимной экстраполяции опыта российских и китайских педагогов – взаимообмен как традиционными методами и средствами музыкального образования, доказавшими свою эффективность, так и современными методиками подготовки учителей музыки. В работе использовались анализ и обобщение содержания существующих литературных источников; анализ состояния современного процесса профессионального педагогического образования будущих учителей музыки в университетах Китая и России.

Результаты исследования: описаны способы и средства приобщения китайских студентов – будущих учителей музыки к виолончельной музыкальной культуре России на основе взаимосвязи искусств и различных видов художественной деятельности и освоения профессиональной исполнительской техники игры на виолончели. Показано, что такие средства и способы служат взаимообогащению национальных культур, укреплению международных связей.

Научная новизна. Выявлены наиболее эффективные, с точки зрения авторов статьи, методики профессиональной подготовки учителей музыки: полихудожественное образование, базирующееся на сопоставлении разных видов искусства (музыки, поэзии, танца, театра, изобразительного искусства) и поиске их пересечения для более глубокого проникновения в пластику интонаций музыкального произведения; метод ретроспективы и перспективы, заключающийся в сравнительном анализе классических, заимствованных из арсенала признанных мастеров и современных манер исполнения и способов обучения игре на избранном инструменте; метод российского педагога, музыканта и композитора Д. Б. Кабалевского, основанный на восприятии и размышлении о музыке, расширяющий представления о диапазоне стилей исполнения, возможностях интерпретации музыкального произведения, специфике индивидуальной техники и ее эстетических особенностях у каждого музыканта. Опорные конспекты, которые предлагается создавать студентам в процессе такого размышления, в дальнейшем могут быть использованы ими в реальной профессиональной деятельности в качестве основного материала для музыкального анализа произведений на уроках в школе.

Практическая значимость: сформулированы рекомендации по реализации полихудожественного образования, метода перспективы и ретроспективы, восприятия и размышления о музыке, а также по применению в учебном процессе современных технических средств обучения учителей музыки, специализирующихся по классу виолончели.


Об авторах

Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования,

Екатеринбург



Ван Бодун
Северо-восточный педагогическый университет
Китай

магистрант,

 Чанчунь 



Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. Москва: Академия, 2004. 336 с.

2. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в Китае на рубеже ХХ–ХХI вв. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 34 (74). С. 183–187.

3. Лю Юйтун. Исследования российских педагогов в восприятии и оценке китайских коллег // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе: материалы V межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов, молодых ученых. Москва, 18–19 апреля 2011 г. Москва: МПГУ, 2011. С. 65–66.

4. Савенкова Л. Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения // Педагогика искусства [Электрон. ресурс]. 2011. № 3. С. 60–81. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=17275519

5. Тагильцева Н. Г. Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад – школа – вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 1. С. 34–38.

6. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 82–85.

7. Тагильцева Н. Г., Шавов Ф. Д. Суггестопедия в формировании музыкального опыта дошкольников // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 94–104.

8. Хоу Юэ. Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 12 (85). С. 132–136.

9. Хуан Сяньюй. Музыковедческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России // Теория и практика общего развития. 2015. № 2. С. 105–107.

10. Чень Го. Проблема подготовки магистрантов по музыкальным специальностям в университетах КНР // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2012. 3 (133). С. 250–254.

11. Чжоу Син. Живопись периода Сун (Х–ХIII вв.) и китайская народная картина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [Электрон. ресурс]. 2008. № 60. С. 294–299. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-perioda-sun-h-hiii-i-kitayskaya-narodnaya-kartina-nyanhua

12. Шэнь Фанфан. Проблема методов в музыкально-исполнительском обучении // Преподаватель ХХI века. 2011. № 2. Ч. 1. С. 104–110.

13. Юминг Чи. Приобщение студентов китайских музыкально-педагогических вузов к Российской виолончельной музыке // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 80–85.

14. [摘要]:20世纪以来,随着新音乐在中国的传播与发展,作为西方弦乐艺术重要组

15. 成部分的大提琴艺术在中国得到了一定程度的发展,并经历了逐步中国化的历史进程。新中国

16. 成立60余年来,大提琴艺术中国化的当代实践主要体现在两个方面,一是中国风格大提琴音乐

17. 作品的创作实践,二是中国风格大提琴音乐作品的演奏实践。这两个方面为大提琴艺术在中国

18. 的发展提供了可资借鉴的有益资源。

19. 在20世纪中国音乐的现代性进程中,“新音乐”的创作与表演有力推动了西方器乐

20. 文化在中国的传播与发展。随着中国作曲家对“中国风格”器乐作品的探索与创作,西方器乐艺

21. 术开始走上了逐步中国化的艺术实践之路。一方面,中国风格旋律音调的运用丰富了西方器乐

22. 艺术的表现风格

23. 大提琴艺术中国化的当代实践《吉林艺术学院学报》 2013 年03期 赵嘉楠 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTALJLYY201303001.htm


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тагильцева Н.Г., Бодун В. ПРИОБЩЕНИЕ К РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ. Образование и наука. 2016;(1):169-179. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-169-179

For citation: Таgiltseva N.G., Bodong W. INTRODUCTION TOTHE RUSSIAN MUSIC CULTURE AS A WAY OF CHINESE MUSIC TEACHERS TRAINING. The Education and science journal. 2016;(1):169-179. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-169-179

Просмотров: 364

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)