Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33

Аннотация

Цель представленного в статье исследования – привлечь внимание педагогической общественности к феномену вычислительного мышления, активно обсуждаемому в последнее десятилетие в зарубежной научно-педагогической литературе, обосновать его теоретическую значимость, практическую полезность и право на институирование в отечественном образовании.

Методы. Исследование базируется на анализе зарубежных исследований феномена вычислительного мышления и путей его формирования в процессе образования; на сопоставлении понятия «вычислительное мышление» с родственными понятиями, используемыми в российской научно-педагогической литературе.

Результаты. Понятие «вычислительное мышление» проанализировано как с точки зрения его интуитивного понимания, так и в научно-прикладных, аспектах. Показано, как эволюционировало данное мышление в процессе развития технических и программных средств информатики. Описана практико-ориентированная интерпретация вычислительного мышления, доминирующая в среде работников образования, наряду с некоторыми приемами его формирования. Доказано, что этот вид мышления является как метапредметным результатом общего образования, так и его инструментом. С точки зрения автора, целенаправленное развитие вычислительного мышления должно стать одной из задач российского образования.

Научная новизна. Теоретически обоснована значимость понятия «вычислительное мышление» как метапредметного результата обучения. Описана динамика развития этого понятия в процессе эволюции компьютерных и информационных технологий и расширения пространства задач, для эффективного решения которых необходимо вычислительное мышление. Обосновано утверждение о том, что перенос понятия «вычислительное мышление» в принятую в отечественном образовании систему педагогических понятий восполняет существующий в ней пробел.

Практическая значимость. Выделен новый метапредметный результат образования, связанный с формированием личностных и профессиональных качеств человека, живущего и работающего в информационном обществе.

Об авторе

Евгений Карлович Хеннер
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь (РФ)
Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий



Список литературы

1. Буч Г., Максимчук Р. А. и др. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений: перевод с англ. Москва: Вильямс, 2010. 720 с.;

2. Вольфенгаген В. Э. Область между практическими навыками и фундаментальными принципами вычислений [Электрон. ресурс] // Аппликативные вычислительные системы: материалы III Международной конференции АВС 2012. Москва, 26–28 ноября 2012 г. С. 1–7. Режим доступа: http:// jurinfor.exponenta.ru/ACS2012/ACS-2_Proceedings-All.pdf (дата обращения 10 февраля 2016 г.)

3. Ершов А. П. Программирование – вторая грамотность [Электрон. ресурс] // Электронный архив академика А. П. Ершова. Институт систем информатики Сибирского отделения РАН. Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/russian/second_literacy/pred (дата обращения 10 февраля 2016 г.)

4. Журавлева Е. Ю. Эпистемический статус цифровых данных в современных научных исследованиях // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 113–123.

5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: перевод с англ. Москва: Педагогика, 1989. 220 с.

6. Сухомлин В. А. Международные образовательные стандарты в области информационных технологий // Прикладная информатика. 2012. № 3. С. 33–54.

7. Хеннер Е. К. Тело знаний информатики и содержание школьного предмета // Информатика и образование. 2015. № 7 (266). С. 24–32.

8. Barr V., Stephenson Ch. Bringing Computational Thinking to K-12: What is Involved and What is the Role of the Computer Science Education Community? [Электрон. ресурс] // ACM Inroads. 2011, March. Vol. 2. № 1. Р. 48–54. Режим доступа: https://csta.acm.org/Curriculum/sub/CurrFiles/BarrStephensonInroadsArticle.pdf (дата обращения 10 февраля 2016 г.)

9. Exploring Computational Thinking. Google for Education [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.google.com/edu/resources/programs/exploring-computational-thinking/index.html#! home (дата обращения 10 февраля 2016 г.).

10. Grady Booch, Robert A. Maksimchuk, Michael W. Engle, Bobbi J. Young, Jim Conallen, Kelli A. Houston. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. Addison-Wesley. 2007. 691 р.

11. Operational Definition of Computational Thinking for K-12 Education. Computer Science Teachers Association [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://csta.acm.org/Curriculum/sub/CompThinking.html (дата обращения 10 февраля 2016 г.)

12. Papert S. An Exploration in the Space of Mathematics Educations // International Journal of Computers for Mathematical Learning. Vol. 1. № 1. Р. 95–123. 1996.

13. Papert S. Mindstorms: Children, Computers, and Powerful Ideas. New York: Basic Books, 1981. 242 р.

14. Report of a Workshop on The Scope and Nature of Computational Thinking. Committee for the Workshops on Computational Thinking; National Research Council. 2010. The National Academic Press. 2010. 115 р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nap.edu/12840 (дата обращения 10 февраля 2016 г.).

15. Wing J. Computational Thinking [Электрон. ресурс] // Communications of the ACM. 2006, March. Vol. 49. № 3. Р. 33–35. Режим доступа: https://www.cs.cmu.edu/~15110-s13/Wing06-ct.pdf (дата обращения 10 февраля 2016 г.).

16. Wing J. Research Notebook: Computational Thinking – What and Why? [Электрон. ресурс] / The Link. The magazine of the Carnegie Mellon University School of Computer Science. 2011–03–06. Режим доступа: http://www.cs.cmu.edu/link/research-notebook-computational-thinking-what-and-why (дата обращения 10 февраля 2016 г.).


Рецензия

Для цитирования:


Хеннер Е.К. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Образование и наука. 2016;(2):18-33. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33

For citation:


Khenner E.K. COMPUTATIONAL THINKING. The Education and science journal. 2016;(2):18-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33

Просмотров: 3237


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)